В последние десятилетия политический инструментарий постсоветского пространства обогатился такой разработкой американских политтехнологов, как "площадь" (или "майдан"). Речь идет о сценарии захвата власти в стране в момент подведения итогов выборов (президентских либо парламентских).
Сценарий включает в себя проведение информационной кампании о "неминуемой фальсификации итогов выборов властями", объявление оппозиции о своей победе в день выборов, организацию массовых протестных акций с целью дестабилизировать обстановку в стране, попытаться вызвать смятение и внести раскол во властные и силовые структуры.
Сценарий в законченном виде может успешно реализоваться лишь в том случае, если власть не консолидирована и ослаблена внутренними разногласиями различных элитных группировок. Если такой предпосылки нет, то речь идет об имитационном, пиаровском, сценарии. В этом случае проведение "площади" необходимо для лидеров оппозиции, чтобы подтвердить свой статус "вождей" в глазах своих сторонников и зарубежных доноров.
Сценарий "площади" с большим или меньшим успехом реализовывался в Грузии в 2003 году ("революция роз"), в Украине в 2004 году ("оранжевая революция"), в Кыргызстане в 2005 году ("революция тюльпанов"), в Молдове в 2009 году. Каждая из этих стран заплатила (или продолжает платить) довольно высокую цену за его реализацию.
Грузия
Основной предпосылкой "революции роз" в Грузии, наряду с экономическими трудностями и коррупцией, стало отсутствие динамики в решении проблемы Абхазии и Южной Осетии, которую тогдашний президент страны Эдуард Шеварднадзе отказывался решать военным путем.
Используя недовольство в обществе, часть грузинской элиты во главе с Михаилом Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания сумела добиться отстранения от власти действующего президента.
При подведении итогов парламентских выборов 2 ноября 2003 года (которые по официальным данным выиграли сторонники Шеварднадзе), Михаил Саакашвили, опираясь на итоги социологических опросов, объявил о своей победе и потребовал проведения повторных выборов. По его призыву неправительственные организации Грузии (в первую очередь созданная по сербскому образцу молодежная организация "Кмара") начали массовые уличные акции протеста, а 22 ноября ворвались на первое заседание парламента нового созыва.
Шеварднадзе ввел чрезвычайное положение, однако раскол среди элиты привел к тому, что силовые структуры отказали ему в поддержке. Прибывший в страну министр иностранных дел России Игорь Иванов выступил посредником в переговорах между президентом и оппозицией. В результате Шеварднадзе подал в отставку и покинул страну. Его полномочия перешли к одному из лидеров оппозиции, спикеру парламента предыдущего созыва Нино Бурджанадзе.
4 января 2004 года в Грузии были проведены президентские выборы, на которых победу одержал Михаил Саакашвили. 28 марта 2004 года состоялись повторные парламентские выборы, позволившие сформировать в депутатском корпусе пропрезидентское большинство.
Придя к власти под лозунгом решения проблемы Абхазии и Южной Осетии, Михаил Саакашвили оказался, в определенной мере, политическим заложником этой программы. Его бывшие соратники вскоре оказались в оппозиции к нему и, не продемонстрировав прогресса в решении больного для Грузии вопроса, Саакашвили рисковал разделить судьбу предшественника. В этой ситуации грузинский президент предпринял радикальные шаги по силовому решению южноосетинского конфликта. И в конечном итоге, шансы на решение абхазской и южноосетинской проблем в духе пожеланий Тбилиси значительно снизились.
Таким образом, "революция роз" не помогла стране решить самой острой ее проблемы. Об экономических последствиях переворота говорят цифры: в 2003 году рост ВВП Грузии составил 11%, а в 2004 – 5,9%.
Украина
Знаменитую "оранжевую революцию" в Украине кто-то из экспертов метко назвал "революцией миллионеров против миллиардеров". Фактически речь шла о расколе в украинской элите по вопросу, кто станет преемником Леонида Кучмы (который по закону не мог баллотироваться на новый срок): экс-премьер Виктор Ющенко или действующий премьер Виктор Янукович. Наиболее крупные олигархи поддерживали Януковича, олигархи помельче (в надежде стать крупными) поставили на Ющенко.
