Последняя перепись населения показала: население Беларуси уменьшается. И нас совсем не 10 миллионов, как мы привыкли говорить. За 10 лет население республики сократилось на полмиллиона человек. По прогнозам ученых, уже в середине этого столетия мы можем столкнуться с проблемой нехватки рабочих рук. А это автоматически приведет к увеличению пенсионного возраста и поставит ребром вопрос о привлечении в республику мигрантов. Как выйти из демографического тупика и «изогнуть» кривую рождаемости—смертности? С какими реалиями может столкнуться Беларусь в условиях депопуляции? Что намерены предпринять Минтруда и соцзащиты, Минздрав и МВД в ближайшие 5 лет? Об этом шел разговор во время круглого стола, в котором участвовали Василий ЛЮТИКОВ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи, Людмила ШАХОТЬКО, главный научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор, Алексей ЯРКОВЕЦ, начальник Главного управления демографической статистики Белстата, Лариса ЯШКОВА, заместитель начальника Главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и соцзащиты, Вера ЛАБКОВИЧ, заместитель начальника Главного управления занятости и народонаселения Минтруда и соцзащиты, Алексей БЕГУН, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, и Александр БАРСУКОВ, главный акушер-гинеколог Минздрава страны.
Каждый четвертый житель села старше 65 лет
«Р»: Перепись населения 2009 года стала отправной точкой для анализов и прогнозов на ближайшую перспективу. Какова точная численность населения Беларуси по данным прошедшей переписи? Насколько оно уменьшилось в сравнении с 1999 годом?
А. Ярковец: По состоянию на 14 октября 2009 года в Беларуси постоянно проживало 9 миллионов 504 тысячи человек. Это на 541 тысячу человек, или на 5,4 % меньше, чем в 1999-м. Для сравнения: в период между переписями 1989-го и 1999 года абсолютное сокращение численности жителей республики составило 107 тысяч человек, или 1 %. Если проанализировать межпереписной период, можно сказать, что за 10 лет уровень смертности увеличился на 5,2 %. В 2009 году число умерших составило 135 тысяч человек, что на 230 человек больше, чем в 2000 году. Если в 2000-м на 1 тысячу человек приходилось 13,5 умерших, то в 2009-м – 14,2. С рождаемостью в последние годы заметна положительная тенденция. Если в 1960 году в республике родилось 200 тысяч детей, и это было наибольшее количество родившихся, то потом их число стало уменьшаться. Рост рождаемости наблюдался в 1983—1986 годах, но потом он сменился резким спадом к середине 1990-х. Подъем начался только в 2004-м, а в 2007-м впервые за последние 11 лет количество новорожденных превысило 100 тысяч. Если рассматривать коэффициент рождаемости, то в 1960 году он составлял 24,4 в расчете на тысячу человек, в 1999-м — 9,3, в 2009-м — 11,5, а за 11 месяцев 2010-го — 11,4. Но это в первую очередь связано с тем, что в репродуктивный возраст вступили рожденные в 1980-х.
«Р»: Интересно, как изменились за 10 лет пропорции городские—сельские жители, трудоспособные—нетрудоспособные граждане?
А. Ярковец: По данным прошедшей переписи, в городских поселениях проживало 7 миллионов 65 тысяч человек. За десятилетие городское население увеличилось на 103 тысячи жителей. В сельских же населенных пунктах проживало 2 миллиона 439 тысяч человек (26 % от общей численности населения страны). По сравнению с данными предыдущей переписи численность сельского населения сократилась на 644 тысячи человек, или на 21 %. Это связано как с миграционным оттоком, так и с особенностью возрастного состава сельского населения: почти каждый четвертый житель старше 65 лет.
Численность жителей в трудоспособном возрасте в целом по республике на момент последней переписи составила 5 миллионов 853 тысячи человек, или 62 % населения страны. По сравнению с 1999 годом население в трудоспособном возрасте увеличилось более чем на 100 тысяч человек. Но нужно учитывать, что рост числа трудоспособных жителей произошел в основном за счет людей в возрасте 50—54 лет. Численность данной возрастной группы выросла более чем в 1,5 раза, или на 264 тысячи человек.
«Р»: Что показывают данные внутренней и внешней миграции населения?
