На реализацию Госпрограммы развития высшего образования в Беларуси на 2011-2015 годы планируется направить около Br2,5 трлн., сообщил сегодня журналистам министр образования Сергей Маскевич.
Проект госпрограммы рассматривался сегодня на выездном заседании Президиума Совмина, которое прошло в БНТУ.
"Мы считаем, что на данном этапе увеличение ассигнований на 30% в год на высшую школу в ближайшие 5 лет позволило бы перейти к новому типу высшей школы - инновационной", - заявил Сергей Маскевич.
Министр отметил, что в Беларуси сформулированы достаточно амбициозные задачи по развитию экономики. "Сегодня хорошо понятно, что необходимо предпринимать самые серьезные шаги для развития интеллектуального потенциала, в том числе в высшей школе", - сказал он. Особое внимание, по мнению министра, необходимо уделить не только вопросу подготовки молодых специалистов, но и созданию условий для проведения исследований в вузах с ориентацией на прикладные направления. "При этом нужно делать не просто, чтобы делать, а делать качественно, а для этого развитие высшей школы нужно объявить приоритетом в стране", - считает он. Подобные задачи сейчас решаются и в других странах, в том числе Евросоюза. "Европа рассматривает движение вперед на базе науки. Мы можем, сделав также это приоритетом, приблизиться к европейскому уровню", - добавил руководитель Минобразования.
Проект новой программы предусматривает дальнейшее инновационное развитие высшего образования для обеспечения кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продолжится работа по открытию подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям, повышению престижа технического и естественно-научного образования. Получит дальнейшее развитие система своевременной корректировки объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом приоритетных направлений развития отраслей экономики.
В результате планируемой работы к 2015 году доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске из государственных учреждений высшего образования достигнет 30%. При этом доля специалистов с педагогическим образованием уменьшится до 14%, специалистов по коммуникациям, праву, экономике и организации производства, экономике и управлению - примерно до 30%. Данные показатели соответствуют структуре профессионального образования развитых европейских государств.
Продолжится работа по формированию университетов как центров научно-инновационной деятельности, созданию и развитию при учреждениях высшего образования субъектов инновационной структуры (технопарков, центров трансфера технологий, международного научно-технического сотрудничества), насчитывающих в настоящее время 30 инновационных подразделений, включая три технопарка. В целях интеграции науки, образования и производства на высокотехнологичных предприятиях планируется создание новых филиалов кафедр, а на базе учреждений высшего образования - учебно-научно-производственных комплексов.
В результате к 2015 году планируется довести объемы экспорта образовательных услуг до $61,66 млн., а за годы реализации госпрограммы - до $186,68 млн. На бюджетной основе будет подготовлено свыше 147 тыс. специалистов с высшим образованием и 8,9 тыс. магистров. По программе планируется приобретение около 16 тыс. единиц оборудования и 18 тыс. единиц компьютерной техники, строительство и реконструкция 43 учебно-лабораторных корпусов, возведение 20 студенческих общежитий более чем на 14,5 тыс. мест.
20 апреля 2011, Минск
Ольга Белявская - БЕЛТА
"Мы считаем, что на данном этапе увеличение ассигнований на 30% в год на высшую школу в ближайшие 5 лет позволило бы перейти к новому типу высшей школы - инновационной", - заявил Сергей Маскевич.
Министр отметил, что в Беларуси сформулированы достаточно амбициозные задачи по развитию экономики. "Сегодня хорошо понятно, что необходимо предпринимать самые серьезные шаги для развития интеллектуального потенциала, в том числе в высшей школе", - сказал он. Особое внимание, по мнению министра, необходимо уделить не только вопросу подготовки молодых специалистов, но и созданию условий для проведения исследований в вузах с ориентацией на прикладные направления. "При этом нужно делать не просто, чтобы делать, а делать качественно, а для этого развитие высшей школы нужно объявить приоритетом в стране", - считает он. Подобные задачи сейчас решаются и в других странах, в том числе Евросоюза. "Европа рассматривает движение вперед на базе науки. Мы можем, сделав также это приоритетом, приблизиться к европейскому уровню", - добавил руководитель Минобразования.
Проект новой программы предусматривает дальнейшее инновационное развитие высшего образования для обеспечения кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продолжится работа по открытию подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям, повышению престижа технического и естественно-научного образования. Получит дальнейшее развитие система своевременной корректировки объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом приоритетных направлений развития отраслей экономики.
В результате планируемой работы к 2015 году доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске из государственных учреждений высшего образования достигнет 30%. При этом доля специалистов с педагогическим образованием уменьшится до 14%, специалистов по коммуникациям, праву, экономике и организации производства, экономике и управлению - примерно до 30%. Данные показатели соответствуют структуре профессионального образования развитых европейских государств.
Продолжится работа по формированию университетов как центров научно-инновационной деятельности, созданию и развитию при учреждениях высшего образования субъектов инновационной структуры (технопарков, центров трансфера технологий, международного научно-технического сотрудничества), насчитывающих в настоящее время 30 инновационных подразделений, включая три технопарка. В целях интеграции науки, образования и производства на высокотехнологичных предприятиях планируется создание новых филиалов кафедр, а на базе учреждений высшего образования - учебно-научно-производственных комплексов.
В результате к 2015 году планируется довести объемы экспорта образовательных услуг до $61,66 млн., а за годы реализации госпрограммы - до $186,68 млн. На бюджетной основе будет подготовлено свыше 147 тыс. специалистов с высшим образованием и 8,9 тыс. магистров. По программе планируется приобретение около 16 тыс. единиц оборудования и 18 тыс. единиц компьютерной техники, строительство и реконструкция 43 учебно-лабораторных корпусов, возведение 20 студенческих общежитий более чем на 14,5 тыс. мест.
20 апреля 2011, Минск
Ольга Белявская - БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2/1063/5990
Текущая дата: 17.11.2024