22 ноября 2004 года подводились итоги второго тура президентских выборов. Сторонники Ющенко и международные наблюдатели из ЕС и США заявили, что выборы проведены с многочисленными фальсификациями в пользу Януковича. Ситуация не могла быть однозначной хотя бы потому, что местные власти во многих регионах Украины поддерживали именно Ющенко.
Однако сторонники оппозиции к акциям протеста готовились заранее. Еще за сутки до оглашения предварительных результатов на площади Независимости в Киеве был разбит палаточный лагерь оппозиции. А заявления о фальсификациях начали озвучиваться за несколько часов до оглашения предварительных данных ЦИКом.
Акции протеста начались во многих городах Западной и Центральной Украины. Городские власти Киева, Львова и нескольких других городов отказались признать законность официальных результатов. На киевском майдане находилось (по разным оценкам) от 100 до 500 тысяч человек. Демонстранты заблокировали здания всех высших органов власти. На заседании Верховной Рады Ющенко демонстративно произнес с трибуны текст присяги президента Украины.
Конфликт был урегулирован путем переговоров при посредничестве зарубежных политических деятелей. Было проведено повторное голосование, победителем которого признали Виктора Ющенко. В обмен он дал "добро" на конституционную реформу, ограничившую полномочия президента в пользу парламента.
Таким образом, основным детищем оранжевой революции стала конституционная реформа, породившая в дальнейшем бесконечные конфликты между президентом, правительством и парламентом. Процесс формирования парламентского большинства (правящей коалиции) всякий раз сопровождался такими скандалами, что украинцы прозвали его "коалициадой".
На очередных президентских выборах в 2010 году победу одержал Виктор Янукович, а Конституционный суд страны отменил реформу 2005 года и восстановил в действии Конституцию 1996 года. Все вернулось на круги своя.
Если говорить об экономической цене "оранжевой революции", то по итогам 2004 года рост ВВП в Украине составил 12%, а 2005-го – 2,7%.
Кыргызстан
"Тюльпановая революция" в Кыргызстане в марте 2005 года стала возможной в условиях недовольства населения экономическими трудностями и коррупцией, помноженными на разницу в условиях жизни между севером и югом страны. Этими настроениями воспользовалась оппозиционно настроенная часть кыргызстанской элиты.
Оппозиция не имела единой политической платформы, а представляла собой группу бывших государственных деятелей, в разное время лишившихся постов по причине разногласий с президентом Аскаром Акаевым или его окружением.
В сентябре 2004 года оппозиция направила в Конституционный суд запрос с целью предотвратить выдвижение Акаева на четвертый срок в 2005 году. Суд отказался его рассматривать. Оппозиции стало понятно, что вероятность того, что действующий президент вновь пойдет на выборы, весьма высока.
В феврале - марте 2005 года в Кыргызстане проводились парламентские выборы. После первого тура (27 февраля) наблюдатели от ОБСЕ и Европарламента заявили, что на избирателей оказывалось давление как со стороны власти, так и оппозиции, имели место попытки подкупа граждан. Однако Форум политических сил, объединяющий пять оппозиционных движений, во всех нарушениях обвинил власти. По итогам второго тура (13 марта) в парламенте наметилось пропрезидентское большинство.
Но уже с 4 марта оппозиция инспирировала волнения на юге страны. Было захвачено здание областной администрации в Джалал-Абаде. 7 марта начались волнения в городах Нарын и Талас, в населенных пунктах Ошской области. Оппозиция организовала марш своих сторонников из южных регионов в столицу – Бишкек. Она требовала от президента Аскара Акаева не только признать недействительными результаты парламентских выборов, но и немедленно подать в отставку.
15 марта оппозиция во главе с бывшим премьер-министром Курманбеком Бакиевым и экс-министром иностранных дел Розой Отунбаевой начала формировать параллельные органы власти в южных регионах. Было захвачено здание областной администрации в Таласе, губернатор взят в заложники. Милиция не вмешивалась в происходящее. 18 марта захвачена администрация в Оше. В стране сложилось двоевластие. Национальные меньшинства юга (узбеки и уйгуры), опасаясь этнических погромов, сформировали дружины самообороны. Лидеры оппозиции не исключали возможности отделения юга в самостоятельное государство. Соседние Узбекистан и Таджикистан закрыли свои границы.