А. Ярковец: С 2000-го по 2009 год в нашу страну прибыло 180 тысяч, а выехало 113 тысяч человек. Начиная с 2005 года при уменьшении количества убывающих численность прибывших в Беларусь на постоянное место жительства увеличивалась. Так, за 11 месяцев 2010 года прибыло около 15 600, выбыло 6333 человека. В структуре внешних миграционных потоков основную роль для Беларуси играет обмен населением со странами СНГ. Среди стран СНГ наряду с Россией, Казахстаном и Украиной Беларусь имеет положительное сальдо миграции. За последнее десятилетие из СНГ в республику прибыло 155 тысяч человек и выбыло 73 тысячи. Наибольший приток населения из этих стран был в 2000 году и составил 23 500 человек, затем он стал постепенно снижаться и в 2009 году составил 15 600 человек. Из общего числа мигрантов из стран СНГ в 2009-м более 86 % были граждане, приехавшие из России, Украины и Казахстана.
Что касается внутренней миграции, на протяжении многих лет ее потоки были направлены из села в город. Внутри республики ежегодно меняет место жительства около 220 тысяч человек. С 2000 года отток населения из сельской местности в города постепенно увеличился. В 2009 году из сельской местности в городскую выехало 80 600 человек (на 38,8 % больше, чем в 2000 году), в то время как число прибывших из городов в села составило 45 100 (на 18,3 % больше, чем в 2000 году).
«20 лет в стране идет депопуляция…»
«Р»: Итого в сухом остатке нас стало меньше, молодежь едет в города, число работающих сокращается. К каким сценариям могут привести такие исходные данные, если ситуацию не переломить в корне? На какие «демографические кнопки» нужно нажимать, чтобы сохранить нынешнюю численность белорусов?
Л. Шахотько: Нужно понимать, что составляющие воспроизводства населения — это рождаемость, смертность и миграция. Условно можно сказать, что это и есть те самые «демографические кнопки». Чтобы определить, какова роль каждого фактора в воспроизводстве населения, мы рассчитали несколько гипотетических прогнозов. Что же они показали? Первый прогноз проводился в 2006 году, и за основу были взяты данные 2005-го, когда демографические показатели были наихудшими. Расчет проводился при условии, что интенсивность смертности и рождаемости уровня 2005 года сохранится ближайшие сто лет, а миграцию мы не учитывали вообще. В результате получилось, что население будет катастрофически уменьшаться, и к концу века нас остается лишь треть. На основе этого мы хотели показать, насколько сложна сейчас демографическая ситуация.
Потом решили выяснить, какой же из факторов нужно изменить, чтобы начался прирост населения. Сначала взяли показатель смертности и предположили, что в Беларуси продолжительность жизни будет такой же, как в Японии, то есть самой высокой в мире, и рассчитали прогноз. В результате получилось, что первое время даже будет прирост населения, но это бы продолжалось буквально несколько лет. Так как умирает население более старшего возраста, а детская смертность в стране низкая, то в результате у «возрастной пирамиды» значительно расширится вершина, а основание останется узким. Почему? Потому что количество стариков возросло бы и составило чуть ли не половину всего населения, а увеличения количества родившихся не произошло бы. Значит, решить демографическую проблему только за счет снижения смертности нельзя.
Далее мы посмотрели, что же будет, если увеличится миграция. Прибывают в основном люди трудоспособного возраста, которые включаются в процесс воспроизводства, что, с одной стороны, благоприятно скажется на демографической ситуации. Но, с другой стороны, уже к середине столетия треть нашего населения будут составлять прибывшие или их потомки. А через сто лет коренных белорусов останется всего треть, а прибывших и их потомков – две трети, что чревато негативными последствиями. Поэтому только лишь за счет этого фактора решить проблему не удастся.
Далее мы просчитали, как изменится ситуация, если увеличивать рождаемость. Сначала рассмотрели вариант, что будет, если рождаемость увеличивать до простого воспроизводства (то есть 2,1) при смертности на уровне 2005 года и отсутствии миграции. Получилось, что даже при таких высоких показателях, которых достичь практически нереально, прироста населения до середины столетия не будет — у нас очень нарушена возрастная структура. И только по мере ее выравнивания начнется стабилизация населения, но проходить этот процесс будет очень слабыми темпами. Мы брали показатель и выше – на уровне 2,5, и то первые годы была бы депопуляция, и только потом население начало бы расти.
