Закон был принят депутатами Палаты представителей, одобрен членами Совета Республики и 8 ноября подписан главой государства. Документ официально был опубликован 16 ноября и вступил в силу через 10 дней, то есть 27 ноября 2011 года.
Поправки, внесенные в действовавший ранее закон о массовых мероприятиях, в первую очередь направлены на усиление мер по обеспечению общественной безопасности граждан при проведении массовых мероприятий.
В частности, уточнен термин "пикетирование". К нему отнесена организация несанкционированных сборов граждан, в том числе с помощью социальных сетей и Интернета, в том числе и флэшмобы. Запрещается объявлять о дате, месте, времени проведения массовых мероприятий в СМИ, Интернете и социальных сетях до получения разрешения на их проведение. Расширяется также перечень мест, где нельзя проводить массовые мероприятия, в частности четко оговорено расстояние от места проведения таких мероприятий до учреждений образования, соцсферы, объектов военного и особого назначения. Вводится запрет на организацию массовых мероприятий лицами, которые в течение года допускали нарушения в организации массовых акций.
Для принятия дополнительных мер по обеспечению общественной безопасности разрешается оборудовать места проведения акций средствами видеонаблюдения и другими техническими средствами. Организаторы вправе оградить место акции и установить КПП. Им предоставляется право ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными средствами, осуществлять пропускной режим, личный досмотр граждан и находящихся при них вещей с применением технических средств обнаружения, а при отказе гражданина подвергнуться личному досмотру - не допускать его на территорию места проведения массового мероприятия.
Вводится запрет на одновременное проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и в одно и то же время.
При подготовке новой редакции закона тщательно изучалось законодательство по этой теме стран СНГ, Европы, США - всего более 20 государств. Принимались во внимание также "Руководящие принципы по свободе мирных собраний", принятые в марте 2007 года БДИПЧ ОБСЕ. Белорусский закон в принципиальных подходах ничем в худшую сторону не отличается от законов других стран, а в части санкций за нарушения - он гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США.
Например, в ФРГ любое массовое мероприятие, в том числе собрание или демонстрация, должны быть обязательно санкционированы властями. При этом власть наделена правом запретить дальнейшее проведение демонстрации, если создается угроза причинения вреда людям или материальным ценностям. В законодательстве Франции есть понятия "демонстрации" и "сборища". Под последним подразумевается любое скопление людей в общественном месте, способное нарушить общественный порядок. По французскому уголовному кодексу, такое сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата.
Спектр наказаний для организаторов и участников незаконных акций в странах Европы достаточно широк, но вместе с тем отличается суровостью. В Великобритании, например, за публичное угрожающее или оскорбительное поведение, которое причиняет тревогу, беспокойство или страдание другому лицу, можно получить штраф до 400 фунтов стерлингов. В Швеции - если толпа нарушает общественный порядок и не расходится по требованию властей, то подстрекатели и руководители приговариваются к тюремному заключению на срок до 4 лет, а участники могут получить наказание до 2 лет лишения свободы. За неподчинение приказу полиции прекратить демонстрацию в Италии можно лишиться свободы на срок от одного месяца до одного года.
Разумеется, всегда есть граждане, которые недовольны тем или иным законом, принимаемым в стране, закон не может быть удобным для всех. Нововведения в закон не должны вызывать настороженности и неприятных ожиданий со стороны тех, кто проводил и проводит массовые мероприятия в соответствии с законодательством. Эти поправки не коснутся большинства граждан. Они коснутся в первую очередь тех, кто пытается расшатать стабильность как общественную, так и политическую.
Закон ни коим образом не ограничивает право человека на выражение своей позиции и собственного мнения. Все те, у кого есть своя позиция, имеют множество возможностей ее изложить и высказать, но только легальным способом, в соответствии с законом, без создания множественных проблем для других граждан страны и угрозы их жизни.
В законе четко прописано, по каким мероприятиям вводится специальный порядок проведения. Речь в первую очередь идет о мероприятиях, предполагающих большое скопление людей, проводимых политическими партиями и общественными организациями. Новый закон о массовых мероприятиях сделает акции с участием множества людей более безопасными, позволит оградить людей от провокаций и провокаторов.