Аскар Акаев не собирался сдаваться. 22 марта ЦИК утвердил итоги выборов по абсолютному большинству округов, в Бишкеке открылась первая сессия нового парламента. Выступая перед депутатами, Акаев обещал, что не будет вводить чрезвычайное положение и предпринимать силовые меры против оппозиции.
Жизнь на юге была парализована. Не работал общественный транспорт и аэропорты. Большинство магазинов были закрыты из-за угрозы мародерства, цены на хлеб повысились вдвое. В средних школах и университетах объявлены внеочередные каникулы. Сотрудники правоохранительных органов сняли форму и скрывались по домам.
23 марта в Бишкеке ОМОН рассеял несанкционированный митинг оппозиционной молодежи. Но с юга прибывали все новые и новые сторонники оппозиции. 24 марта Бакиев повел колонну к Дому правительства. Поскольку он обещал мирный митинг, МВД ему не препятствовало. Однако агрессивно настроенная молодежь начала забрасывать милицейское оцепление камнями, потом демонстранты ворвались в Дом правительства и учинили там разгром. Аскар Акаев с семьей и ближайшими соратниками покинул резиденцию за несколько минут до штурма, отдав приказ не применять силу против манифестантов.
Демонстранты освободили из тюрьмы отставного государственного деятеля Феликса Кулова, который пытался взять власть в столице в свои руки. Бакиев, Отунбаева и Кулов объявили о формировании коалиционного правительства. Верховный суд Киргизии на экстренном заседании отменил итоги парламентских выборов.
Ночью в столице при полном отсутствии на улицах милиции развернулись массовые грабежи и погромы. Организованному разграблению подверглись магазины и рынки, особенно принадлежащие турецким и китайским предпринимателям. Южане начали самозахват земель в Бишкеке под лозунгом: "Раньше все принадлежало Акаеву, а теперь - народу". Процесс быстро приобрел неконтролируемый характер. Новые власти дистанцировались от конфликта. В столице циркулировали листовки с антирусскими лозунгами, вызывая панику среди русскоязычного населения.
Нашедший убежище в Москве Акаев согласился написать заявление об отставке. На досрочных выборах президентом был избран Курманбек Бакиев. После этого в стане победителей развернулась борьба за власть, в результате которой Кулов и Отунбаева вновь оказались в оппозиции.
После "революции тюльпанов" в стране произошел экономический спад. Если в 2004 году ВВП Кыргызстана вырос на 7%, то по итогам 2005-го – упал на 0,2%.
Точное количество человеческих жертв этих событий неясно. По некоторым данным, в ходе беспорядков было убито 5 человек и 1,5 тыс. ранено.
В послереволюционном Кыргызстане так и не удалось сформировать эффективное государство. Это сделало возможным переворот в апреле 2010 года. В отличие от "цветных" революций его сценарий не был привязан к выборам. Президент Курманбек Бакиев был вынужден покинуть страну, а коалиционное Временное правительство возглавила Роза Отунбаева. Противоречия среди элиты привели к переходу республики на парламентское устройство. Однако избранный в октябре парламент до сих пор не может сформировать правящее большинство и утвердить правительство.
Этот "триумф парламентаризма" в Кыргызстане был оплачен дорогой ценой. 87 человек погибло и свыше 1,5 тыс. получили ранения непосредственно в ходе апрельских событий. Еще как минимум 15 пострадали от антитурецких погромов, начавшихся после переворота. В июне эстафету межэтнических столкновений принял Ош. Немецкие СМИ писали о более 2 тыс. погибших и 828 госпитализированных. Пострадало 70% домов. Беженцами, по разным оценкам, стали от 75 до 400 тыс. человек.
Таким образом, каждый последующий переворот уводит Кыргызстан все дальше от стабильности и процветания.
Молдова
Парламентские выборы в Молдове 5 апреля 2009 года едва не вылились в государственный переворот.
По данным ЦИК, победу на них одержала правящая партия коммунистов (ПКРМ), получившая 49,48% голосов избирателей. За ходом выборов следили 5,5 тыс. наблюдателей. Наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ в целом положительно оценили кампанию. С особым мнением выступила наблюдатель от ОБСЕ Эмма Никольсон, посчитавшая, что в отчете миссии проигнорирован ряд нарушений.
