В Украине после отмены Конституционным судом политреформы образца 2004 года началось реформирование всей вертикали государственной власти.
Созданную, как выяснилось, с нарушением всех процедур, почти шесть лет назад парламентско-президентскую форму правления на основании внесенных в Конституцию Украины поправок нынешняя власть переводит снова в ранг президентской республики.
Для приведения норм Основного закона Украины в соответствие с положениями предыдущей Конституции от 1996 года законодательной и исполнительной власти предстоит провести анализ огромного количества принятых за последние годы нормативных актов, по которым жила страна последние пять лет. Согласно предварительному анализу за годы действия политреформы украинским парламентом было принято около 700 законов, из них обязательному пересмотру подлежат не менее 40 документов.
Первым шагом на пути к выполнению решения Конституционного суда об отмене политреформы стала законодательная инициатива украинского правительства, утвердившего сегодня на своем внеочередном заседании в новой редакции закон о Кабинете министров. Документ предусматривает, в частности, возврат президенту Украины полномочий по назначению премьер-министра (по согласованию с Верховной Радой), руководителей центральных органов исполнительной власти (по согласованию с премьер-министром). Принимать решение о реформировании, ликвидации и создании новых министерств, комитетов, фондов (по представлению руководителя правительства) также предоставляется главе государства.
Украинское руководство намерено уже в ближайшее время путем принятия соответствующих законопроектов в Верховной Раде завершить процесс реформирования вертикали власти с тем, чтобы продолжить начатые реформы в различных сферах экономики. При этом провластные политсилы решили укрепить свои позиции на законодательном уровне. Несмотря на то, что Конституция в редакции 1996 года не предусматривает обязательного создания в парламенте коалиции депутатских фракций, сегодня в Верховной Раде на базе действующей коалиции "Стабильность и реформы" было заключено новое соглашение о формировании парламентского большинства из числа тех же депутатов от Партии регионов, коммунистов и блока Литвина. Сменив форму, но не содержание существования, парламентское большинство намерено и дальше поддерживать главу государства в его стремлении реформировать страну.
Вместе с тем перешедшая в оппозицию предыдущая власть после признания политреформы неконституционной выражает сомнения в законности и легитимности нынешних институтов государственной власти в Украине. Сравнив последние политические события в Украине со взрывом атомной бомбы, украинским ГКЧП, оппозиционные лидеры призвали провести полную "перезагрузку" власти путем переизбрания Президента, парламента и правительства. Как отмечают представители оппозиционных сил, вопрос законности принятия Конституционным судом судьбоносного для Украины решения об отмене политреформы может стать предметом рассмотрения европарламентариями на очередной сессии ПАСЕ.
В то же время предыдущий глава украинского государства, возглавивший после президентских выборов одну из оппозиционных политсил, фракцию "Наша Украина", придерживается другого мнения относительно отмены политреформы. Как отмечает Виктор Ющенко, именно внесенные в 2004 году изменения в Основной закон привели к разбалансированию государственной власти, заложили множество политических мин на пути к проведению реформ. При этом Ющенко сожалеет, что, будучи ограниченным в правах, все его инициативы как президента Украины разбивались о безответственность и неэффективность исполнительной власти. Третий президент независимой Украины за годы своего правления также предпринимал попытки урегулировать конфликт полномочий верхушки власти путем изменения Конституции, однако ему так и не удалось довести начатое дело до конца.
Конституционный суд Украины своим решением с 1 октября текущего года отменил так называемую политреформу, признав внесенные изменения в Основной закон с нарушением конституционной процедуры их рассмотрения и принятия. Политреформа, предусматривающая переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, была проведена в Украине в декабре 2004 года. Внесенные в Конституцию поправки фактически ограничили полномочия главы государства, став камнем преткновения для последующих президентов Украины. При этом доминирующей в Украине, начиная с 2006 года, была парламентско-президентская форма правления.
4 октября 2010 Киев
БЕЛТА
Для приведения норм Основного закона Украины в соответствие с положениями предыдущей Конституции от 1996 года законодательной и исполнительной власти предстоит провести анализ огромного количества принятых за последние годы нормативных актов, по которым жила страна последние пять лет. Согласно предварительному анализу за годы действия политреформы украинским парламентом было принято около 700 законов, из них обязательному пересмотру подлежат не менее 40 документов.
Первым шагом на пути к выполнению решения Конституционного суда об отмене политреформы стала законодательная инициатива украинского правительства, утвердившего сегодня на своем внеочередном заседании в новой редакции закон о Кабинете министров. Документ предусматривает, в частности, возврат президенту Украины полномочий по назначению премьер-министра (по согласованию с Верховной Радой), руководителей центральных органов исполнительной власти (по согласованию с премьер-министром). Принимать решение о реформировании, ликвидации и создании новых министерств, комитетов, фондов (по представлению руководителя правительства) также предоставляется главе государства.
Украинское руководство намерено уже в ближайшее время путем принятия соответствующих законопроектов в Верховной Раде завершить процесс реформирования вертикали власти с тем, чтобы продолжить начатые реформы в различных сферах экономики. При этом провластные политсилы решили укрепить свои позиции на законодательном уровне. Несмотря на то, что Конституция в редакции 1996 года не предусматривает обязательного создания в парламенте коалиции депутатских фракций, сегодня в Верховной Раде на базе действующей коалиции "Стабильность и реформы" было заключено новое соглашение о формировании парламентского большинства из числа тех же депутатов от Партии регионов, коммунистов и блока Литвина. Сменив форму, но не содержание существования, парламентское большинство намерено и дальше поддерживать главу государства в его стремлении реформировать страну.
Вместе с тем перешедшая в оппозицию предыдущая власть после признания политреформы неконституционной выражает сомнения в законности и легитимности нынешних институтов государственной власти в Украине. Сравнив последние политические события в Украине со взрывом атомной бомбы, украинским ГКЧП, оппозиционные лидеры призвали провести полную "перезагрузку" власти путем переизбрания Президента, парламента и правительства. Как отмечают представители оппозиционных сил, вопрос законности принятия Конституционным судом судьбоносного для Украины решения об отмене политреформы может стать предметом рассмотрения европарламентариями на очередной сессии ПАСЕ.
В то же время предыдущий глава украинского государства, возглавивший после президентских выборов одну из оппозиционных политсил, фракцию "Наша Украина", придерживается другого мнения относительно отмены политреформы. Как отмечает Виктор Ющенко, именно внесенные в 2004 году изменения в Основной закон привели к разбалансированию государственной власти, заложили множество политических мин на пути к проведению реформ. При этом Ющенко сожалеет, что, будучи ограниченным в правах, все его инициативы как президента Украины разбивались о безответственность и неэффективность исполнительной власти. Третий президент независимой Украины за годы своего правления также предпринимал попытки урегулировать конфликт полномочий верхушки власти путем изменения Конституции, однако ему так и не удалось довести начатое дело до конца.
Конституционный суд Украины своим решением с 1 октября текущего года отменил так называемую политреформу, признав внесенные изменения в Основной закон с нарушением конституционной процедуры их рассмотрения и принятия. Политреформа, предусматривающая переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, была проведена в Украине в декабре 2004 года. Внесенные в Конституцию поправки фактически ограничили полномочия главы государства, став камнем преткновения для последующих президентов Украины. При этом доминирующей в Украине, начиная с 2006 года, была парламентско-президентская форма правления.
4 октября 2010 Киев
БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-/755/2152
Текущая дата: 24.11.2024