Имя этого композитора имеет глубинную, кровную связь с нашей национальной культурой.
Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения выдающегося музыканта и дирижёра, крупнейшего композитора своего времени, который внёс значительный вклад в становление белорусской музыкальной культуры, Станислава Монюшко. Многие его произведения были созданы и впервые поставлены на белорусской земле и наполнены её колоритом.
Родился Станислав Монюшко 5 мая 1819 года в бывшем имении Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район). Там, среди чудесной природы, прошло его детство.
Подростком он ощутил красоту и привлекательность белорусского фольклора. Будущий гений с увлечением слушал и запоминал песни крестьян. Дом Монюшко был наполнен творческой атмосферой: здесь собирались литераторы, артисты, устраивались музыкальные вечеринки, которыми заправляла мать Станислава - она была прекрасной певицей, блестяще играла на фортепиано. И поэтому естественно, что белорусские мотивы доминируют во всех сочинениях мастера, особенно ранних. И в дальнейшем своём творчестве композитор также черпал вдохновение в народной среде. Григорий Ширма, видный музыкальный деятель, например, был просто очарован его оперой "Сплавщики леса". Он писал: "Такое богатство песенных и народных интонаций, что порой создается впечатление, что ты где-то под Слуцком или возле Минска присутствуешь на народном празднике".
Подростком он ощутил красоту и привлекательность белорусского фольклора. Будущий гений с увлечением слушал и запоминал песни крестьян. Дом Монюшко был наполнен творческой атмосферой: здесь собирались литераторы, артисты, устраивались музыкальные вечеринки, которыми заправляла мать Станислава - она была прекрасной певицей, блестяще играла на фортепиано. И поэтому естественно, что белорусские мотивы доминируют во всех сочинениях мастера, особенно ранних. И в дальнейшем своём творчестве композитор также черпал вдохновение в народной среде. Григорий Ширма, видный музыкальный деятель, например, был просто очарован его оперой "Сплавщики леса". Он писал: "Такое богатство песенных и народных интонаций, что порой создается впечатление, что ты где-то под Слуцком или возле Минска присутствуешь на народном празднике".
Первоначальное музыкальное образование Станислав получил от мамы, которая училась под руководством известного минского музыканта и композитора Петра Караффы-Корбута, игравшего на 24 инструментах. Когда пришло время учёбы мальчика, семья переехала в Минск, где будущий маэстро начал заниматься у дирижера и замечательного музыкального педагога Доминика Стефановича.
С 17 лет юноша брал уроки в Берлинской певческой академии у Карла Фридриха Рунгенхагена. В Берлине были написаны и изданы первые произведения Монюшко: "Три песни", песня "Разговор", баллада "Три Будрисы" на тексты Адама Мицкевича и Первый струнный квартет. К этому же времени относится и создание им первых сценических и религиозных музыкальных произведений. В 1840 году, завершив образование, композитор переехал в Вильно, где женился на Александре Мюллер. Там он служил органистом в костёле Святых Иоаннов, а также давал уроки фортепиано и композиции.
В виленский период мастер создал множество вокальных произведений на сюжеты белорусских народных песен, переведённых на польский язык Яном Чечетом, Владиславом Сырокомлей, Адамом Мицкевичем и другими выдающимися поэтами, и объединил их в серию сборников под общим названием "Домашний песенник". Романсы и песни Станислава Монюшко изменили бытовой и концертный фон Беларуси и Польши, до этого времени ориентированный на итальянские, французские и немецкие произведения.
Создание первых водевилей, музыкальных комедий и комических опер автора связано с Беларусью. В 1834 году минскими любителями поставлена оперетта "Конторские служащие", а позже - шуточный спектакль "Лотерея".
Большую часть наследия Станислава Монюшко белорусского периода составили духовные произведения. Среди них - четыре "Остробрамские литании", которые многие исследователи считают наивысшим достижением композитора в сфере религиозной музыки, написанной в это время. Работал Монюшко и в таких жанрах, как кантата, симфоническая поэма и др. На либретто Винцента Дунина-Марцинкевича им написаны оперетты "Рекрутский набор", "Соревнования музыкантов" и опера "Волшебная вода".