Лидеры оппозиции, узнав предварительные результаты выборов, заявили о фальсификациях и потребовали повторного голосования. В центре Кишинева прошел митинг молодежи под лозунгом "Лучше быть мертвым, чем коммунистом!". 7 апреля митинг перерос в беспорядки. Были захвачены и разгромлены резиденции президента и парламента. Власти запретили силовикам открывать огонь по участникам беспорядков. В результате волнений около 200 человек было ранено. Большинство пострадавших – сотрудники правоохранительных органов.
Пересчет голосов, назначенный Конституционным судом по инициативе президента Молдовы Владимира Воронина, практически не поменял результатов выборов. Коммунисты получили большинство, позволяющее назначить правительство, но не избрать президента. Это повлекло за собой досрочные выборы, где перевес оказался на стороне оппозиции, благодаря переходу в ее лагерь одного из соратников Воронина, экс-спикера парламента Мариана Лупу.
Однако у нового правящего Альянса за европейскую интеграцию также не хватило голосов для избрания президента. Попытка поменять конституцию и перейти к прямым президентским выборам не удалась – референдум по этому вопросу (к бойкоту которого призвала избирателей ПКРМ) не состоялся из-за низкой явки (меньше трети избирателей). Пришлось вновь назначить досрочные парламентские выборы, по итогам которых расстановка политических сил существенно не изменилась. Не исключено, что и нынешнему парламенту уготован всего год работы – до следующих досрочных выборов.
Отсутствие политической стабильности не лучшим образом сказывается на экономической ситуации в стране. Если в 2008 году ВВП вырос на 7%, то по итогам 2009-го – упал на 6,5%.
Обобщая опыт этих политических событий на постсоветском пространстве, можно сделать вывод, что сценарии так называемой "площади" не имеют ничего общего с народными революциями – речь идет о конфликте элитных группировок, использующих уличные акции в качестве политтехнологического инструментария. Как правило, после успешного переворота такого рода в стране снижается эффективность власти, расшатывается правопорядок, обостряются межэтнические противоречия, ухудшается экономическая ситуация. В случае, когда элита в высокой степени консолидирована, государственный переворот на основе сценария "площади" невозможен. Речь может идти только об имитации протеста, призванной подтвердить "внутреннюю легитимность" оппозиционных лидеров и их авторитет в глазах зарубежных "доноров демократии".
БЕЛТА
24 декабря 2010
Сценарий в законченном виде может успешно реализоваться лишь в том случае, если власть не консолидирована и ослаблена внутренними разногласиями различных элитных группировок. Если такой предпосылки нет, то речь идет об имитационном, пиаровском, сценарии. В этом случае проведение "площади" необходимо для лидеров оппозиции, чтобы подтвердить свой статус "вождей" в глазах своих сторонников и зарубежных доноров.
Сценарий "площади" с большим или меньшим успехом реализовывался в Грузии в 2003 году ("революция роз"), в Украине в 2004 году ("оранжевая революция"), в Кыргызстане в 2005 году ("революция тюльпанов"), в Молдове в 2009 году. Каждая из этих стран заплатила (или продолжает платить) довольно высокую цену за его реализацию.
Грузия
Основной предпосылкой "революции роз" в Грузии, наряду с экономическими трудностями и коррупцией, стало отсутствие динамики в решении проблемы Абхазии и Южной Осетии, которую тогдашний президент страны Эдуард Шеварднадзе отказывался решать военным путем.
Используя недовольство в обществе, часть грузинской элиты во главе с Михаилом Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания сумела добиться отстранения от власти действующего президента.
При подведении итогов парламентских выборов 2 ноября 2003 года (которые по официальным данным выиграли сторонники Шеварднадзе), Михаил Саакашвили, опираясь на итоги социологических опросов, объявил о своей победе и потребовал проведения повторных выборов. По его призыву неправительственные организации Грузии (в первую очередь созданная по сербскому образцу молодежная организация "Кмара") начали массовые уличные акции протеста, а 22 ноября ворвались на первое заседание парламента нового созыва.
Шеварднадзе ввел чрезвычайное положение, однако раскол среди элиты привел к тому, что силовые структуры отказали ему в поддержке. Прибывший в страну министр иностранных дел России Игорь Иванов выступил посредником в переговорах между президентом и оппозицией. В результате Шеварднадзе подал в отставку и покинул страну. Его полномочия перешли к одному из лидеров оппозиции, спикеру парламента предыдущего созыва Нино Бурджанадзе.
