Белорусский портал в Казахстане

Протесты-2020. Причины уличных бурлений в мире и почему революция в Беларуси сорвалась?



2020-й год вряд ли запомнится хорошими событиями не только в Беларуси. Помимо пандемии он принёс войны и общественные беспорядки в самых разных частях света. Словно кто-то открыл ящик Пандоры.

В Беларуси инициаторы протестов быстро показали своё истинное лицо. А где-то даже и не пытались его спрятать. А скорее (как, например, в Польше или Франции) власти попытались спрятаться от решения проблем за маской показного благополучия. 

Почему бунтует мир – от Соединённых Штатов до Кыргызстана? Отчего события в разных странах при всей своей схожести вызывают противоречивую реакцию международных структур? И кому выгодно «кивать на соседа»? 

2020-й год запомним непростым, с катаклизмами, бедствиями и шестью затмениями. Так предсказывали, так и получилось. Горячие точки на всех шести континентах. Это был «протестный» год для многих. В огне – США, Германия, Франция, Польша, Кыргызстан, Армения. И нельзя однозначно сказать: это предсказания сбылись или чей-то холодный расчёт и «цветные» планы повлияли. Но факт есть факт: агрессия перевернула жизнь людей.

В США всё запылало с Города роз. В Портленде история с Джорджем Флойдом закончилось смертельным исходом и спровоцировала движение Black Lives Matter.

Разобраться со своими проблемами американские власти не могут и поныне. Волнения сопровождают погромы и мародёрство. В разгар электоральной кампании протестующие начали массово сжигать американские флаги.

Неспокойно не только на улицах, но и в доме – Белом. Возможно, Трамп был так сильно занят своим Twitter, поэтому итоги выборов и новая вспышка COVID-19 ещё больше разгорячили американское общество. 

После весенних карантинов и изоляций взбунтовались европейцы. протесты идут параллельно со второй волной коронавируса. На улицы городов Германии выходят критики и сторонники мер по борьбе с пандемией. Обстановка накалена. Немецкие политики заявили о радикализации протестов и атаках на конституцию и демократию.

Но, пожалуй, самый жаркий рокош – локальный бунт – развернулся в Польше. Только в 2020 году вместо шляхты – обычные поляки, недовольные политикой правящей партии «Право и справедливость», а заодно президента и премьера. Эксперты предупреждали: консерваторам общество не доверяет. А тут ещё ужесточение закона об абортах! На улицах все: женщины, мужчины, деятели культуры, фермеры. События в Варшаве стали принимать масштаб майдана с баррикадами и кострами.

Французы не снимали жёлтые жилеты весь год. 2020-й прошёл в жёстких стычках с полицией, разгонах. И опять – коронавирус, налоговые изменения, экономические реформы Макрона. К концу года добавилось новое – статья 24. Французы выходят на «Марши свободы и солидарности». Это их ответ на реакцию МВД на возросший уровень насилия и травли сотрудников силовых структур. Теперь запрещено выкладывать снимки полицейского при исполнении в публичный доступ – до года тюрьмы или штраф в 45 тысяч евро.

Предстоит разрешить политический кризис и Кыргызстану. Уже 10 января пройдут выборы президента и референдум. Таков итог протестного года, когда после парламентских выборов в октябре страну охватили волнения. Третьи за 15 лет. И это уже называют не иначе, как привычкой к переворотам. Жители Кыргызстана штурмовали парламент. Уличные революционеры становились мародёрами. Финансовая система парализована. Доходило до стрельбы, а многие предприятия, или разграблены, или перешли в другие руки.

Жарко и в Армении. Война в Нагорном Карабахе стала спусковым крючком. Противостояние с Азербайджаном показало бессилие власти. Бархатная революция там уже была. В 2018-м. Тогда премьером и стал Никол Пашинян. Но в 2020 общество оппозиционно настроено уже к нему.  Переворот в Кыргызстане и ситуация в Армении – вещи логичные, возникшие из процессов, которые давно шли. Но реализоваться им помогли извне. «Накрутить» людей из-за рубежа пытались и у нас. Ведь для Беларуси уже давно написан «цветной» сценарий. Это реальные чужие планы. Прессинг, информационная война, которую развернули через радикальные Telegram-каналы. Людьми манипулировали через экран их же смартфона. Но мы сохранили страну, говорят политологи. 

«Цветная» волна, которая накатила в жарком августе и должна была смести с лица земли независимую Беларусь, схлынула. Блицкриг, на который рассчитывали в первые дни после выборов, не удался. Хотя разогретая толпа на улицах наших городов вполне себе позволила боевые действия. Протестующие блокировали дороги, выдирали из тротуарной плитки скамейки, урны, поджигали мусорные контейнеры, строили баррикады, бросали камни и коктейли Молотова. Устраивали теракты в административных зданиях. Вооружаться и экипироваться протестные координаторы особенно призывали подростков. За криминал ещё и доплачивали: расценки открыто выкладывали в группах по майданным интересам. Распространили по чатам методички – как сделать оружие за 150 рублей, «ежей» для прокола шин, перемычки для железнодорожных путей. Неудавшуюся августовскую интервенцию организаторы решили быстро переформатировать. Вместо колючей проволоки и булыжников – цветы, венки, яркие платья, ленточки и зонтики. Всё, как прописано по учебнику. Протестные перфомансы пытались устраивать в храмах, театрах, филармониях, школах, университетах, клиниках. Когда стало понятно, что революции в Беларуси не случается, организаторы показали своё истинное лицо. Сняли маски, чтобы надеть уже другие – медицинские, прикрываясь ковидом, балаклавы, и радикализироваться. И речь не шла ни о каких якобы мирных переменах, которые, на самом деле, грозили захватом власти, потерей суверенитета и даже части территории. О том, что 2020 год в Беларуси, как электоральный, как нельзя лучше подходил на роль протестного, было ожидаемо. О работе центров в Варшаве, Вильнюсе и Киеве докладывали регулярно. И Президент данные разведки не стал скрывать.

Выходит, отдельные представители мирового сообщества с нетерпением ждали, когда «раскрасятся» белорусские улицы. Как иначе объяснить реакцию некоторых европейских и международных политиков и целых структур на происходящее? То, что в одних странах – криминал и агрессия, и жёсткая реакция властей оправдана, то в Беларуси – это перемены, потому что вы же понимаете, «это другое». Фраза – универсальный способ прикрыть двойные стандарты. Это действительно другое – лицемерие и желание разрушить чужую мирную жизнь, нашу с вами.

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси: «Последние 30 лет Евросоюз и Америка проводили такую единоличную политику, но эта политика уходит корнями в средневековье и новое время, когда у них были колонии. Они привыкли жить за счет других. Это правда. Все ресурсы выкачивали у других».  

Европейские страны действительно не оставляют свои колониальные замашки и мышление. И попытки завоёвывать чужие умы, хотя бы в информационной войне. Причём даже те, у которых и колоний то не было, но существующие границы они хотят перекроить. Делать выводы – главное на 2021 год. Возможно, мы действительно, не умеем ценить то, что есть у нас, в Беларуси, что создано за годы суверенитета и независимости. Самое время хорошенько выучить уроки, ведь сама планета даёт примеры.

Телеканал ОНТ, 27 декабря 2020

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-/1/57822
Текущая дата: 29.03.2024