Белорусский портал в Казахстане

Песни, гадания и оберег от одиночества: старинный колядный обряд возродили в Могилёвском районе



Старинный колядный обряд "Шчодрыца" - Щедрый вечер, или Щедрец, - возродили в агрогородке Кадино Могилёвского района.

По традиции на старый Новый год здесь собирались колядующие, которые большой и весёлой гурьбой ходили по домам соседей, водили Козу и Медведя, танцевали и пели щедровки - хвалу гостеприимным хозяевам, гадали и делали оберег от одиночества с помощью свечи-щедрицы. 

"По старинным традициям на старый Новый год наши предки отмечали "Шчодрыя калядкі", - рассказывает хормейстер Могилёвского районного центра культуры Ирина Яковлева. - Сегодня и мы постарались реконструировать этот праздник, собрав по крупице те обряды и песни, которые знали и передавали друг другу наши прародители. Чем же отличается обычная Коляда от Шчодрай? Всё очень просто: на Рождество пели песни, которые восхваляли рождение Христа: "Нарадзіўся Хрыстос, мір і пакой нам прынёс!", на Щедрицу славили хозяев дома, которые гостеприимно открывали двери перед колядующими. Семье желали мира, добра и благополучия".

Особенностью Щедреца в Могилёвском районе стала давно забытая традиция передачи девушками друг другу свечи-щедрицы - оберега от одиночества. Историю обряда в свое время рассказала жительница Кадино Нина Петреня. "Свечу приносили в дом той красавицы, которая хотела выйти замуж, - поясняет Ирина Яковлева. - Считалось, что щедрица помогала в устройстве личного счастья. Свеча передавалась из дома в дом только в Щедрый вечер и оставалась у незамужней девушки на целый год - до следующего праздника. Считалось, что за этот период она обязательно должна встретить суженого. К слову, каждая девушка украшала свечку самостоятельно - делала для неё своеобразную кружевную или атласную юбочку".

В местном Доме культуры уверены, что этот давно забытый обряд вскоре получит широкое распространение по всему району. Так, на одной из свадеб бабушка принесла такую свечу показать девушкам и рассказала о её значении. Женщина пожелала, чтобы местные молодицы были непременно счастливы в личной жизни.

"История создания оберега уходит корнями в праздник Громницы, - уточняет Ирина Яковлева. - В этот день женщины лепили свечу и передавали в дом, где было много домашней скотины, которая по непонятным причинам не плодилась. Потом традицию перехватила молодёжь. Повод был простым: в один год случилось так, что ни одна из молодиц, проживавших в этой местности, не вышла замуж. Девушки принялись гадать на личное счастье, однако их всех ждала неудача: никому в перспективе не суждено было найти пару. Они решили взять инициативу в свои руки и сделали оберег: взяли воск со всех гадальных свечей, слепили большую свечу и передали своей подружке с пожеланиями везения в поиске второй половинки. Так оберег на счастье и любовь стал переходить из одного дома в другой".

Традиционно Коляды были самым благоприятным временем для гаданий - вечера со Щедрой Коляды до Крещения девушки посвящали именно этому занятию. Однако свеча-оберег в гаданиях не участвовала, с ней было принято общаться наедине: просить помощи через молитву о суженом и разрешении сердечных дел. Например, парень понравился, но не обращает внимания, - значит, надо попросить щедрицу, чтобы он заинтересовался красавицей.

Все гадания молодиц были связаны с устройством личного счастья, будь то традиционное бросание сапога или валенка (в какую сторону показал нос обуви, оттуда и суженого ждать) или обнимание забора (если удалось обхватить чётное количество досок, то в этом году девушка будет с парой). Дома перед сном девушка могла расчесать волосы гребнем и положить его на ночь под подушку со словами: "Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный, расчеши меня". Если девушка ставила под кровать ёмкость с водой и клала сверху соломинку, слова были такими: "Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный, переведи меня через мосток". Считалось, что в этих случаях будущий супруг обязательно привидится во сне и исполнит задуманное. Самые отчаянные шли гадать в баню: расставляли в темноте три зеркала и зажигали свечу с просьбой в адрес будущего мужа показаться в отражении. Впрочем, не многие молодицы отличались таким бесстрашием и самообладанием.

Однако самое главное весёлое и задорное музыкальное действо разворачивалось на сельских улицах. Большая и шумная гурьба во главе с Колядой, Козой и гармонистом распевали песни-колядки и заглядывали в каждый дом. В пёстрой толпе ряженых обязательно были такие персонажи, как Медведь, который должен был развлекать народ своими косолапыми неуклюжими танцами, цыгане, чтобы непременно исполнить шуточные гадания, Механоша с огромной сумкой через плечо, куда складывались все наколядованные угощения. В руках ряженые традиционно несли украшенную разноцветными лентами "калядную зорку" - символ Вифлеемской звезды.

Как правило, диалог с хозяевами дома начинался на шуточной ноте: колядующие сетовали, что идут с далекого края, очень устали, хотят подкрепиться и отдохнуть. И тут же просятся войти, а хозяева и рады: Коляда в дом - счастье в нём, а вот если закрыть перед гостями двери и не дать угощения - жди бед и неудач целый год. "Мы - людзі не простыя, з далёкага краю, ідзём вакол света аж ад пана Лета. Не адны ідзём, свечку-шчодрыцу з сабой нясём!" Живущая в этом доме девушка принимала свечу, наряжала и несла к божнице. С молитвой её ставили под образа: "Свяці-свяці, Шчодрыца, шчасце хай памножыцца!"