4 января 2004 года в Грузии были проведены президентские выборы, на которых победу одержал Михаил Саакашвили. 28 марта 2004 года состоялись повторные парламентские выборы, позволившие сформировать в депутатском корпусе пропрезидентское большинство.
Придя к власти под лозунгом решения проблемы Абхазии и Южной Осетии, Михаил Саакашвили оказался, в определенной мере, политическим заложником этой программы. Его бывшие соратники вскоре оказались в оппозиции к нему и, не продемонстрировав прогресса в решении больного для Грузии вопроса, Саакашвили рисковал разделить судьбу предшественника. В этой ситуации грузинский президент предпринял радикальные шаги по силовому решению южноосетинского конфликта. И в конечном итоге, шансы на решение абхазской и южноосетинской проблем в духе пожеланий Тбилиси значительно снизились.
Таким образом, "революция роз" не помогла стране решить самой острой ее проблемы. Об экономических последствиях переворота говорят цифры: в 2003 году рост ВВП Грузии составил 11%, а в 2004 – 5,9%.
Украина
Знаменитую "оранжевую революцию" в Украине кто-то из экспертов метко назвал "революцией миллионеров против миллиардеров". Фактически речь шла о расколе в украинской элите по вопросу, кто станет преемником Леонида Кучмы (который по закону не мог баллотироваться на новый срок): экс-премьер Виктор Ющенко или действующий премьер Виктор Янукович. Наиболее крупные олигархи поддерживали Януковича, олигархи помельче (в надежде стать крупными) поставили на Ющенко.
22 ноября 2004 года подводились итоги второго тура президентских выборов. Сторонники Ющенко и международные наблюдатели из ЕС и США заявили, что выборы проведены с многочисленными фальсификациями в пользу Януковича. Ситуация не могла быть однозначной хотя бы потому, что местные власти во многих регионах Украины поддерживали именно Ющенко.
Однако сторонники оппозиции к акциям протеста готовились заранее. Еще за сутки до оглашения предварительных результатов на площади Независимости в Киеве был разбит палаточный лагерь оппозиции. А заявления о фальсификациях начали озвучиваться за несколько часов до оглашения предварительных данных ЦИКом.
Акции протеста начались во многих городах Западной и Центральной Украины. Городские власти Киева, Львова и нескольких других городов отказались признать законность официальных результатов. На киевском майдане находилось (по разным оценкам) от 100 до 500 тысяч человек. Демонстранты заблокировали здания всех высших органов власти. На заседании Верховной Рады Ющенко демонстративно произнес с трибуны текст присяги президента Украины.
Конфликт был урегулирован путем переговоров при посредничестве зарубежных политических деятелей. Было проведено повторное голосование, победителем которого признали Виктора Ющенко. В обмен он дал "добро" на конституционную реформу, ограничившую полномочия президента в пользу парламента.
Таким образом, основным детищем оранжевой революции стала конституционная реформа, породившая в дальнейшем бесконечные конфликты между президентом, правительством и парламентом. Процесс формирования парламентского большинства (правящей коалиции) всякий раз сопровождался такими скандалами, что украинцы прозвали его "коалициадой".
На очередных президентских выборах в 2010 году победу одержал Виктор Янукович, а Конституционный суд страны отменил реформу 2005 года и восстановил в действии Конституцию 1996 года. Все вернулось на круги своя.
Если говорить об экономической цене "оранжевой революции", то по итогам 2004 года рост ВВП в Украине составил 12%, а 2005-го – 2,7%.
Кыргызстан
"Тюльпановая революция" в Кыргызстане в марте 2005 года стала возможной в условиях недовольства населения экономическими трудностями и коррупцией, помноженными на разницу в условиях жизни между севером и югом страны. Этими настроениями воспользовалась оппозиционно настроенная часть кыргызстанской элиты.
Оппозиция не имела единой политической платформы, а представляла собой группу бывших государственных деятелей, в разное время лишившихся постов по причине разногласий с президентом Аскаром Акаевым или его окружением.
