София Бережная – последний день большой страны.
Покопаемся ещё немного в истории. А там такие сюжетные повороты! Сейчас об этом мало кто говорит, но в 91-м страна стала независима от решений партии и Кремля. Распад СССР для одних стал трагедией, а кто-то вдохнул «воздух свободы» полной грудью. Тут уж как посмотреть.
Собрались как-то в Беловежской пуще главы России, Беларуси и Украины – так часто начинаются истории с неожиданным финалом. О решениях, принятых в заповедном лесу, впоследствии напишут десятки книг, но многие легенды, которыми окутана та встреча, так и останутся где-то между выдумкой и правдой. А сами свидетели громкого события мемуаров предпочтут не писать. Но и на почётной пенсии они помнят, как всё было.
Собрались как-то в Беловежской пуще главы России, Беларуси и Украины – так часто начинаются истории с неожиданным финалом. О решениях, принятых в заповедном лесу, впоследствии напишут десятки книг, но многие легенды, которыми окутана та встреча, так и останутся где-то между выдумкой и правдой. А сами свидетели громкого события мемуаров предпочтут не писать. Но и на почётной пенсии они помнят, как всё было.
Это сегодня гости здесь – в качестве исключения. А ведь много лет журналистская тропа не зарастала к дому Евгении Патейчук, той самой машинистки, которая, как шутили, «развалила Союз». В 91-м она работала личной секретаршей директора Беловежской пущи, и за день до приговора СССР 7 декабря встречала гостей: справляли юбилей супруга.
Зачем вызвали – не сказали. Путь в 15 километров из деревни Каменюки в «Вискули» – как один миг. Политики уже были на месте: белорусская, российская и украинская делегации. И вовсе не отдыха ради или охоты собрались – за столом переговоров.
Евгению Патейчук усадили в маленькой комнате по соседству, но даже стены не спасали от волнения. О том, что в эти минуты решается судьба Советского Союза, стало ясно после первых черновиков.
Ещё бы, пять часов такого стресса! Поволноваться пришлось и Степану Мартысюку, тогдашнему директору комплекса «Вискули». Сегодня он уже сменил пущанские пейзажи на городской, но о судьбоносном приёме не забыл.
О распаде Советского Союза сообщат Джорджу Бушу. И уже через час делегации начнут разъезжаться. А новость о том, что огромная держава прекратила существование, вызовет всенародный шок.
Беловежские соглашения одни назовут политическим эгоизмом лидеров трёх славянских республик, целой катастрофой традиционной цивилизации, другие – неизбежным финалом. 25 декабря 91-го в прямом эфире по телевидению об уходе в отставку сообщит Михаил Горбачев.
Закономерно известная развязка – вместо светлого будущего и привычного советского уклада – лихие 90-е с кризисом, пустыми магазинами и бесконечными очередями, инфляцией, ростом цен и преступностью. Адаптация к новой реальности стала испытанием на прочность.
Многое повидавшая на своём веку пуща до сих пор хранит тайны. В ней сменится несколько руководителей, а незаменимой окажется только скромная секретарка. Её с трудом отпустят на пенсию спустя много лет. Она же будет сожалеть лишь об одном…
И как тут подумать, что историческая машинка, под звуки которой развалился Советский Союз, через 10 лет уйдёт с молотка. Она пополнит коллекцию российского писателя Николая Иванова, преодолеет путь в 1000 километров до Москвы. А всем этим событиям предшествует журналистское расследование нового хозяина машинки. Готовил в пуще роман – добрался до знаменитой «Оптимы». Её вот-вот собирались списать. Оставалось продумать план – «перехват» 30-килограммовой реликвии.
И выкупил за… 50 долларов. Подстраховался чеком и товарной накладной. Всё честно. Спустя время за бесценную машинку буквально начнется борьба, сначала попросят вернуть на родину, позже будут «атаковать» иностранные журналисты. Но новый хозяин будет непреклонен. Машинка – главный экспонат в коллекции и отдельная глава в творчестве Иванова.
А вот новая глава – только в жизни – совсем недавно началась у самого юного гостя «Вискулей» Олега Мартысюка. Сегодня он живёт в деревне Белый лесок на окраине векового леса, в доме отца – бывшего директора резиденции. СССР развалился, когда ему было всего 5 лет, сегодня, спустя тридцать судьба вновь привела в это место – на работу.
С 91-го «Вискули» стали символом отсчёта самостоятельной истории многих государств, истории, которая продолжается с новыми героями и в новых реалиях. Спустя годы и машинке, которая помнит Беловежские соглашения, дали вторую жизнь. На ней напечатали объединяющий документ: договор о создании Союза писателей России и Беларуси.
Телеканал ОНТ, 8 июля 2023
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-3/56/70014
Текущая дата: 17.11.2024