Электронный браслет жить не мешает, но от роковых шагов и поступков оберегает: Беларусь переходит на новейшие технологии профилактики и борьбы с преступностью.
Выступая на недавней пресс-конференции перед журналистами государственных и негосударственных СМИ, министр внутренних дел генерал-майор милиции Анатолий Кулешов отметил устойчивую тенденцию снижения уровня преступности за последние пять лет.
По словам руководителя ведомства, в прошедшем 2010 году значительно уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений: количество убийств снизилось на 14,7 %, умышленных тяжких телесных повреждений – более чем на 10 %, изнасилований – на 35 %, грабежей – на 17,3 %, разбойных нападений – более чем на 16 %… Всего в 2010 году было зарегистрировано более 141 тысячи преступлений. Это почти на 10 тысяч меньше в сравнении с предыдущим годом.
Рецидивная преступность в общем количестве составляет порядка 47 %. Много это или мало? Хорошо или плохо?.. Призвал порассуждать журналистскую братию глава МВД. С одной стороны, безусловно, хорошо: в совершение преступлений не вовлекаются новые люди. С другой, правоохранительным органам, обществу надо тщательнее работать с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. По крайней мере, дать шанс каждому желающему закрепиться в мире свободных людей.
Справка «Р»: по состоянию на 01.01.2011 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ОВД состоит 86,5 тысячи лиц. Из них: осужденных к общественным работам – 2207; осужденных к исправительным работам – почти 15 тысяч; осужденных к ограничению свободы – 863; осужденных к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа – 10560… Лиц, имеющих судимость, – 24540.
До настоящего времени стройная система социальной и трудовой реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы не выработана. Основные усилия по их адаптации в обществе принимаются в основном органами внутренних дел. МВД выявляет асоциальные элементы, проводит с ними профилактическую работу и привлекает к ответственности. В этой связи с данной категорией лиц должны работать в первую очередь психологи, социальные педагоги, медицинские работники, представители органов соцзанятости и других заинтересованных ведомств.
Нельзя сказать, что соответствующие государственные структуры не занимаются судьбами этих людей. Например, в рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы МВД совместно с заинтересованными органами проработан возможный механизм создания центров по оказанию помощи нуждающимся. Наиболее целесообразным представляется создание отделений социальной адаптации для лиц, имеющих судимость, в центрах временного пребывания лиц без определенного места жительства.
Практика работы с данной категорией граждан и мировой опыт свидетельствуют о том, что сеть таких центров необходимо расширять именно вне системы МВД во взаимодействии с органами местной власти и общественными объединениями.
За реализацию, в общем-то, достаточно новой для нашей страны идеи взялись местные власти в Гродно и Витебске. Там уже открыты первые в республике Центры ресоциализации. В планах открытие аналогичных учреждений в Орше и Новополоцке. Остальным регионам неплохо было бы изучить их опыт и внедрить его у себя.
Более того, в рамках реализации Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 – 2012 годы, МВД прорабатываются мероприятия по внедрению электронных средств контроля за местом нахождения осужденных к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В этой связи в феврале—августе 2011 года на базе ГУВД Мингорисполкома и УВД Минского облисполкома планируется провести эксперимент по использованию электронного контроля за соблюдением осужденными, состоящими на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, установленных для них ограничений. В МВД даже создана рабочая группа для внедрения электронных средств контроля в практику.
Более подробно об этом специально для читателей нашего издания согласился рассказать заместитель начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Сергей Аляшкевич, человек, который непосредственно и занимается внедрением «в производство» новейших технологий.
"Р" – Сергей Анатольевич, так какая работа, на ваш взгляд, нужна и проводится с людьми, вернувшимися из мест лишения свободы, и иными не совсем благополучными гражданами, состоящими на учете?
– Считаю, что людям, освободившимся из мест лишения свободы, прежде всего нужна помощь в адаптации к сегодняшним реалиям и условиям жизни общества. С нашей стороны не остаются без внимания трудовая и бытовая стороны жизни этих граждан. В текущем году с целью содействия в трудоустройстве во всех регионах республики широко проводились акции «Ярмарка вакансий», «Не упусти свой шанс», «Вместе к достойной жизни» и другие.
Людям предоставлялась информация о рабочих местах, условиях и оплате труда, возможности повышения квалификации. Нам помогали представители местных органов власти, органов по труду, занятости и социальной защите, прокуратура. Представители общественных организаций и религиозных конфессий...
