По-настоящему знаковое событие произошло 6 ноября в столице Беларуси.
Особый символизм придаёт дата – 7 ноября. Сегодня это время подарков. И белорусы к этому уже привыкли: где-то открыли детский сад или новый мост, где-то подвели газ или сдали новый жилой дом. Из этого и складывается комфорт повседневной жизни.
Открытия новых станций метро белорусы ждали семь лет. Казалось, столько причин, чтобы свернуть работы, отложить до лучших времён. Но нет, в Беларуси ничего откладывать не стали, нужные и полезные объекты сдают в срок, как и обещали. Теперь в Минске не две, а три линии метрополитена.
Авторы киножурнала 1979 года – именно в это время была заложена первая свая в большом подземном проекте – ошиблись в прогнозах: Минск рос и расширялся гораздо быстрее, чем предполагали. Но роль и значение метро предугадали безошибочно. Нынче это самый быстрый, комфортный и экологичный транспорт.
Сегодня белорусский «транспортный андеграунд» тесно вплетён в инфраструктурную ткань столицы. Это отдельный подземный город, который каждый день принимает 700 тысяч пассажиров. И берёт на себя до трети столичных перевозок.
Первые 8 станций были открыты в 1984-м. В лихие 90-е и тяжёлые нулевые подземное строительство не прекращалось. На метро иногда уходило до трети городского бюджета. Кадры 1995 года, знаковое событие – 3 июля открыты станции «Пушкинская» и «Молодёжная».
Получается, что современный вид минское метро приобрело уже в годы независимой Беларуси. То есть это не столько советское наследие, сколько продукт стараний и сил специалистов суверенной страны. И, конечно, школы, которую удалось сохранить. Впрочем, на заре независимости шли острые споры – нужно ли все это? Метростроевцы с опытом их помнят.
Строить метро или нет, ведь это очень дорого? Эту дилемму в своё время решал Александр Лукашенко. То есть для Президента это и личная история, и во многом личный проект. Сегодняшний спуск под землю и встреча с метростроевцами и работниками метро – событие особое. Президент вспомнил те самые 90-е и аргументы, руководствуясь которыми было принято решение, что подземный город будет расширяться!
Но прокладывать тоннели, как раньше, стало неэффективно, затратно и долго. Третью линию создавали ускоренными темпами – с помощью специальной машины с нежным белорусским именем «Алеся».
У каждого из этих людей с новой линией связана весомая часть жизни. Владимир Кузнецов хорошо помнит, как выкопал первую лопату земли под станцией «Ковальская Слобода». Но живет тем, что еще предстоит сделать – у родного предприятия работы не на годы, а на десятилетия вперед.
Сегодня в разговоре Александр Лукашенко также подтвердил – третья ветка станет длиннее. Но надо думать и о четвертой – кольцевой.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Сегодня современные подвижные составы пойдут по новой линии. И жизнь в нашей Беларуси пойдёт дальше к новым целям. Мы достроим третью ветку, на которой может быть до 17 станций. И моя мечта: может быть, хотя бы начать мегапроект по строительству четвёртой линии метрополитена – кольцевой, которая разгрузит Минскую кольцевую автодорогу. Благодаря этому в обозримой перспективе будут созданы полноценные транспортно-пересадочные узлы между всеми видами городского и пригородного транспорта».
И хотя мы уже привыкли, что раз в несколько лет тоннели становятся длиннее, а метро приходит в самые отдалённые микрорайоны – сегодняшнее событие знаковое. Открываются не просто новые станции – теперь официально у минского метро не две, а три линии. Как и ко всему хорошему к этому мы привыкнем быстро.
У третьей линии несколько пусковых комплексов. И пока заработала первая очередь. Первый пусковой комплекс – это сразу четыре станции, две из которых – переходные. Остановка «Ковальская Слобода» конечная, но временно. До тех пор пока линию не проложат дальше. Предполагается, что маршрут будет состоять из 14 станций, которые соединят север и юг Минска. Очевидно, что метро и дальше будет оставаться главным и самым удобным общественным транспортом столицы. И да, по этой линии будут курсировать только новые белорусские локомотивы «Штадлер».
Доверили движение по новому маршруту первоклассному машинисту. Владимир Богуш – из таких. В трудовой так и написано: машинист первого класса. И пока состав не поехал, интересуемся: что же нового в «Штадлерах»? Если кратко – то много. На первый взгляд: нет привычных зеркал, им на смену пришли камеры заднего вида. Но главное – автоматика рулит!