Исходя из всего этого можно сделать вывод: решить проблему за счет одной лишь составляющей воспроизводства населения невозможно. Решающий фактор, безусловно, рождаемость, но только воздействием на все три составляющие можно обеспечить улучшение демографической ситуации. В любом случае решить проблему в корне и обеспечить рост населения в ближайшие 15—20 лет практически невозможно.
«Р»: Но ведь с демографической проблемой столкнулась вся Европа. И тем не менее дело там сдвинулось с мертвой точки…
Л. Шахотько: Конечно, в Евросоюзе тоже борются с депопуляцией, но мы забываем, что они в более выгодном положении. Там большой миграционный поток, поэтому в конечном счете численность большинства из них увеличивается. Правда, все мы слышали, какие могут возникнуть проблемы, связанные с миграцией. Поэтому, прежде чем увеличивать количество приехавших в страну, нужно тщательно продумать многие нюансы: обеспечить людей рабочими местами, жильем и так далее. Плюс должны быть созданы такие условия, чтобы они смогли здесь адаптироваться и принимали нашу культуру, обычаи, образ жизни.
Считаю, что общество еще до конца не понимает, насколько серьезно стоит демографическая проблема. Двадцать лет в стране идет депопуляция, а мы живем, как жили. И забываем о том, что хоть наша численность тогда и уменьшалась, но росло население в трудоспособном возрасте. Получалась такая картина: увеличивалось количество тех, кто работает, и уменьшалось число пенсионеров и малолетних детей (то есть тех, кто не участвует в производстве благ). В целом мы находились даже в выгодном экономическом положении, но сейчас ситуация круто изменилась: уже третий год идет увеличение числа пенсионеров и детей, но при этом резко падает количество людей в трудоспособном возрасте.
«Р»: Как же белорусам выбраться из «демографической ямы»?
Л. Шахотько: Как я уже говорила, чтобы решить проблему, надо нажимать на все три составляющие воспроизводства, но при этом помнить, что рождаемость — это тот фактор, который может решить проблему фундаментально. Кроме того, определенно стимулируют рождаемость социальные гарантии, которые предусмотрены при рождении ребенка.
«Надо больше рожать детей»
«Р»: И здесь все зависит от усилий, которые прилагает государство. Вера Владимировна, какие ключевые задачи ставила перед собой первая Национальная программа демографической безопасности, всех ли целей она достигла?
В. Лабкович: Само название программы говорит о главных целях: сохранении численности населения и создании предпосылок для ее увеличения. Программа завершилась, можно подвести итоги. Из всех показателей не выполнен только один — снижение общего коэффициента смертности населения. Если говорить об общем коэффициенте рождаемости, то при прогнозном показателе 10—11 на тысячу человек он составил 11,5 промилле за 2009 год и 11,4 промилле за 11 месяцев 2010-го. Выполнен показатель и по снижению младенческой смертности: за 2009-й он составил 4,7 (на 1000 младенцев) и за 11 месяцев 2010-го — 4,0 промилле при прогнозе 6,0. Ожидаемая продолжительность жизни выросла до 70,5 лет при прогнозе 70–72 года. Миграционный прирост населения свыше 12 тысяч человек в 2009 году и за 10 месяцев 2010 года – 9,2 тыс. человек. Общий коэффициент смертности составил в 2009 году 14,2 (на 1000 населения), за 11 месяцев 2010-го – 14,4 при прогнозе 10—11.
«Р»: Что же взяла на вооружение новая программа?
В. Лабкович: Одно из новшеств касается самой структуры Национальной программы демографической безопасности Беларуси на 2011—2015 годы. Она оптимизирована и включает в себя три раздела. Подпрограмма «Государственная поддержка семьи» (заказчик-координатор Минтруда и соцзащиты) направлена на усиление социально-экономической поддержки семей, обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и третьих детей, а также повышение качества жизни семей с детьми. Осуществление комплекса медицинских, организационных, технологических, инновационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, предусмотрено подпрограммой «Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни» (заказчик-координатор Минздрав). И, наконец, третья подпрограмма «Оптимизация миграционных процессов» (заказчик-координатор МВД) позволит повысить эффективность управления миграционными потоками путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава демографическому и социально-экономическому развитию республики.
«Р»: Какие корректировки вносились в программу после IV Всебелорусского собрания?
