Последний день Масленичной недели - один из самых ярких и ответственных дней для жителей Тонежа Лельчицкого района.
Чтобы громко-дружно распрощаться с зимой и позвать весну, на "Чырачку" собирается весь агрогородок. Да что там агрогородок - стать свидетелями и участниками старинного обряда, который включён в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, едут со всей области, из разных уголков Беларуси и даже других стран.
Сколько лет обряду, сегодня сельчанам сказать сложно. "Веками он с нами", - с гордостью говорят жители Тонежа. И добавляют: предки верили - коль весну как следует не позвать, так и не придёт она, теплом не одарит.
Готовиться к зазыванию весны тонежанцы начинают ещё с субботы. Вечером в хатах хозяйки пекут печенье в форме птичек - "чирочек" - они-то и дали название обряду.
"На своих крыльях эти птушачки весну-красну несут", - рассказывает о сакральном символе жительница деревни, участница народного фольклорного коллектива "Таняжанка" Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества Надежда Дриневская.
У неё же узнаем и рецепт волшебных птичек. "Он достался мне ещё от моей бабушки, а ей - от её. Для теста беру кефир, соль, сахар, немножко сметанки, два яйца. Все замешиваем. Глазки - из черники или чёрной рябины. Изюм не подойдет, слишком большой для ока, выпадет", - погружает в тонкости выпечки собеседница и угощает лакомством.
К полудню у местного дома культуры собираются и дети, и взрослые, и местные жители, и приезжие.
"Тонежа зямля шле паклон гасцям. Шчасця, міра и здароўя мы жадаем вам", - радушно встречает всех народный коллектив и приглашает присоединиться к украшению одного из атрибутов обряда - зелёной молоденькой ёлочки. Для нее подготовлены уже и яркие ленты из атласа, и пышные цветы из разноцветной бумаги. "Эти цветы и ленты - как символ пробуждения весны. И чтобы птицы прилетели, увидели, что людям этот праздник дорог", - объясняют необходимость красочного убранства сельчанки.
Одна из девочек вспоминает: бабушка рассказывала ей, как раньше для обряда бумагу красили. "А мы елочку радзілі. У Мозыр за паперой ходзілі", - звонкой песней добавляют участницы коллектива.
После дружная гурьба выходит на улицу.
Сельчанки постарше да дети рассаживаются по повозкам, запряженным лошадьми. Остальные готовятся идти пешком.
Во главе колоны - парни, что несут нарядную ёлочку и чучело Зимы.
Пятнадцатилетнему Никите Новаку доверяют украшенную ель уже не первый год. "Где-то с восьми лет участвую в обряде. Это всегда ответственно. Ведь возглавляешь весь процесс", - волнуется парень.
Праздничное шествие шумно растекается по пробуждающимся от зимы улицам деревни.
"Ой, чырачко, ой пташэчко,
не залятай далечко.
Не занось мойго венчыка.
Бо мой венчык - потрэбчык.
Трэба братка жанiцi,
А сестрыцу оддаваць,
А сестрыцу оддаваць
Да вяселлечко спраўляць",
- льётся эта и другие песни на протяжении пути.
- льётся эта и другие песни на протяжении пути.
Тех, кто встречает процессию у своих хат или просто идя навстречу, обязательно потчуют "чирочкой". "Положи её в карман - в этом году женишься. Только не кусай", - дает наставление юноше Надежда Дриневская.
"Поставьте на окенце. Будет год стоять, не испортится, не треснет, плесенью не покроется", - добавляет, угощая девушку, Валентина Атаманчук.
По пути сельчане знакомятся с гостями, что приехали на праздник. "Могилёв, Кричев, Минск, Гомель, Жлобин", - слышны в шествии названия городов.
Путь примерно в полтора километра под песни и разговоры проходит быстро. И вот уже Черничева гора - самое высокое место в округе. На горе первым делом на высоком пне старого дерева расстилают расписанную узорами салфетку, на неё бережно укладывают птичек из теста.
"Чтобы весна видела, как мы её встречаем, привечаем", - объясняет Тамара Приболовец.
Здесь, на горе, участники выстраиваются в несколько кругов хоровода, который дружно вьётся под раскатистое "Благословите, люди добрые, весну гукати". "Бог благословит", - трижды звучит в ответ.
"Ой, гу весна. Гу-уу-ууу", - разносится многоголосие всех "зазывальщиков".
Гостей приглашают поучаствовать и в играх, в которых юноши и девушки на выданье присматриваются друг к другу. Одна из таких забав - "Ящур". В центре круга становится парень, который "жаніціся хоча". Из хоровода красных девиц выбирает себе ту, что приглянулась.
"Ясный панок, не бери мой венок", - просят юные девушки и отдают взамен любой предмет, что есть с собой - ключ, перчатку или платок.
"А я замуж хочу", - крепко хватает за руку одна из красавиц и останавливает хоровод. Парень возвращает собранные фанты девушкам, но за это они должны исполнить его желание - спеть, станцевать, поблагодарить кого-то за доброе дело.
В другой игре, став по двое, люди бегут через "ворота", построенные из поднятых рук, выбирая себе пару. "Бежать надо звонко, быстро, как весенние ручейки" - проводят аналогию сельчане.
Еще один обязательный ритуал "Чырачкі" - скатиться с горы. Если снега нет, как в этот раз, гору устилают ткаными покрывалами.
"Вот скатишься - год спина болеть не будет. Проверено не раз, а мне в мае исполнится уже 66 лет", - готовится первой к такой "терапии" Валентина Атаманчук.
"И мои родители, и бабушки качались с горы, и я подойду. Говорят, что болеть в таком случае не будешь, не возьмет никакой недуг, и будет всем благополучие. Мы верим в это", - добавляет Ангелина Журавская.
В одиночку, по парам - от веселых "покатушек" устоять не могут ни молодёжь, ни старики.
"За чэрэтом зелененькім
Ляжыць ніва не орана,
Не орана, не сеяна…",
- заводят участницы "Тонежанки", приглашая всех участников к развесистому старому дубу. Взявшись за руки, люди становятся в круг. Один из парней забирается на дуб и устанавливает на нём наряженную елку. "Чем выше, чем ближе к солнцу, тем лучше", - поддерживают его односельчане.
- заводят участницы "Тонежанки", приглашая всех участников к развесистому старому дубу. Взявшись за руки, люди становятся в круг. Один из парней забирается на дуб и устанавливает на нём наряженную елку. "Чем выше, чем ближе к солнцу, тем лучше", - поддерживают его односельчане.
В это время поджигают и чучело Зимы. "Сгорит баба полностью, быстро, значит, скоро будет весна. А если будет гореть да тлеть, рука, например, останется, то зима будет долгой. Вот в прошлом году рукав остался, и зима затянулась", - делится наблюдениями Анастасия Дорошевич.
За считанные минуты от чучела остается лишь пепел. "Знать, близко уже тепло", - счастливы сельчане. И будто услышав их искреннюю радость, лучи солнца пробиваются сквозь свинцовые облака, только что осыпавшие землю колючим снегом, и озаряют ярким светом деревню.
Обряд завершается угощеньями - вкусными блинами, ароматными колдунами, золотистой кашей из печи, хрустящей капусткой да наваристой юшкой и, конечно, "чирочками" - предвестниками, как верят в Тонеже, скорой весны.
БЕЛТА, 26 февраля 2023
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2/127/68580
Текущая дата: 18.11.2024