27 ноября 2011, Минск
БЕЛТА
В частности, уточнен термин "пикетирование". К нему отнесена организация несанкционированных сборов граждан, в том числе с помощью социальных сетей и Интернета, в том числе и флэшмобы. Запрещается объявлять о дате, месте, времени проведения массовых мероприятий в СМИ, Интернете и социальных сетях до получения разрешения на их проведение. Расширяется также перечень мест, где нельзя проводить массовые мероприятия, в частности четко оговорено расстояние от места проведения таких мероприятий до учреждений образования, соцсферы, объектов военного и особого назначения. Вводится запрет на организацию массовых мероприятий лицами, которые в течение года допускали нарушения в организации массовых акций.
Для принятия дополнительных мер по обеспечению общественной безопасности разрешается оборудовать места проведения акций средствами видеонаблюдения и другими техническими средствами. Организаторы вправе оградить место акции и установить КПП. Им предоставляется право ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными средствами, осуществлять пропускной режим, личный досмотр граждан и находящихся при них вещей с применением технических средств обнаружения, а при отказе гражданина подвергнуться личному досмотру - не допускать его на территорию места проведения массового мероприятия.
Вводится запрет на одновременное проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и в одно и то же время.
При подготовке новой редакции закона тщательно изучалось законодательство по этой теме стран СНГ, Европы, США - всего более 20 государств. Принимались во внимание также "Руководящие принципы по свободе мирных собраний", принятые в марте 2007 года БДИПЧ ОБСЕ. Белорусский закон в принципиальных подходах ничем в худшую сторону не отличается от законов других стран, а в части санкций за нарушения - он гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США.
Например, в ФРГ любое массовое мероприятие, в том числе собрание или демонстрация, должны быть обязательно санкционированы властями. При этом власть наделена правом запретить дальнейшее проведение демонстрации, если создается угроза причинения вреда людям или материальным ценностям. В законодательстве Франции есть понятия "демонстрации" и "сборища". Под последним подразумевается любое скопление людей в общественном месте, способное нарушить общественный порядок. По французскому уголовному кодексу, такое сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата.
Спектр наказаний для организаторов и участников незаконных акций в странах Европы достаточно широк, но вместе с тем отличается суровостью. В Великобритании, например, за публичное угрожающее или оскорбительное поведение, которое причиняет тревогу, беспокойство или страдание другому лицу, можно получить штраф до 400 фунтов стерлингов. В Швеции - если толпа нарушает общественный порядок и не расходится по требованию властей, то подстрекатели и руководители приговариваются к тюремному заключению на срок до 4 лет, а участники могут получить наказание до 2 лет лишения свободы. За неподчинение приказу полиции прекратить демонстрацию в Италии можно лишиться свободы на срок от одного месяца до одного года.
Разумеется, всегда есть граждане, которые недовольны тем или иным законом, принимаемым в стране, закон не может быть удобным для всех. Нововведения в закон не должны вызывать настороженности и неприятных ожиданий со стороны тех, кто проводил и проводит массовые мероприятия в соответствии с законодательством. Эти поправки не коснутся большинства граждан. Они коснутся в первую очередь тех, кто пытается расшатать стабильность как общественную, так и политическую.
Закон ни коим образом не ограничивает право человека на выражение своей позиции и собственного мнения. Все те, у кого есть своя позиция, имеют множество возможностей ее изложить и высказать, но только легальным способом, в соответствии с законом, без создания множественных проблем для других граждан страны и угрозы их жизни.
В законе четко прописано, по каким мероприятиям вводится специальный порядок проведения. Речь в первую очередь идет о мероприятиях, предполагающих большое скопление людей, проводимых политическими партиями и общественными организациями. Новый закон о массовых мероприятиях сделает акции с участием множества людей более безопасными, позволит оградить людей от провокаций и провокаторов.
27 ноября 2011, Минск
БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-1/227/10792
Текущая дата: 07.11.2024