В. Лабкович: В первую очередь изменения касались увязки ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет со средней заработной платой по республике. Увеличены размеры единовременных выплат при рождении детей. И это достаточно серьезный шаг. Одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются семьи, — приобретение доступного жилья. Поэтому заложены мероприятия по предоставлению финансовой помощи государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или покупку жилья. При наличии троих несовершеннолетних детей – 75 % от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых –100 % от суммы задолженности по кредитам. Предусматривается также снижение до 3 % ставки по льготным кредитам для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей и получающих льготные кредиты под 5 % годовых. Кроме того, оговорена дополнительная поддержка семье при рождении, усыновлении (удочерении) второго ребенка. Дается отсрочка в погашении задолженности по льготному кредиту при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья на период нахождения одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и др.
Пока же в стране более 62 % семей имеют по одному ребенку. Если эти семьи родят хотя бы еще по одному малышу, демографические прогнозы будут более оптимистическими…
«Р»: К какому показателю наша страна планирует прийти в 2015-м?
В. Лабкович: Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте) в 2015 году должен составить 1,6—1,7.
Репродуктивное здоровье закладывается в утробе матери
«Р»: Среди стран СНГ в Беларуси один из самых низких показателей по уровню младенческой смертности. Александр Николаевич, есть ли здесь резервы для роста?
А. Барсуков: Еще первой Национальной программой демографической безопасности было предусмотрено решение вопросов охраны материнства и детства, и на этот раздел были выделены огромные средства. Они пошли на переоснащение всех акушерских стационаров, начиная с районного уровня и заканчивая городскими и областными учреждениями. Были отремонтированы, переоснащены и дооснащены родильные блоки, приведены в современный вид реанимационные и операционные блоки. Дооснащение и обновление парка стареющего оборудования продолжается постоянно.
Уже к концу 2008-го эта работа была завершена, и в последующие годы она стала давать результаты.
Кроме того, в начале прошлого года вышел Приказ о разноуровневой перинатальной помощи, который разрабатывался Управлением организации медицинской помощи Минздрава совместно с учреждениями здравоохранения, в первую очередь РНПЦ «Мать и дитя». Суть его в том, что теперь четко определены уровни медицинской помощи и оговорено, какую патологию какое учреждение берет на себя. Учитывая, что некоторые заболевания встречаются редко, но требуют дорогостоящего медикаментозного лечения и специального оборудования, было решено, что пациентов с определенной патологией будут отправлять в конкретные медицинские центры. Тем более со временем там накапливается больший опыт, что дает лучший результат лечения.
«Р»: Хватает ли республике акушеров-гинекологов?
А. Барсуков: Потребность населения в акушерах-гинекологах — один врач на 8 тысяч женщин. На сегодняшний день в системе Минздрава работает 2437 акушеров-гинекологов, и этого достаточно. Кроме того, постоянно ведется работа по подготовке и переподготовке кадров, и большой акцент делается на анализе тех ситуаций, которые могли привести к неблагоприятному исходу для женщины и ребенка.
«Р»: По последним данным, 14,5 % пар в стране бесплодны. Тем не менее они не теряют надежду родить ребенка. Насколько ими востребованы метод ЭКО и суррогатное материнство?
А. Барсуков: Что касается суррогатного материнства, у нас в стране зарегистрировано около 10 таких случаев. Сейчас на экспертизе находится Закон «О репродуктивных технологиях и правах граждан при их применении», где кроме вопросов донорства половых клеток, права женщины на ЭКО по ее желанию поднимаются и вопросы суррогатного материнства. В законе будет конкретно оговорено, что такое половая клетка, донорство, кто на это имеет право и так далее. Кроме того, в будущем у нас в стране планируется открыть банк генетического материала, что облегчит эту процедуру.
Что касается ЭКО, конечно, не все пары могут себе это позволить. Это дорого, при том эффективность метода — 30—35 %. Поэтому, кроме того, что в Национальную программу демографической безопасности на 2011—2015 годы заложена возможность взять льготный кредит на ЭКО, если оно проводится в государственных учреждениях здравоохранения, мы также внесли еще одно предложение: если две первые попытки были неудачные, третью делать бесплатно.
Но о том, чтобы государство полностью оплачивало эту процедуру, речь не идет — ни в одной стране такого нет. Первичное беспричинное бесплодие бывает крайне редко, и чаще всего корень проблемы — отношение населения к своему здоровью, поведение его в подростковом и молодом возрасте. Сам собой встает вопрос о половом воспитании подростков, и в этом процессе должны участвовать как родители, так и педагоги.