Трудоустроено порядка 5,5 тысячи освобожденных из исправительных учреждений. Около полутора тысяч лиц данной категории оказано содействие в получении паспорта.
Однако мы видим и тот факт, что ранее судимые лица, как правило, не всегда способны на равных конкурировать на рынке труда, а вопрос их трудоустройства зачастую решается на общих основаниях. До настоящего времени отсутствует возможность получения этими людьми доступной профессиональной юридической и психологической помощи.
«Р» – И куда деваться такому человеку, пусть даже с твердым намерением не возвращаться к прежней жизни, но голодному и необогретому?..
– Повторюсь, МВД совместно с Мингорисполкомом, облисполкомами, Министерством труда и социальной защиты прорабатывает план создания в республике центров ресоциализации ранее судимых лиц. Центры должны быть созданы на базе домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и вне системы МВД!
«Р» – Расскажите, пожалуйста, поподробнее и о планах внедрения системы электронного контроля для профилактики преступности.
– Предлагаемое нововведение уже работает в некоторых государствах за рубежом. За время использования электронных технологий количество нарушений и преступлений, совершенных контролируемыми лицами, уменьшилось в пять раз.
Планируется, что у нас эта система значительно упростит работу по надзору за осужденными. Участковому не нужно будет ехать из райцентра в село, чтобы проверить, где находится его поднадзорный.
Мы начинаем эксперимент!.. Для начала сотрудники проверят эффективность работы системы на себе.
Речь идет об инновации – устройстве в виде браслета, которое даст возможность людям, приговоренным к небольшим срокам лишения свободы, отбывать наказание по месту жительства. Для этого существует несколько способов осуществления контроля: с использованием телефонных линий связи. Система состоит из базовой станции и легкого электронного браслета. Человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от базовой станции. Она устанавливается по месту проживания. Встроенная аккумуляторная батарея не даст браслету «сесть» в случае отключения электроэнергии. И другой способ контроля, при котором осужденный даже может покидать пределы дома. Например, ходить на работу или гостить у родственников. В этом случае ему необходимо будет брать с собой переносное устройство GРS-слежения.
Данная система будет фиксировать время входа или выхода человека из зоны действия базовой станции, попытки повреждения станции или браслета, нарушение установленного расписания. Информация будет передаваться в центр мониторинга или сотруднику милиции, который «закреплен» за поднадзорным. С помощью браслета всегда можно будет проверить, находится ли контролируемое лицо на рабочем месте в тот период, когда ему разрешено быть вне зоны действия базовой станции.
Пока контролируемый дома, информацию с браслета будет принимать базовая станция. Стоит ему выйти из зоны ее действия, к работе приступит устройство GРS-слежения. По размеру и форме оно похоже на мобильный телефон.
«Р» — Как выглядит этот браслет?
— Электронный браслет по форме не отличается от обычных часов. Он состоит из ремешка, который сделан из легкого пластика и резины с отверстиями для регулировки его длины. Также в нем есть и небольшая коробочка, в которой установлен радиопередатчик, датчики температуры и вибрации, системы контроля целостности ремешка и управления. Надевается он на ногу или руку, закрепляется и запускается электронным ключом. Тепловой датчик обязывает подконтрольного носить браслет исключительно на теле, а не в кармане брюк или рубашки. Его нельзя снять или перепрограммировать. Устройство реагирует на разрыв или на прекращение тепла от тела. При любой такой попытке в центре мониторинга появляется сигнал о нарушении. Также он позволяет определить, жив ли контролируемый.
Следует отметить, что браслет достаточно теплоустойчив и имеет международную сертификацию по параметрам гигиены и безопасности для здоровья.
В Англии и некоторых европейских странах систему упростили, исключив немедленное реагирование на совершение нарушений. Там их только фиксируют и передают для разбирательства соответствующим органам. Это, возможно, несколько менее эффективно, зато куда более экономично. Необходимый уровень контроля при этом остается.
Белорусские милиционеры планируют провести первое испытание опытной партии электронных браслетов с развертыванием электронного центра мониторинга в Минске, Минской и Витебской областях. С обучением персонала методике использования системы помогут зарубежные коллеги.
Справка «Р»: браслеты и контроль на дому вместо тюрьмы используются в Швеции и Германии, Австрии и Эстонии...
