Белорусский портал в Казахстане

Терроризм в Беларуси



До 2008 года белорусские спецслужбы не сталкивались с триперекисью ацетона, даже служебная собака на нее не отреагировала - свидетель.

Группа разминирования, обезвредившая взрывное устройство на День независимости в 2008 году, была уверена, что имеет дело с муляжом, служебная собака также не отреагировала на взрывчатку, рассказал в ходе допроса в Верховном суде исполнявший обязанности руководителя группы разминирования МВД Виталий Круковский.

Как передает корреспондент агентства "Интерфакс-Запад", в судебном заседании проходит допрос свидетелей по делу о терроризме относительно эпизода взрыва в ходе празднования Дня Независимости в ночь с 3 на 4 июля 2008 года - ИФ.

"После 22 часов прошел сигнал, что обнаружен подозрительный предмет. Я был командиром группы разминирования. На специально оборудованном автомобиле к этому месту было добраться невозможно, так как это была не наша зона ответственности и было большое скопление народа. Я принял решение добираться пешком, взяв необходимое оборудование и служебную собаку", - рассказал свидетель.

По словам В.Круковского, сначала для обследования предмета - 2-литрового пакета сока "Садочек" - пустили служебную собаку.

"Согласно докладу кинолога, собака не обнаружила взрывчатое вещество. Собака была натренирована на тротилосодержащие, аммиачносодержащие вещества, гексоген, черный порох", - сказал свидетель. Он уточнил, что на триперекись ацетона собака не тренировалась.

Александр Сапега, сотрудник группы разминирования, кинолог, позже пояснил, что "собак мы готовим только на промышленные взрывчатые вещества, этот запах собаке не знаком".

Руководитель группы разминирования после такого поведения собаки принял решение изучить предмет самому. "Это была двухлитровая упаковка сока "Садочек", крышка была откручена, из нее просматривался тумблер. Слегка проглядывались провода, идущие от тумблера, контакты были замотаны изолентой. Я увидел надрыв на самом пакете", - рассказал он.

Несмотря на то, что рентгеновское исследование показало наличие в пакете часового механизма и поражающих элементов, сотрудники группы разминирования не были до конца уверены, что имеют дело не с муляжом, а с реальным взрывным устройством. "На самом деле до событий 2008 года в нашей служебной практике мы встречали триперекись ацетона в объеме не более 10 гр. Ее физические и химические свойства мне знакомы - это крайне нестабильное и опасное вещество во всех состояниях и условиях. Я не мог предположить, что такой большой объем триперекиси ацетона можно было изготовить, перевезти, установить. Я передал своему руководству, что обнаруженный предмет имеет все признаки взрывного устройства, но возможно является муляжом", - рассказал В.Круковский. При этом он подчеркнул, что независимо от предположений о муляже, были вызваны эксперты.

Свидетель также заметил, что "триперекись нами изучалась только по бумаге".

В.Круковский рассказал, что вскрыл пакет при помощи ножа: "Я сделал надрез, через который вывалилось содержимое: китайские часы белого цвета, сверток, перемотанный изолентой, и провода которые шли от часов к тумблеру и в сверток. Я предположил, что будильник является замедлительным механизмом". Он по одному перекусил провода на средстве инициирования и перекусил провода к тумблеру, работал голыми руками без перчаток, так как "работа стояла сложная, экстренная". По его мнению, взрывчатка весила около 700 грамм.

Взрывчатка была уничтожена около 4 часов утра по приказу главы МВД Владимира Наумова, уточнил свидетель. "После того, как произошел второй взрыв, на место прибыли высшие должностные лица МВД, в том числе министр Наумов. Прибыли на место эксперты и установили, что вещество является триперекисью ацетона.

Министр хотел истребовать машину для перевозки взрывчатого вещества, но эксперты ГКЦ сказали, что данное вещество является крайне нестабильным, и министром было принято решение его уничтожить на месте", - сказал В.Круковский.

Руководитель группы разминирования предположил, что "лицо, собравшее схему (взрывное устройство - ИФ), должно обладать определенными знаниями и умениями". "Этот человек (собравший бомбу - ИФ) знает принцип инициирования зарядного взрывчатого вещества, хорошо разбирается в устройствах китайского будильника, в котором уже заводом-изготовителем предусмотрен замыкатель, это лицо достаточно хорошо знакомо со свойствами взрывчатых веществ, так как там использовался тротил в плавленом состоянии.

Этот свидетель вызвал интерес одного из обвиняемых - Владислава Ковалева, который задал вопросы: была ли крышка на пачке от сока и в каком положении находился тумблер? На что эксперт профессионально заметил, что "положение "ноль-включено- выключено" ни о чем не говорит".

Сотрудник группы разминирования Сергей Повар, также дававший свидетельские показания, рассказал, что при первичном определении типа вещества он даже лизнул его. "Мне показалось, что это мел", - сказал он. Эти действия вызвали большой интерес защиты, однако свидетель не смог уточнить, регламентировано ли лизание в качестве способа определения типа взрывчатки. Вместе с тем В.Круковский уточнил, что эти действия можно проводить в качестве экспресс-тестов, так как, к примеру, тротил на вкус горчит.

По оценке С.Повара, взрывное устройство "было сделано очень профессионально, с чувством, с толком, с расстановкой".

По показаниям сотрудника милиции, обнаружившего пакет, Виталия Вусика, "в 22:45 ко мне подошли двое молодых людей, которые принесли коробку от сока "Садочек". У них вызвало подозрение, что в коробке виднеются провода". "При беседе с этими парнями, они рассказали, что пнули эту коробку ногой, поняли, что полная, сели, открыли крышку, увидели тумблер", - рассказал свидетель. После этого нашедшие разорвали ключом пакет в одном месте и, увидев будильник, понесли его сотрудникам милиции.

Интерфакс
21 октября 2011

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-1/231/10204
Текущая дата: 07.11.2024