«Р»: И как же планируется воспитывать нравы?
А. Барсуков: Всего по республике работают 42 центра доброжелательного отношения к подросткам, куда можно прийти с разными вопросами, в том числе и психологическими, которые ребята не могут обсуждать с родителями. Это часть шведского опыта, который мы пытаемся у себя применить. Там, например, в школах занятия с подростками проводят специально подготовленные люди: акушерки, социальные работники, психологи. Я присутствовал на таких же занятиях в Венгрии: например, в старших классах зачитывают истории, а ученики обсуждают, правильно ли было поведение парня или девушки в той или иной ситуации. Ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни, и как это сделать — правильно дозировать информацию с учетом возраста — это уже и педагогический момент. Не говорить на эту тему вообще – это не решение проблемы. Мы должны научить подростка безопасному поведению и тому, как защищаться от инфекции, нежелательной беременности и так далее. Только факт: если раньше большинство заражений ВИЧ-инфекцией было через шприц, то сейчас около 74 % — передача половым путем.
Сейчас мы обдумываем стратегию репродуктивного здоровья населения. Нас приглашали в качестве слушателей, когда Россия обсуждала будущий закон о репродуктивном здоровье. Мы участвовали в этом с интересом, потому что планируем такой же законодательный акт и в Беларуси. Ведь репродуктивное здоровье каждого закладывается еще в утробе матери. А если она или будущий отец пьет и курит, какого потомства ожидать от женщины и ее детей?
«Р»: Какие новшества, кроме уже перечисленных, вносились Минздравом в Национальную программу демографической безопасности на 2011—2015 годы?
А. Барсуков: Мы внесли предложения по совершенствованию специализированной помощи в области гинекологии: методик, направленных на менее травматичные, малоинвазивные оперативные вмешательства, которые дают женщинам возможность сохранения репродуктивного здоровья.
Беларусь тратит на пенсии 10 % ВВП
«Р»: Известно, что к 2015 году число пожилых граждан республики вырастет с 21 до 24 процентов и превысит 2 млн. человек. Станет больше одиноких людей, о которых некому позаботиться, кроме государства. Как планирует работать в таких непростых условиях пенсионная система Беларуси?
Л. Яшкова: Соотношение работающих и пенсионеров, складывающееся на данный момент в Беларуси, трудно назвать благоприятным. Пенсионеры составляют 27 процентов от всей численности населения. Что касается работающей части, пропорция выглядит так. По состоянию на 2010 год отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составило 56,2 процента (то есть на 100 работников в стране сейчас приходится 56,2 пенсионера). И это явно не в пользу пенсионной системы. Для сравнения: в начале 1990-х это соотношение составляло 47 процентов.
Из года в год в республике увеличивается число получателей социальных выплат. По нашим данным, уже к 2030 году доля лиц в возрасте 55 лет и старше превысит 30 процентов общей численности населения. В таких условиях одна из стратегических целей пенсионной системы на перспективу — обеспечение ее финансовой стабильности.
«Р»: Существует ли идеальная пропорция между числом работающих и пенсионеров, к которой стремится Беларусь?
Л. Яшкова: Официальные эталоны не определены. Для каждой страны благоприятным может быть разное соотношение. К сожалению, как было отмечено, сегодня в Беларуси сложилось неблагоприятное соотношение пенсионеров и занятых на рынке труда. С подобной проблемой столкнулись многие государства, в том числе на постсоветском пространстве. Для сравнения: в России отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составляет 57,6 процента. В Литве, например, эта пропорция достигла 71,9 процента, в Украине – 65 процентов, Эстонии – 61,8 процента. Гораздо более позитивная картина наблюдается в Азербайджане – 30,7 процента, Казахстане и Кыргызстане – 32,1 процента и 25,9 процента соответственно.
«Р»: Что вы думаете о возможности повышения пенсионного возраста? За счет чего Беларусь сможет сохранить нынешнее положение дел в условиях отрицательной рождаемости?