Разницу отметят и пассажиры: вагоны сквозные, а значит, в хвосте не придётся толпиться, ход – плавный, есть кондиционеры и розетки для зарядки смарт-устройств. Срок эксплуатации подвижного состава – 50 лет. У старого был около 30. А ещё на новом маршруте – новый уровень безопасности: рельсы от перрона отделяют защитные ограждения. А двери открываются автоматически.
Александр Лукашенко сегодня проехал по всему пути. И побывал на каждой станции. После «Ковальской Слободы» – станция «Вокзальная», в основе её концепции – образ дороги. Дальше – «Площадь Франтишка Богушевича». Здесь в интерьере воплощены элементы эпохи и творчества известного белорусского поэта. Материалы и технологии белорусские.
Конечный пока пункт маршрута – станция «Юбилейная площадь». Она получилась самой праздничной. В итоге вся ветка метро сохраняет единый стиль, где переплетены технологичность, традиции и эстетика.
Сейчас метростроевцы работают на южном направлении зелёной ветки, вскоре метро появится в районе Курасовщина. Потом настанет черед севера Минска – в планах дойти до Зелёного Луга. Президент даже пошутил, что можно будет и на работу на метро добираться. Проездной у него уже есть – билет на 20 поездок вручили на входе.
Президент поручил мэру Минска продолжить тренд на электрификацию транспорта. Это особенно актуально с учётом завтрашнего события – энергетического запуска АЭС, Александр Лукашенко это событие также не пропустит.
Мэр представил краткий доклад о развитии столицы. По итогам года региональный продукт не должен снизиться, даже с учётом пандемии. Чуть прибавит экспорт услуг. Зарплаты – номинально вырастут на 15%, реально – на 9%. Ну и цены – у Владимира Кухарева они под контролем.
У этой истории обязательно будет продолжение. Истории, которая хотя разворачивается ниже уровня земли, но главное в ней – высокие профессиональные и человеческие качества людей, которые здесь работают и сохраняют школу уникальных навыков.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро – показатель нашей социальной и политической устойчивости. В это время такие государства, как мы, подобных объектов не создают. Абсолютное большинство людей в стране трудолюбивые и порядочные. Да и те, кто еще вчера колебался, уже увидели лицо Майдана во всей красе, сделали соответствующие выводы и уже требуют от меня навести порядок. Разумные люди хотят безопасности, стабильности, спокойного и эволюционного развития, спокойных перемен, которые вы сможете выдержать. Не забывайте: перемены – это серьёзная ломка. Вопрос только в том, будет эта ломка кардинальная или эволюционная, спокойная».
Время шоковых терапий для экономик действительно прошло. Как и прошли годы, когда белорусы были готовы слушать других, но не себя. Сегодня надо иметь собственное мнение, уметь его отстаивать. Ведь советчиков будет предостаточно всегда. Например, нашими выборами озаботились в Германии: мол, выборы не те и прошли не так. Стоит чуть подождать и посмотреть, что в Бундестаге скажут про итоги американского голосования. Вероятно, промолчат.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «На злобу дня. Некоторые от нас требуют новые выборы. Гарантирую вам новые выборы тогда, когда вы примете решение. Немцы вчера озаботились, аж в своем парламенте приняли решение для нас, белорусов. Вы сначала у себя разберитесь, в Польше разберитесь, она поближе. И самое главное: потребуют ли они от американцев провести повторные выборы? Я посмотрю, как немцы потребуют от американцев провести новые выборы. Я к чему эту кашу в конце своего выступления заварил? Я хочу, чтобы вы думали своей головой. Думайте, если вы что-то говорите, аргументируйте. Но поскольку сегодня праздник, поздравляю вас с этим праздником. Очень хочу, чтобы мы сохранили вас: умных, толковых, талантливых. Вы действительно классные специалисты. Думайте, как жить. Запомните: вы уйдёте – ваши дети должны сюда прийти. Они никому нигде не нужны, кроме своего куска земли. Давайте будем думать об этом».
7 ноября в 12:30 третья линия откроется для всех пассажиров. Ведь для минчан, которые живут в большом, но комфортном городе даже миллиард рублей – столько стоил этот проект – цена приемлемая. Ведь сделано это белорусами и для белорусов.
Телеканал ОНТ, 6 ноября 2020
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-0/338/56821
Текущая дата: 20.11.2024