Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 октября провел заседание Совета безопасности Республики Беларусь по вопросу "Об утверждении новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и документов, связанных с ее реализацией". По итогам заседания глава государства дал поручение в течение двух недель доработать новую редакцию концепции с учетом мнений членов Совета безопасности и представить ему на утверждение, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
"Для устойчивого развития нашего государства это один из наиболее значимых документов. Он закрепляет сущность и содержание многогранной деятельности по обеспечению баланса интересов личности, общества и государства, по их защите не только от потенциальных, но и реальных угроз", - отметил Александр Лукашенко, открывая заседание.
Глава государства напомнил, что предыдущая редакция концепции датируется 2001 годом и она сыграла свою положительную роль. Тогда достаточно полно были определены направления государственной политики в этой сфере, создана методологическая основа построения и функционирования системы национальной безопасности.
Вместе с тем во второе десятилетие XXI века Беларусь вступает в принципиально новой геополитической реальности. "Сложившаяся со времен окончания Второй мировой и "холодной" войн система международных отношений уходит в прошлое. Происходящие в мире трансформации беспрецедентны по масштабам и динамике. Сложные процессы обусловлены появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам, быстрыми темпами технологической эволюции, все возрастающим значением информационной сферы и обострением глобальных проблем человечества, - сказал Александр Лукашенко. - Это заставляет по-новому расставлять акценты, комплексно и прагматично рассматривать вопросы национальной безопасности во всем их многообразии и тесной взаимосвязи".
По словам главы государства, не менее актуальными в условиях глобализации становятся и угрозы, возникающие далеко от границ Беларуси. Пример тому - мировой финансово-экономический кризис. "Состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, правовых инструментов ее обеспечения не внушают оптимизма. Все более обоснованными представляются опасения о дальнейших перспективах мировой стратегической стабильности", - подчеркнул белорусский лидер.
Кроме того, Президент Беларуси отметил, что последствия мирового кризиса обнажили ряд проблем, казавшихся ранее абстрактными и далекими, а потому на современном этапе больше нельзя руководствоваться устаревшими взглядами и шаблонами. Новое звучание в последнее время получили экологические, гуманитарные и информационные угрозы. "Современные технологии воздействия на массовое сознание порой оказывают более разрушительный эффект, чем применение традиционного оружия", - сказал глава государства.
По его словам, обострились проблемы безопасности и в политической сфере. Прежде всего это выражается в "ползучей" деградации уже существующих систем и механизмов в этой области, в использовании на международной арене стратегии, методов, приемов, которые нацелены на создание различных препятствий устойчивому развитию других государств. "Это, кстати, напрямую касается и нашей страны", - заметил белорусский лидер.
Также не снижается опасность, исходящая от экстремизма и терроризма. Беларусь, как показывают единичные, но от этого не менее печальные случаи, тоже не стала исключением.
"На этом фоне подходы к обеспечению безопасности Беларуси объективно не могут оставаться неизменными. Возрастает значимость диагностики и мониторинга разноплановых проблем. Необходимо четко определиться с нашими национальными интересами, с тем, как их защищать в новых условиях, - сказал Александр Лукашенко. - Действующие в стране механизмы в этой сфере нуждаются в совершенствовании. Прежде всего надо придать их работе упреждающий характер".
Глава государства отметил, что перечисленные аргументы стали решающими, когда принималось решение о необходимости подготовки новой редакции Концепции национальной безопасности.
"А для любителей порассуждать о мнимой конъюнктурности государственных решений хочу подчеркнуть, что эта работа (подготовка новой редакции концепции) была начата еще в декабре прошлого года. А соответствующие научные изыскания велись на протяжении последних трех лет. Так что никакой прямой связи с нынешней политической ситуацией здесь нет и быть не может", - сказал Александр Лукашенко.
По словам главы государства, новая редакция концепции должна не только сохранять преемственность с прежней, но и учитывать изменения, произошедшие в мире и стране за прошедшие годы. "Этот документ также призван быть не просто концептуальной, как следует из самого названия, но и методологической базой для последующих решений и действий всех государственных органов, - считает Президент. - Но этого мало. Нужна практическая, прикладная направленность. Надо оценить нынешнее состояние национальной безопасности, без которой не бывает ни развития, ни процветания, определить, куда нам дальше двигаться в этой области".
"Как защитить наши интересы? Какой должен быть алгоритм работы всей системы обеспечения национальной безопасности с появлением тех или иных угроз? Каковы при этом место и роль каждого в нашем обществе - от Президента, правительства до конкретного человека, гражданина?" - такие вопросы поставил глава государства перед участниками заседания.
Александр Лукашенко также особо подчеркнул, что нельзя забывать и о политическом звучании концепции. "Она должна показать мировому сообществу транспарентность и предсказуемость нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера и донора безопасности", - отметил он.
В целом глава государства поддержал проект концепции, который был внесен на рассмотрение Совета безопасности. Особое внимание он обратил на вопросы экономической безопасности, подчеркнув, что она является основой обеспечения безопасности страны.
Также Александр Лукашенко выделил важность обеспечения демографической безопасности, что является важнейшей задачей, стоящей перед государством на ближайшую перспективу. По мнению Президента, статус демографической безопасности сравним с другими видами безопасности, такими как экономическая или политическая.
В новой редакции концепции также вводится понятие "национальные интересы", которые определяются как баланс интересов личности, общества и государства. В свою очередь понятие "опасность" имеет три уровня: риск, вызов и угроза. Для каждого из них прописан общий алгоритм действий. Также в документе определены индикаторы, позволяющие оценивать состояние национальной безопасности.