Л. Яшкова: Основная функция любой пенсионной системы — обеспечить социальными выплатами тех, кто не имеет на то возможности в силу старости, нетрудоспособности, утраты кормильца. Безусловно, чтобы обеспечить стабильную работу пенсионной системы и избежать ситуации, когда не будет хватать денег на выплату пенсий, один из вариантов – увеличить пенсионный возраст. Как известно, им воспользовались многие государства. Еще один возможный способ решения данной проблемы – изменение порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам. В этом — дополнительный источник финансирования на выплату пенсии тем, кто не занят на рынке труда в силу своей нетрудоспособности. Об этом мы говорим как специалисты. Вместе с тем вы видите, как общество болезненно реагирует даже на обсуждение этих вопросов. Посему это чрезвычайно серьезные решения.
«Р»: Лариса Михайловна, какая основная задача пенсионной системы на ближайшие 5 лет?
Л. Яшкова: Одна из основных задач пенсионной системы — поддержка нетрудоспособных граждан. Работа в этом направлении продолжится. Как и прежде, будет поддерживаться реальный уровень пенсионных выплат. Для этого пенсии будут повышаться с учетом роста зарплаты граждан, занятых на рынке труда. Также будут повышаться минимальные трудовые и социальные пенсии, которые привязаны к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Если говорить о завершившейся пятилетке, в области пенсионного обеспечения была поставлена задача по увеличению реального размера пенсии в сравнении с 2005 годом в 1,52 раза. Как известно, даже при сложностях, обусловленных последствиями мирового финансового кризиса, государство это задание выполнило: только в течение 2010 года размер трудовых пенсий вырос на 36,2 процента, а в целом рост реальной пенсии по итогам 2010-го относительно 2005 года оценивается в 1,6 раза.
Вместе с тем общество неуклонно стареет, расходы на выплату пенсий уже превышают 10 процентов ВВП. В таких условиях пенсионные расходы должны быть более эффективными и рациональными.
Заказ на мигрантов должна «сделать» экономика
«Р»: Очевидно, что при таком раскладе республике не обойтись без притока мигрантов. Но как организовать их грамотный, качественный отбор? Алексей Юрьевич, какие задачи ставили перед Департаментом по гражданству и миграции МВД во время реализации первой программы демографической безопасности и как они видоизменились сейчас?
А. Бегун: В первую очередь речь шла о противодействии незаконной миграции, а также привлечении в Беларусь на ПМЖ специалистов, в которых остро нуждалась на тот момент наша республика. Положительное сальдо миграции должно было приблизиться к числу 5000 иностранцев в год. И на эти показатели мы вышли. С 2007-го по 2010 год в страну приехало порядка 35 000 человек. Частично это было связано с упрощением порядка получения гражданства для выходцев из Украины, Казахстана и Кыргызстана, которые имеют хотя бы одного из постоянно проживающих в Беларуси близких родственников. Однако опыт реализации первой программы показал ошибочность позиции, мол, «ничего платить не надо, они сами к нам поедут». Не поедут, или приедут совсем не те, кого ждем. Нынешняя программа впервые предусматривает затраты государства на переезд и адаптацию мигрантов. А это значит, будут выработаны четкие критерии, которые позволят переселенцам получить ощутимую финансовую помощь.
«Р»: Скажите, определены ли уже страны, миграция из которых желательна, а также оптимальное количество мигрантов, которые могут приехать в Беларусь до 2015 года?
А. Бегун: Да, мы уже определились со странами. Это Украина, Россия, Прибалтика, а также страны СНГ с русскоязычным населением. Нежелательны мигранты из всех стран Африки и из большинства стран Юго-Восточной Азии. К точным цифрам нужно подходить очень осторожно и взвешенно. И вот почему. Сегодня мы и без того ощущаем колоссальный приток иностранной рабочей силы в строительство и сельское хозяйство. Этот показатель достигает 10 000 человек в год (причем речь идет о миграции легальной), но даже при этом трудовых ресурсов республике не хватает. Если Беларусь откроется еще больше, эта цифра может значительно вырасти в короткий промежуток времени, но мы с вами говорим о миграции качественной. Именно поэтому нынешняя программа предусматривает выстраивание разумных фильтров и доведение положительного сальдо миграции до 15 000 человек в год (или 45 000 мигрантов к концу 2015 года). В любом случае, более точный заказ должна «сделать» экономика, а не административный ресурс. Так что нынешние показатели, заложенные в программу, можно назвать осторожным прогнозированием.
«Р»: О каких фильтрах идет речь и как практически добиться того, чтобы в Беларусь поехали люди?