Станислав Рисник,Виктор Новиков, Сергей Чеботарев
Рэспубліка
29 января 2011
По словам руководителя ведомства, в прошедшем 2010 году значительно уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений: количество убийств снизилось на 14,7 %, умышленных тяжких телесных повреждений – более чем на 10 %, изнасилований – на 35 %, грабежей – на 17,3 %, разбойных нападений – более чем на 16 %… Всего в 2010 году было зарегистрировано более 141 тысячи преступлений. Это почти на 10 тысяч меньше в сравнении с предыдущим годом.
Рецидивная преступность в общем количестве составляет порядка 47 %. Много это или мало? Хорошо или плохо?.. Призвал порассуждать журналистскую братию глава МВД. С одной стороны, безусловно, хорошо: в совершение преступлений не вовлекаются новые люди. С другой, правоохранительным органам, обществу надо тщательнее работать с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. По крайней мере, дать шанс каждому желающему закрепиться в мире свободных людей.
Справка «Р»: по состоянию на 01.01.2011 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ОВД состоит 86,5 тысячи лиц. Из них: осужденных к общественным работам – 2207; осужденных к исправительным работам – почти 15 тысяч; осужденных к ограничению свободы – 863; осужденных к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа – 10560… Лиц, имеющих судимость, – 24540.
До настоящего времени стройная система социальной и трудовой реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы не выработана. Основные усилия по их адаптации в обществе принимаются в основном органами внутренних дел. МВД выявляет асоциальные элементы, проводит с ними профилактическую работу и привлекает к ответственности. В этой связи с данной категорией лиц должны работать в первую очередь психологи, социальные педагоги, медицинские работники, представители органов соцзанятости и других заинтересованных ведомств.
Нельзя сказать, что соответствующие государственные структуры не занимаются судьбами этих людей. Например, в рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы МВД совместно с заинтересованными органами проработан возможный механизм создания центров по оказанию помощи нуждающимся. Наиболее целесообразным представляется создание отделений социальной адаптации для лиц, имеющих судимость, в центрах временного пребывания лиц без определенного места жительства.
Практика работы с данной категорией граждан и мировой опыт свидетельствуют о том, что сеть таких центров необходимо расширять именно вне системы МВД во взаимодействии с органами местной власти и общественными объединениями.
За реализацию, в общем-то, достаточно новой для нашей страны идеи взялись местные власти в Гродно и Витебске. Там уже открыты первые в республике Центры ресоциализации. В планах открытие аналогичных учреждений в Орше и Новополоцке. Остальным регионам неплохо было бы изучить их опыт и внедрить его у себя.
Более того, в рамках реализации Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 – 2012 годы, МВД прорабатываются мероприятия по внедрению электронных средств контроля за местом нахождения осужденных к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В этой связи в феврале—августе 2011 года на базе ГУВД Мингорисполкома и УВД Минского облисполкома планируется провести эксперимент по использованию электронного контроля за соблюдением осужденными, состоящими на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, установленных для них ограничений. В МВД даже создана рабочая группа для внедрения электронных средств контроля в практику.
Более подробно об этом специально для читателей нашего издания согласился рассказать заместитель начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Сергей Аляшкевич, человек, который непосредственно и занимается внедрением «в производство» новейших технологий.
"Р" – Сергей Анатольевич, так какая работа, на ваш взгляд, нужна и проводится с людьми, вернувшимися из мест лишения свободы, и иными не совсем благополучными гражданами, состоящими на учете?
– Считаю, что людям, освободившимся из мест лишения свободы, прежде всего нужна помощь в адаптации к сегодняшним реалиям и условиям жизни общества. С нашей стороны не остаются без внимания трудовая и бытовая стороны жизни этих граждан. В текущем году с целью содействия в трудоустройстве во всех регионах республики широко проводились акции «Ярмарка вакансий», «Не упусти свой шанс», «Вместе к достойной жизни» и другие.
Людям предоставлялась информация о рабочих местах, условиях и оплате труда, возможности повышения квалификации. Нам помогали представители местных органов власти, органов по труду, занятости и социальной защите, прокуратура. Представители общественных организаций и религиозных конфессий...
Трудоустроено порядка 5,5 тысячи освобожденных из исправительных учреждений. Около полутора тысяч лиц данной категории оказано содействие в получении паспорта.