В сентябре 2004 года оппозиция направила в Конституционный суд запрос с целью предотвратить выдвижение Акаева на четвертый срок в 2005 году. Суд отказался его рассматривать. Оппозиции стало понятно, что вероятность того, что действующий президент вновь пойдет на выборы, весьма высока.
В феврале - марте 2005 года в Кыргызстане проводились парламентские выборы. После первого тура (27 февраля) наблюдатели от ОБСЕ и Европарламента заявили, что на избирателей оказывалось давление как со стороны власти, так и оппозиции, имели место попытки подкупа граждан. Однако Форум политических сил, объединяющий пять оппозиционных движений, во всех нарушениях обвинил власти. По итогам второго тура (13 марта) в парламенте наметилось пропрезидентское большинство.
Но уже с 4 марта оппозиция инспирировала волнения на юге страны. Было захвачено здание областной администрации в Джалал-Абаде. 7 марта начались волнения в городах Нарын и Талас, в населенных пунктах Ошской области. Оппозиция организовала марш своих сторонников из южных регионов в столицу – Бишкек. Она требовала от президента Аскара Акаева не только признать недействительными результаты парламентских выборов, но и немедленно подать в отставку.
15 марта оппозиция во главе с бывшим премьер-министром Курманбеком Бакиевым и экс-министром иностранных дел Розой Отунбаевой начала формировать параллельные органы власти в южных регионах. Было захвачено здание областной администрации в Таласе, губернатор взят в заложники. Милиция не вмешивалась в происходящее. 18 марта захвачена администрация в Оше. В стране сложилось двоевластие. Национальные меньшинства юга (узбеки и уйгуры), опасаясь этнических погромов, сформировали дружины самообороны. Лидеры оппозиции не исключали возможности отделения юга в самостоятельное государство. Соседние Узбекистан и Таджикистан закрыли свои границы.
Аскар Акаев не собирался сдаваться. 22 марта ЦИК утвердил итоги выборов по абсолютному большинству округов, в Бишкеке открылась первая сессия нового парламента. Выступая перед депутатами, Акаев обещал, что не будет вводить чрезвычайное положение и предпринимать силовые меры против оппозиции.
Жизнь на юге была парализована. Не работал общественный транспорт и аэропорты. Большинство магазинов были закрыты из-за угрозы мародерства, цены на хлеб повысились вдвое. В средних школах и университетах объявлены внеочередные каникулы. Сотрудники правоохранительных органов сняли форму и скрывались по домам.
23 марта в Бишкеке ОМОН рассеял несанкционированный митинг оппозиционной молодежи. Но с юга прибывали все новые и новые сторонники оппозиции. 24 марта Бакиев повел колонну к Дому правительства. Поскольку он обещал мирный митинг, МВД ему не препятствовало. Однако агрессивно настроенная молодежь начала забрасывать милицейское оцепление камнями, потом демонстранты ворвались в Дом правительства и учинили там разгром. Аскар Акаев с семьей и ближайшими соратниками покинул резиденцию за несколько минут до штурма, отдав приказ не применять силу против манифестантов.
Демонстранты освободили из тюрьмы отставного государственного деятеля Феликса Кулова, который пытался взять власть в столице в свои руки. Бакиев, Отунбаева и Кулов объявили о формировании коалиционного правительства. Верховный суд Киргизии на экстренном заседании отменил итоги парламентских выборов.
Ночью в столице при полном отсутствии на улицах милиции развернулись массовые грабежи и погромы. Организованному разграблению подверглись магазины и рынки, особенно принадлежащие турецким и китайским предпринимателям. Южане начали самозахват земель в Бишкеке под лозунгом: "Раньше все принадлежало Акаеву, а теперь - народу". Процесс быстро приобрел неконтролируемый характер. Новые власти дистанцировались от конфликта. В столице циркулировали листовки с антирусскими лозунгами, вызывая панику среди русскоязычного населения.
Нашедший убежище в Москве Акаев согласился написать заявление об отставке. На досрочных выборах президентом был избран Курманбек Бакиев. После этого в стане победителей развернулась борьба за власть, в результате которой Кулов и Отунбаева вновь оказались в оппозиции.
После "революции тюльпанов" в стране произошел экономический спад. Если в 2004 году ВВП Кыргызстана вырос на 7%, то по итогам 2005-го – упал на 0,2%.