А. Бегун: Наиболее желательные для миграции страны мы уже назвали. Оптимальный возраст – трудоспособное население до 40 лет с высшим и средним специальным образованием. Преимущество будет отдаваться врачам, медперсоналу, строителям и работникам сельского хозяйства. Через 3 месяца эти люди смогут получить вид на жительство, через 7 лет постоянного проживания – гражданство. При этом нужно понимать, что даже вид на жительство дает переселенцу практически полный пакет социальных гарантий гражданина. Если говорить о практических шагах, мы тщательно изучили миграционный опыт США по грин-карте, а также стран ЕС и Канады. В частности, на переезд одного человека государство будет выплачивать 1 млн. белорусских рублей, кроме того, положены подъемные после получения вида на жительство в размере до 1000 долларов в зависимости от состава семьи (на 5 лет действия программы на эти нужды закладываются 12 млрд. рублей). Потенциальные мигранты смогут заранее посетить Беларусь, точнее, тот регион, где им будет предоставлена работа, увидеть место проживания и узнать размер заработной платы. Более того, каждый облисполком разработает свою региональную программу по демографии на 2011—2015 годы. Будет издана и специальная памятка переселенца, которая значительно облегчит адаптацию мигрантов на первых порах. Параллельно мы планируем провести широкомасштабную информационную кампанию с помощью МИДа, наших консульств за рубежом, на сайте МВД…
«Р»: Не опасается ли МВД ухудшения криминогенной обстановки в республике в связи с притоком такого количества иностранцев? Не повторим ли мы ошибок России и США?
А. Бегун: Мы тщательно изучили миграционные модели обеих стран и четко видим те проблемы с нелегальной миграцией, которые сложились в этих странах. Повторюсь, миграционные процессы в идеале должны управляться экономикой и быть легальными. Это как соты в улье: если свободно 100, то и заполнить можно ровно 100, а не 1000. Есть четко определенная формула, по которой эти «соты» могут быть заполнены в масштабе отдельно взятой станы: число мигрантов не должно превышать 5 процентов от численности титульной нации (в случае Беларуси это не более 500 000 человек). Что касается роста преступности, то эти риски вызывают у МВД наименьшие опасения. По нашей статистике, все категории иностранцев, проживающие сейчас в Беларуси (а это порядка 180 000 человек) совершают всего 1 процент преступлений. Это очень мало, учитывая, что в отдельных странах ЕС данный показатель достигает 50 процентов.
В ближайшие 5 лет белорусов станет больше
«Р»: Программа дембезопасности, к счастью, не единственный воин в поле данной проблемы. Василий Владимирович, не могли бы вы перечислить основные законодательные акты, направленные на стимулирование рождаемости и на поддержку семьи, принятые в последние годы? Какие законы в этой сфере разрабатываются сейчас и будут приняты в ближайшее время?
В. Лютиков: Государство придает очень большое значение решению данной проблемы. По-моему, на просторах СНГ мы одними из первых приняли закон о демографической безопасности в 2002-м. Он в свою очередь дал толчок к появлению целого ряда нормативно-правовых актов. Основная форма реализации закона — Национальная программа Демографической безопасности, которая разрабатывается на 5 лет. Показательно, что в Концепции национальной безопасности Беларуси, которую Президент страны подписал в ноябре прошлого года, есть много предметных вещей, касающихся демографии. В частности, определены внутренние источники угроз национальной безопасности: неблагоприятная половозрастная структура, уровень рождаемости, не обеспечивающий простое замещение родительских поколений, снижение социальной потребности в детях, высокий уровень младенческой смертности и т.д. Вторая программа, принятая в республике до 2015 года, вселяет оптимизм, что в ближайшие 5 лет белорусов станет больше и экономика страны от этого будет чувствовать себя гораздо лучше.
Только в 2010 году принят целый ряд законов, которые напрямую или косвенно затрагивает обсуждаемую тему. Это и Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», Закон «О донорстве», Закон «О дополнительных государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», закон о лекарственных средствах, Закон «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания». Будет доработан Закон «Об оказании психиатрической помощи». На подходе проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Беларуси о браке и семье». Из Совета Министров уже поступил на рассмотрение законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении (т.н. методы ЭКО). Буквально через год мы получим на выходе готовый закон. Таким образом, в Беларуси выработан комплексный подход по решению демографической проблемы, есть четкие пункты, закрепленные за конкретными министерствами. Если экономика будет работать стабильно, уверен, все получится, с рождаемостью мы все решим.
Источник: Газета Рэспублiка