Однако мы видим и тот факт, что ранее судимые лица, как правило, не всегда способны на равных конкурировать на рынке труда, а вопрос их трудоустройства зачастую решается на общих основаниях. До настоящего времени отсутствует возможность получения этими людьми доступной профессиональной юридической и психологической помощи.
«Р» – И куда деваться такому человеку, пусть даже с твердым намерением не возвращаться к прежней жизни, но голодному и необогретому?..
– Повторюсь, МВД совместно с Мингорисполкомом, облисполкомами, Министерством труда и социальной защиты прорабатывает план создания в республике центров ресоциализации ранее судимых лиц. Центры должны быть созданы на базе домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и вне системы МВД!
«Р» – Расскажите, пожалуйста, поподробнее и о планах внедрения системы электронного контроля для профилактики преступности.
– Предлагаемое нововведение уже работает в некоторых государствах за рубежом. За время использования электронных технологий количество нарушений и преступлений, совершенных контролируемыми лицами, уменьшилось в пять раз.
Планируется, что у нас эта система значительно упростит работу по надзору за осужденными. Участковому не нужно будет ехать из райцентра в село, чтобы проверить, где находится его поднадзорный.
Мы начинаем эксперимент!.. Для начала сотрудники проверят эффективность работы системы на себе.
Речь идет об инновации – устройстве в виде браслета, которое даст возможность людям, приговоренным к небольшим срокам лишения свободы, отбывать наказание по месту жительства. Для этого существует несколько способов осуществления контроля: с использованием телефонных линий связи. Система состоит из базовой станции и легкого электронного браслета. Человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от базовой станции. Она устанавливается по месту проживания. Встроенная аккумуляторная батарея не даст браслету «сесть» в случае отключения электроэнергии. И другой способ контроля, при котором осужденный даже может покидать пределы дома. Например, ходить на работу или гостить у родственников. В этом случае ему необходимо будет брать с собой переносное устройство GРS-слежения.
Данная система будет фиксировать время входа или выхода человека из зоны действия базовой станции, попытки повреждения станции или браслета, нарушение установленного расписания. Информация будет передаваться в центр мониторинга или сотруднику милиции, который «закреплен» за поднадзорным. С помощью браслета всегда можно будет проверить, находится ли контролируемое лицо на рабочем месте в тот период, когда ему разрешено быть вне зоны действия базовой станции.
Пока контролируемый дома, информацию с браслета будет принимать базовая станция. Стоит ему выйти из зоны ее действия, к работе приступит устройство GРS-слежения. По размеру и форме оно похоже на мобильный телефон.
«Р» — Как выглядит этот браслет?
— Электронный браслет по форме не отличается от обычных часов. Он состоит из ремешка, который сделан из легкого пластика и резины с отверстиями для регулировки его длины. Также в нем есть и небольшая коробочка, в которой установлен радиопередатчик, датчики температуры и вибрации, системы контроля целостности ремешка и управления. Надевается он на ногу или руку, закрепляется и запускается электронным ключом. Тепловой датчик обязывает подконтрольного носить браслет исключительно на теле, а не в кармане брюк или рубашки. Его нельзя снять или перепрограммировать. Устройство реагирует на разрыв или на прекращение тепла от тела. При любой такой попытке в центре мониторинга появляется сигнал о нарушении. Также он позволяет определить, жив ли контролируемый.
Следует отметить, что браслет достаточно теплоустойчив и имеет международную сертификацию по параметрам гигиены и безопасности для здоровья.
В Англии и некоторых европейских странах систему упростили, исключив немедленное реагирование на совершение нарушений. Там их только фиксируют и передают для разбирательства соответствующим органам. Это, возможно, несколько менее эффективно, зато куда более экономично. Необходимый уровень контроля при этом остается.
Белорусские милиционеры планируют провести первое испытание опытной партии электронных браслетов с развертыванием электронного центра мониторинга в Минске, Минской и Витебской областях. С обучением персонала методике использования системы помогут зарубежные коллеги.
Справка «Р»: браслеты и контроль на дому вместо тюрьмы используются в Швеции и Германии, Австрии и Эстонии...
Станислав Рисник,Виктор Новиков, Сергей Чеботарев
Рэспубліка
29 января 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2/1090/4073
Текущая дата: 16.11.2024