Белорусский портал в Казахстане

Скончался актер Донатас Банионис



На 91-м году жизни умер известный литовский и советский актер театра и кино, народный артист СССР Донатас Банионис.

Как сообщил его сын Раймундас, Банионис умер в больнице - два дня назад с ним случился инсульт.

«Умер сегодня в 14 часов 15 минут. В понедельник похороны. Сейчас это будет обсуждать правительственная комиссия. Скорее всего, в понедельник будут похороны. Один день прощание будет в театре в Паневежисе (на севере Литвы, где Банионис проработал значительную часть жизни), а второй день прощание будет в Вильнюсе. В Вильнюсе и похоронят, рядом с супругой», — рассказал сын артиста.

Донатас Банионис родился в Каунасе в 1924 году. В 1944 году он окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актёром. С тех пор жизнь актёра была неразрывно связана с Паневежисом.

На сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов.

Среди них роли в спектаклях "Смерть коммивояжёра" А. Миллера (Вилли Ломен), "Ревизор" Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945, Городничий, 1977), "Лжец" К. Гольдони (Октавий, 1952), "Как закалялась сталь" Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), "Гедда Габлер" Г. Ибсена(Тесман, 1957), "Там, за дверью" В. Борхерта (Бекман, 1966), "Кафедра" В. Врублевской (Брызгалов, 1980) и других.

В 1980 году Банионис стал главным режиссером Паневежского театра, которым он руководил до 1988 года.

Банионис сыграл более 50 ролей в кино. Среди наиболее известных его работ - фильмы "Никто не хотел умирать", "Мертвый сезон", "Солярис", "Берегись автомобиля", "Король Лир".
В "Солярисе" Тарковского Донатас Банионис сыграл роль Криса Кельвина
Александр Кан, обозреватель Русской службы ВВС по вопросам культуры:

Донатас Банионис – один из последних осколков великого и единого советского кино. Кино, в котором существование национальных границ и национальных культур не мешало ощущению общего, единого культурного пространства.

Банионис впервые обратил на себя внимание в жестком классическом триллере Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать". История "лесных братьев" могла в советскую пору трактоваться только с одним идеологическим знаком, но и Жалакявичюсу, и блистательному актерскому ансамблю, в который попал и Банионис, удалось показать трагедию раскола маленького литовского народа после прихода советской власти.

У многих прибалтийских актеров в советском кино на русском языке была своя специфическая функция – они играли людей Запада, людей иной культуры. Именно в таком виде стал сниматься в русскоязычных фильмах и Банионис. Такими были его пастор в «Берегись автомобиля», или Стауниц в телесериале "Операция "Трест", или Герцог Олбенский в "Короле Лире". Но, несмотря на сильный и неизбывный акцент ему - чуть ли не единственному из прибалтов – удалось вырваться из этого узкого амплуа.

В памяти он останется двумя ролями – советского разведчика Ладейникова в фильме "Мертвый сезон" и Криса Кельвина из уже избавившегося от национальных различий будущего в шедевре Андрея Тарковского "Солярис". У себя же в Литве Банионис был и вовсе национальным героем. И не только (и быть может не столько) благодаря кино. Всю свою творческую жизнь, свыше сорока лет он работал в Паневежском театре - сначала как актер, а с 1980 года еще и как главный режиссер.

Служба ВВС, 4 сентября 2014

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-/522/27461
Текущая дата: 15.11.2024