Проектом новой редакции концепции предусматривается ежегодный комплексный доклад государственного секретаря Совета безопасности Президенту о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
19 октября 2010 Минск
БЕЛТА
Глава государства напомнил, что предыдущая редакция концепции датируется 2001 годом и она сыграла свою положительную роль. Тогда достаточно полно были определены направления государственной политики в этой сфере, создана методологическая основа построения и функционирования системы национальной безопасности.
Вместе с тем во второе десятилетие XXI века Беларусь вступает в принципиально новой геополитической реальности. "Сложившаяся со времен окончания Второй мировой и "холодной" войн система международных отношений уходит в прошлое. Происходящие в мире трансформации беспрецедентны по масштабам и динамике. Сложные процессы обусловлены появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам, быстрыми темпами технологической эволюции, все возрастающим значением информационной сферы и обострением глобальных проблем человечества, - сказал Александр Лукашенко. - Это заставляет по-новому расставлять акценты, комплексно и прагматично рассматривать вопросы национальной безопасности во всем их многообразии и тесной взаимосвязи".
По словам главы государства, не менее актуальными в условиях глобализации становятся и угрозы, возникающие далеко от границ Беларуси. Пример тому - мировой финансово-экономический кризис. "Состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, правовых инструментов ее обеспечения не внушают оптимизма. Все более обоснованными представляются опасения о дальнейших перспективах мировой стратегической стабильности", - подчеркнул белорусский лидер.
Кроме того, Президент Беларуси отметил, что последствия мирового кризиса обнажили ряд проблем, казавшихся ранее абстрактными и далекими, а потому на современном этапе больше нельзя руководствоваться устаревшими взглядами и шаблонами. Новое звучание в последнее время получили экологические, гуманитарные и информационные угрозы. "Современные технологии воздействия на массовое сознание порой оказывают более разрушительный эффект, чем применение традиционного оружия", - сказал глава государства.
По его словам, обострились проблемы безопасности и в политической сфере. Прежде всего это выражается в "ползучей" деградации уже существующих систем и механизмов в этой области, в использовании на международной арене стратегии, методов, приемов, которые нацелены на создание различных препятствий устойчивому развитию других государств. "Это, кстати, напрямую касается и нашей страны", - заметил белорусский лидер.
Также не снижается опасность, исходящая от экстремизма и терроризма. Беларусь, как показывают единичные, но от этого не менее печальные случаи, тоже не стала исключением.
"На этом фоне подходы к обеспечению безопасности Беларуси объективно не могут оставаться неизменными. Возрастает значимость диагностики и мониторинга разноплановых проблем. Необходимо четко определиться с нашими национальными интересами, с тем, как их защищать в новых условиях, - сказал Александр Лукашенко. - Действующие в стране механизмы в этой сфере нуждаются в совершенствовании. Прежде всего надо придать их работе упреждающий характер".
Глава государства отметил, что перечисленные аргументы стали решающими, когда принималось решение о необходимости подготовки новой редакции Концепции национальной безопасности.
"А для любителей порассуждать о мнимой конъюнктурности государственных решений хочу подчеркнуть, что эта работа (подготовка новой редакции концепции) была начата еще в декабре прошлого года. А соответствующие научные изыскания велись на протяжении последних трех лет. Так что никакой прямой связи с нынешней политической ситуацией здесь нет и быть не может", - сказал Александр Лукашенко.
По словам главы государства, новая редакция концепции должна не только сохранять преемственность с прежней, но и учитывать изменения, произошедшие в мире и стране за прошедшие годы. "Этот документ также призван быть не просто концептуальной, как следует из самого названия, но и методологической базой для последующих решений и действий всех государственных органов, - считает Президент. - Но этого мало. Нужна практическая, прикладная направленность. Надо оценить нынешнее состояние национальной безопасности, без которой не бывает ни развития, ни процветания, определить, куда нам дальше двигаться в этой области".
"Как защитить наши интересы? Какой должен быть алгоритм работы всей системы обеспечения национальной безопасности с появлением тех или иных угроз? Каковы при этом место и роль каждого в нашем обществе - от Президента, правительства до конкретного человека, гражданина?" - такие вопросы поставил глава государства перед участниками заседания.
Александр Лукашенко также особо подчеркнул, что нельзя забывать и о политическом звучании концепции. "Она должна показать мировому сообществу транспарентность и предсказуемость нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера и донора безопасности", - отметил он.
В целом глава государства поддержал проект концепции, который был внесен на рассмотрение Совета безопасности. Особое внимание он обратил на вопросы экономической безопасности, подчеркнув, что она является основой обеспечения безопасности страны.
Также Александр Лукашенко выделил важность обеспечения демографической безопасности, что является важнейшей задачей, стоящей перед государством на ближайшую перспективу. По мнению Президента, статус демографической безопасности сравним с другими видами безопасности, такими как экономическая или политическая.
В новой редакции концепции также вводится понятие "национальные интересы", которые определяются как баланс интересов личности, общества и государства. В свою очередь понятие "опасность" имеет три уровня: риск, вызов и угроза. Для каждого из них прописан общий алгоритм действий. Также в документе определены индикаторы, позволяющие оценивать состояние национальной безопасности.
Проектом новой редакции концепции предусматривается ежегодный комплексный доклад государственного секретаря Совета безопасности Президенту о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
19 октября 2010 Минск
БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2/1125/2359
Текущая дата: 15.11.2024