Точное количество человеческих жертв этих событий неясно. По некоторым данным, в ходе беспорядков было убито 5 человек и 1,5 тыс. ранено.
В послереволюционном Кыргызстане так и не удалось сформировать эффективное государство. Это сделало возможным переворот в апреле 2010 года. В отличие от "цветных" революций его сценарий не был привязан к выборам. Президент Курманбек Бакиев был вынужден покинуть страну, а коалиционное Временное правительство возглавила Роза Отунбаева. Противоречия среди элиты привели к переходу республики на парламентское устройство. Однако избранный в октябре парламент до сих пор не может сформировать правящее большинство и утвердить правительство.
Этот "триумф парламентаризма" в Кыргызстане был оплачен дорогой ценой. 87 человек погибло и свыше 1,5 тыс. получили ранения непосредственно в ходе апрельских событий. Еще как минимум 15 пострадали от антитурецких погромов, начавшихся после переворота. В июне эстафету межэтнических столкновений принял Ош. Немецкие СМИ писали о более 2 тыс. погибших и 828 госпитализированных. Пострадало 70% домов. Беженцами, по разным оценкам, стали от 75 до 400 тыс. человек.
Таким образом, каждый последующий переворот уводит Кыргызстан все дальше от стабильности и процветания.
Молдова
Парламентские выборы в Молдове 5 апреля 2009 года едва не вылились в государственный переворот.
По данным ЦИК, победу на них одержала правящая партия коммунистов (ПКРМ), получившая 49,48% голосов избирателей. За ходом выборов следили 5,5 тыс. наблюдателей. Наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ в целом положительно оценили кампанию. С особым мнением выступила наблюдатель от ОБСЕ Эмма Никольсон, посчитавшая, что в отчете миссии проигнорирован ряд нарушений.
Лидеры оппозиции, узнав предварительные результаты выборов, заявили о фальсификациях и потребовали повторного голосования. В центре Кишинева прошел митинг молодежи под лозунгом "Лучше быть мертвым, чем коммунистом!". 7 апреля митинг перерос в беспорядки. Были захвачены и разгромлены резиденции президента и парламента. Власти запретили силовикам открывать огонь по участникам беспорядков. В результате волнений около 200 человек было ранено. Большинство пострадавших – сотрудники правоохранительных органов.
Пересчет голосов, назначенный Конституционным судом по инициативе президента Молдовы Владимира Воронина, практически не поменял результатов выборов. Коммунисты получили большинство, позволяющее назначить правительство, но не избрать президента. Это повлекло за собой досрочные выборы, где перевес оказался на стороне оппозиции, благодаря переходу в ее лагерь одного из соратников Воронина, экс-спикера парламента Мариана Лупу.
Однако у нового правящего Альянса за европейскую интеграцию также не хватило голосов для избрания президента. Попытка поменять конституцию и перейти к прямым президентским выборам не удалась – референдум по этому вопросу (к бойкоту которого призвала избирателей ПКРМ) не состоялся из-за низкой явки (меньше трети избирателей). Пришлось вновь назначить досрочные парламентские выборы, по итогам которых расстановка политических сил существенно не изменилась. Не исключено, что и нынешнему парламенту уготован всего год работы – до следующих досрочных выборов.
Отсутствие политической стабильности не лучшим образом сказывается на экономической ситуации в стране. Если в 2008 году ВВП вырос на 7%, то по итогам 2009-го – упал на 6,5%.
Обобщая опыт этих политических событий на постсоветском пространстве, можно сделать вывод, что сценарии так называемой "площади" не имеют ничего общего с народными революциями – речь идет о конфликте элитных группировок, использующих уличные акции в качестве политтехнологического инструментария. Как правило, после успешного переворота такого рода в стране снижается эффективность власти, расшатывается правопорядок, обостряются межэтнические противоречия, ухудшается экономическая ситуация. В случае, когда элита в высокой степени консолидирована, государственный переворот на основе сценария "площади" невозможен. Речь может идти только об имитации протеста, призванной подтвердить "внутреннюю легитимность" оппозиционных лидеров и их авторитет в глазах зарубежных "доноров демократии".
БЕЛТА
24 декабря 2010
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2/1102/3415
Текущая дата: 16.11.2024