Протоиерей, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской епархии Белорусской православной церкви Федор Повный рассказал о праздниках по юлианскому календарю.
Почему традиционная Православная Церковь празднует все по юлианскому календарю? Что такое покаяние? Где мир на Земле, который возвестили Ангелы пастухам Вифлеемским? Рассказал протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г.Минск Минской епархии Белорусской православной церкви.
«И вот я хочу заметить, что складывается на самом деле абсурдная ситуация именно с праздником Новолетия: у русского человека, а соответственно и у нас, белорусов, аж целых три новых года, два гражданских и один церковный. А происходит это оттого, что гражданское Новолетие ну никак не ложится в церковный календарь, опорными точками которого является не бег светил, а жизнь Христа, Солнца Правды, события Церкви Христовой. Смена года – это не сакральное действие, поэтому этому празднику нужна логика земная, суетливая и деловая. И Новый год органично воспринимается именно тогда, когда мы на стенку вешаем новый календарь. По сути, это простое механическое действие. Мы можем поставить календарь и на рабочий стол», – сказал протоиерей.
А вот Церковное новолетие, которое празднуется 1 сентября по юлианскому календарю, логично в рамках религиозных циклов. Оно наступает после праздника Успения Божией Матери и перед праздником Рождества Богородицы.
«Ведь именно с Пречистой Девы началось спасение человечества, без Её согласия не родился бы Христос, а Её восхождение на небо завершило историю земной жизни Христа. Согласитесь, начало годового круга нужно закладывать после завершения цикла событий. И мы видим, что церковный новый год – это не механическое перелистывание страницы, это итоговая или наоборот начальная осмысленная бытием человека в вечности грань. А почему традиционная Православная Церковь празднует всё по юлианскому календарю? А ответ очень прост: потому что Римская империя жила по нему во времена Христа. И мы говорили об этом в прошлой передаче. И потому что только по нему, по юлианскому календарю за Распятием следует Воскресение и никак не наоборот, что иногда случается в григорианском календаре», – отметил Повный.
А ещё при расчёте Пасхи важны и лунные циклы. По лунному календарю жили евреи, когда родился Христос. Поэтому совершенно не нужно православным подстраиваться под других, и тем более под цивилизованный европейский мир! Так называемый «цивилизованный».
«Мы, традиционные православные празднуем Рождество правильно – 25 декабря – только по юлианскому календарю, при этом не изменяем временные циклы, которые были заложены ещё при Христе. Тем более, что многие чудеса Божии, подтверждают именно юлианский календарь. Но я, традиционный православный белорус, и вчера у меня тоже Новолетие. Поэтому от души поздравляю не со старым новым годом, а с Петровским Новым годом, и желаю всем нам становиться мудрее опытом, духовно богаче, душевно сильнее; желаю почувствовать притяжение к небу, умения видеть первозданную божественную красоту, а в человеке, и прежде всего в себе, образ Божий», – подчеркнул протоиерей.
Покаяние – это осознание пропасти между образом и подобием божьим, к которому призвана каждая душа (а каков этот образ генетически каждый знает, ведь не только грех передается генами, но и святость), и тем, что представляет собой душа на данный момент. Признание этого, мягко говоря, факта несовершенства и есть покаяние, которое всегда влечёт за собой изменение, чтобы сокращать это несоответствие, уменьшать пропасть между человеком и Богом.
«Сегодня удивительный воскресный день! Во-первых, Христос подрос на девять дней. И наречённые родители вчера принесли его на обрезание. Так и называется вчерашний церковный праздник: Обрезание Господне. Во-вторых, сам факт следования традиции своего народа, говорит о том, что Христос не ломал вековые устои, он был послушен Ветхозаветной религии, он имел национальность и пол. Христос не собирался никого ломать о колено, он наполнял самую обычную жизнь самого обычного человека новым содержанием. И поэтому в эти дни, когда мы ещё созерцаем Рождество Христово, позвольте в этой передаче завершить их вместе с вами песнью ангелов, певших Богомладенцу следующие слова, звучащие в Евангелии от Луки, 2 главе, 14 стих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение"», – сказал Федор Повный.
Более двух тысяч лет Христа проповедуют, но и эти две тысячи лет Христа гонят. Вдумайтесь: в самом Иерусалиме ещё тогда, когда стоял храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы встретились с Иродом-царем, он пришёл в смятение и ярость, и было убито им 14 тысяч первенцев, от 2-х лет и ниже. Современники тех событий в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Идолопоклонство заменило служение единому Богу.
«Беззакония, блуд, пресыщение, пьянство составляли блага земные, и цель, и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь. А разве это благая воля в людях? И в последующие времена было не лучше: страшные гонения на верующих во Христа в продолжении трёх столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал на мучения брата, отец жену и детей, дети родителей; человеческие отношения, кровные узы, родство, всё было поругано и попрано. И далее каждое столетие сотрясали войны и предательства. А в наше время? Всё то же: потрясаются общества и государства; продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, процветают ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, дискредитирующие основы общежития: и семейного, и гражданского, и религиозного», – заявил протоиерей.
Церковь Христова всегда была гонима силами тьмы, но при этом внутри себя мирна и невозмутима, сильна и мужественна, ибо верна добру и правде Божьей. Вот именно эта дилемма – быть мирным, живя вопреки видимому миру, испытывая неудобства телесные, или наслаждаться видимым миром без мира на сердце, в муках души.
Увы, Мир тяжело созидается. И каждый человек рано или поздно, в любое историческое время, благополучное или военное, становится перед выбором: стоять за добро и правду, и за это, если необходимо, даже пролить свою малую или большую кровь, или предать добро, зато остаться целым и тёпленьким – вроде бы тоже ради мира, ради того, чтобы всем хорошо было…
Увы, Мир тяжело созидается. И каждый человек рано или поздно, в любое историческое время, благополучное или военное, становится перед выбором: стоять за добро и правду, и за это, если необходимо, даже пролить свою малую или большую кровь, или предать добро, зато остаться целым и тёпленьким – вроде бы тоже ради мира, ради того, чтобы всем хорошо было…
«Ан нет, не бывает по второму варианту хорошо. По духовному закону в чьей душе сохранится мир? А кто будет испытывать адские душевные терзания от предательства, которые выльются рано или поздно в неустроенность жизни, болезни, и все равно претворяться в кровь, только князь тьмы проливать заставит ещё и чужую… И это цена внутреннего предательства мира Христова. Вы скажете, а те, кто не верит во Христа? А я отвечу, а есть ли такие люди на земле, которые о Христе не знают? Практически нет, раз мир живет в эре, которая считает года от Рождества Христова. А разве незнание освобождает от ответственности?» – говорит Повный.
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-3/77/67944
Текущая дата: 17.11.2024