Как только веселая гурьба попадает в дом, начинается шуточное представление, главным героем которого становится Коза - символ богатства и благополучия. Считалось, если её щедро угостить, будет хороший урожай. Хозяева первым делом обращают внимание на этот персонаж и интересуются, не приблудная ли Коза у колядующих? На этих словах Козе становится дурно, и она театрально падает в обморок прямо посреди комнаты. Начинается голошение ряженых: "Ой, каза ўпала, ссохла, прапала! Гаспадыня, ты казу пажалей - каляду нясі хутчэй! А яшчэ - каўбасы і сала, каб каза ўстала!" И просьба безоговорочно выполняется: муж и жена щедро одаривают не только Козу, на шею и рога которой вешают всяческие угощения, но и остальных колядующих. В знак благодарности последние рассыпают по дому зерно - к деньгам и богатству.

К слову, ни один такой праздник не обходится без музыкантов, создающих всему действу неповторимую и душевную атмосферу. Гармонь, трещотки, бубен, ложки - всё сливается в одну радостную мелодию, в колоритный народный напев. На этот раз среди всех музыкальных инструментов выделялся необычный самодельный "бусел". Нехитрый, но очень эффектный инструмент даже внешне похож на эту птицу, символ родного края. Его придумал и воплотил в жизнь аккомпаниатор Подгорского клуба Могилёвского района Виктор Пастухов, за плечами которого более чем 40-летний стаж работы. В трудовой биографии есть даже должность директора школы искусств.

"Ни один обряд, ни одно значимое событие в круговороте человеческой жизни не обходится без музыки, - отмечает Виктор Пастухов. - Вот и я внёс свою лепту - создал шумовой инструмент, которого больше нет в Беларуси. Чтобы он зазвучал, стоит всего лишь стукнуть им о землю, как посохом. Его основой стал раздвоенный сук, между ветвями которого натянута струна с маленькими тарелочками. Внизу на ножке инструмента предусмотрена резинка, чтобы стук был более мягким. Вверху приделана "буслиная" голова с длинным носом. Инструмент очень органично вписался в фольклорную тематику и стал неотъемлемым участником районных музыкальных праздников. В следующем году есть задумка сделать сову с колокольчиками и бубенцами - ещё одну новинку".

Виктор Пастухов вспоминает, что Колядки раньше были самой любимой детской забавой. Собрались весёлой толпой, надели разноцветные маски, вывернули тулуп наизнанку - и пошли по соседям с песнями, шутками и прибаутками. "Хозяева угощают тем, что Бог послал, а мы и рады! - говорит музыкант. - Эти традиции были всегда, они нужны и важны сегодня. Для людей важен праздник и позитивные эмоции. А еще это хороший повод вспомнить свои песни - и старые, и новые. Белорусские мелодии лиричные, напевные, красивые. Мы, белорусы, не должны забывать свои корни, свою культуру! И детей нужно заинтересовать своим примером".

Главным гармонистом праздника стал аккомпаниатор Кадинского сельского Дома культуры Михаил Каплан. При одном взгляде на виртуоза с баяном в руках, в расшитой национальной рубахе и чёрной кепке с красной атласной гвоздикой поднимается настроение. "Музыка, тем более наша, белорусская, особым образом ложится на сердца людей, - замечает Михаил Каплан. - Окружающие слышат её и с первых аккордов меняются в лице - начинают улыбаться, отвлекаясь от своих житейских дел и семейных проблем. Народная музыка действительно поднимает настроение, приносит радость, помогает человеку сбросить груз с плеч, и все жизненные вопросы решаются намного легче. Музыка всегда жила в сердцах людей, живёт и будет жить!"

По словам музыканта, сегодня много технических возможностей и современных инструментов, однако народные, такие как баян и гармошка, все равно не умирают. "Это наша белорусская душа поёт, - уверен Михаил Каплан. - Знаю точно: с ноутбуком и современной музыкой колядовать не пойдешь".

Участниками обряда стали воспитанники театрального кружка и работники Кадинского дома культуры. Так, роль незамужней девушки, которой передавалась свеча-щедровка, сыграла десятиклассница Кадинской средней школы Ангелина Николаева. "Если честно, хоть я и местная жительница, но раньше с этим обрядом была незнакома, - признается она. - Замуж сейчас, конечно же, не собираюсь, но на будущее эту традицию запомню. Не могу сказать, что я безоговорочно верю в эффективность обрядов и гаданий, - главным образом воспринимаю их как часть традиционной белорусской культуры. Это духовное богатство, которое передается из поколения в поколения, поэтому и нам надо его чтить и сохранять. Что касается современных традиций, то в нашей семье принято на праздники собираться вместе, ужинать и общаться".

Работа с молодёжью по сохранению народных обрядов и традиций всегда была актуальной, считают в Могилёвском районе. "Мы стараемся отмечать с детьми все белорусские праздники - Масленицу, Купалье, Коляду… Воссоздали даже такой редкий и забытый обряд, как Комоедица, связанный со встречей весны и пробуждением медведя, - отметила руководитель театрального коллектива Дома культуры агрогородка Кадино Ирина Бельская. - Детям такие мероприятия очень нравятся - никогда не отказываются от участия в них и отыгрывают народные сюжеты с большим удовольствием. Именно таким способом можно заложить любовь и уважение к родным корням, традициям и культуре".

Юлия Евменькова
БЕЛТА, 14 января 2023

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-3/77/67981
Текущая дата: 17.11.2024