Поставленная в 1852 году в Минске вместе с Дуниным-Марцинкевичем и Константином Кжижановским "Идиллия" ("Селянка") стала первой в истории оперой, в которой зазвучал белорусский язык. Впервые с большой сцены звучали национальные мелодии, поговорки, пословицы и крылатые выражения. Премьера этой комической оперы прошла с оглушительным успехом, но не понравилась властям, так как в ней критиковались некоторые явления феодальной действительности. Она была запрещена, хотя в Бобруйске, Слуцке, Несвиже и Глуске её удалось поставить.
Большую популярность завоевала знаменитая опера "Галька", которая в первоначальной редакции прозвучала в концертном исполнении в 1848 году в Вильно, а в 1856 - в Минске.
В 1842 году Станислав Монюшко побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с видными русскими композиторами Михаилом Глинкой, Александром Даргомыжским, Александром Серовым, которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях.
В 1858 году маэстро переехал в Варшаву. Он стал дирижёром и Большого театра Варшавы, на сцене которого поставил ряд своих опер. Среди них - знаменитая "Галька" в новой четырехактовой версии, "Флис", богатство песенных и танцевальных мелодий которой взято из белорусского фольклора, оперы "Графиня" и Verbum nobile, которые засвидетельствовали зрелость оперного стиля композитора. Ещё одна известная опера Станислава Монюшко - "Страшный двор" - была написана в 1865 году. В 1952 году она - впервые в СССР - была поставлена Государственным театром оперы и балета Беларуси (перевод на белорусский язык сделал Максим Танк).
В целом композитор создал 20 опер и оперетт, три балета, два реквиема, сотни песен, в том числе "Походную песню литвинов" на слова Владислава Сырокомли.
С 1864 года и до конца жизни Монюшко был профессором Варшавского института музыки. В этом же году в последний раз он посетил Минск, когда уже был известным и уважаемым композитором.
Умер Станислав Монюшко в 1872 году. Европейская слава пришла к композитору в варшавский период его жизни. Он стал классиком польской музыки, но был, остается и всегда будет частью белорусской культуры и земли, которая взрастила и вдохновила его.
На протяжении всей жизни Станислав Монюшко поддерживал тесную связь с белорусскими музыкантами, оказывал им разностороннюю помощь в творческой деятельности. Например, посылал разным известным европейским издателям произведения одарённого композитора и пианиста из Минска Флориана Миладовского, писал статьи о своих соотечественниках, в том числе гродненской скрипачке Теофилии Юзефович, рецензировал их труды, в частности книгу Наполеона Орды "Грамматика музыки", помог получить музыкальное образование Камиле Марцинкевич и другим молодым талантам, организовывал их концерты.
В день 150-летия композитора, 5 мая 1969 года, в поселке Озёрный Червенского района был основан музей Станислава Монюшко. А уже в 2017 году в городском поселке Смиловичи того же района появилась музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству мастера.
3 сентября 2016 года в Минске состоялось торжественное открытие памятника создателям белорусской национальной классической оперы - композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Скульптурная композиция разместилась в сквере у ратуши на пл. Свободы. В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также Минске, Гродно, Смолевичах.
В 2019 году 200-летний юбилей Станислава Монюшко был включён в Список памятных дат ЮНЕСКО и широко отмечался культурной общественностью всего мира. В Беларуси 2019 год также стал плодотворным на разнообразные мероприятия, которые проводились в честь композитора в разных уголках нашей страны. В юбилейный год в минском Архикафедральном костеле Имени Пресвятой Девы Марии была установлена мемориальная табличка с изображением Станислава Монюшко. 27 декабря 2019 года Национальный банк Республики Беларусь выпустил в обращение памятную монету "Станислав Монюшко. 200 лет".
Сегодня выдающийся композитор вновь и вновь возвращается на родину через свои произведения. В память о нём проводятся концерты, музыкальные фестивали, выставки, театрализованные представления. В 2022 году в Музее истории театральной и музыкальной культуры состоялся концерт "Прамяністыя спевы Станіслава Манюшкі", приуроченный к 150-летию со дня смерти маэстро. В апреле 2023 года на базе Белорусской государственной академии музыки прошел III Республиканский открытый конкурс вокалистов имени С. Монюшко.
5 мая 2024, Минск
БЕЛТА
5 мая 2024, Минск
БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-0/34/73970
Текущая дата: 16.11.2024