Из Франции высылают румынских и болгарских цыган.
Президент Франции Николя Саркози на первом после летних каникул заседании правительства заявил, что намерен продолжать свою политику в отношении цыган из Румынии и Болгарии. Но соответствуют ли такие решения нормам Европейского Союза?
Если бы Франция, где разворачиваются события, и Румыния с Болгарией, чьих граждан французское правительство пытается изгонять из страны не были членами ЕС, новости о происходящем не вызывали бы особенного удивления.
Со времен Эммериха де Ваттеля, чьи работы середины XVIII века заложили основы международного права, суверенное государство функционирует по очень простому принципу: порядок внутри – анархия снаружи. Теоретики права в данном контексте употребляют термин "контейнерные общества".
Как бы к этому не относились, международное право сейчас дает государствам полное право решать, кого привечать и кого выгонять, а также какие критерии при этом использовать.
Жителям беднейших стран бесконечно сложно, если не невозможно, переехать жить в страны "золотого миллиарда" – и это абсолютно законно с точки зрения международного права. Лишь один процент населения Земли меняет гражданство в течение жизни. В большинстве рождаемся, живем и умираем каждый в своем контейнере, которого не выбираем.
Но право Европейского Союза работает иначе. ЕС построен на единых принципах, которые применяются не только внутри каждого государства-контейнера, но и в отношениях между ними.
Граница между "внутренним" и "международным" присутствует лишь в виде противопоставления Союз – третьи страны (то есть те страны, которые не входят в ЕС).
Королева с двойным гражданством
Каждый гражданин любой из 27 стран ЕС одновременно является и гражданином самого союза. И дискриминация между гражданами абсолютно запрещена.
На практике это значит, что в любых обстоятельствах, за редким исключением, объем прав и обязанностей граждан Союза не может меняться в зависимости от их национальности.
Если британцы могут жить и работать в Англии, значит и греки с датчанами тоже могут, и Британия нарушит закон, если попытается это как-то ограничить. Если французское высшее образование бесплатно для французов, значит оно так же бесплатно для поляков и для словенцев. Если итальянцы могут посещать флорентийские музеи со скидкой, значит, эстонцы и голландцы тоже могут.
Исключения из данного правила минимальны и фактически касаются лишь национальных выборов и ограничений в праве занимать определенные должности. Чтобы стать главой государства или судьей, следует иметь конкретное местное гражданство.
Естественно, что местное гражданство в таких случаях не обязательно должно быть единственным. Известно, что нидерландская королева Беатрикс, кроме голландского, обладает еще и британским гражданством.
Перефразируя профессора Дэйвиса из школы права Амстердамского Свободного университета, подобная организация гражданства внутри ЕС фактически "отменяет" национальные гражданства в Союзе.
Трудно быть нелегалом
Европейские договоры и директивы устанавливают, что гражданам ЕС достаточно обладать "достаточными средствами" и медицинской страховкой, чтобы обосноваться в другом государстве, входящем в Союз.
Если эти два условия выполнены, право проживать в новом государстве как угодно долго наступает автоматически. Вид на жительство, юридически говоря, не предоставляет права проживания, а лишь демонстрирует, что гражданин ЕС решил воспользоваться своими правами.
При этом "нелегальное" проживание граждан ЕС на территории Союза невозможно. Легальность проживания не имеет никакого отношения к тому, есть у гражданина вид на жительство или нет. Европейского удостоверения личности, выданного любым государством ЕС, достаточно.
Важно и то, что "достаточные средства", согласно постановлению суда, определяются самим гражданином, а не государством проживания.
Дело, в котором суд вынес такое решение, касалось бельгийской практики высылки из королевства граждан ЕС, которые не могли предоставить органам местной власти сведений о доходах.
Суд постановил, что подобные запросы являются нарушением фундаментального права на проживание в любом из государств ЕС. Если у кого-то недостаточно денег, чтобы жить в Бельгии, то он просто уедет.
При недавнем расширении ЕС в договоры были включены временные ограничения прав граждан новых стран на работу в странах "старых". Например, такой закон действует в Великобритании в отношении той же Румынии и Болгарии. Но эти позиции касаются исключительно прав работников и не ограничивают других прав граждан.
То есть при наличии достаточных средств и медицинской страховки они могут спокойно находиться в стране наравне с местными жителями сколько угодно. В любом случае, даже эти существующие ограничения действуют максимум в течение семи лет со дня вступления страны в ЕС.
Высылка допустима, но невозможна?
Директива разрешает высылку граждан ЕС лишь в двух случаях: если они представляют угрозу национальной системе социального обеспечения, или из соображений безопасности – охраны публичного здоровья и правопорядка.
Обосновывая свои решения о высылке цыган в Румынию и Болгарию, французские власти говорили именно о том, что нелегальные цыганские поселения являются рассадником антисанитарии и преступности.
Однако, если руководствоваться решениями судов, оба вышеуказанных основания довольно трудно применять на практике. Поскольку любые исключения из основного правила по закону следует интерпретировать в наиболее узкой форме.
Высылка на основании "угрозы национальной системе социального обеспечения" невозможна, так как один человек или одна семья банально не могут представлять подобной угрозы. А коллективные высылки невозможны в связи с тем, что принцип верховенства закона и правового государства требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
То же самое распространяется и на вторую группу оснований. Суд трактует соображения общественной безопасности настолько узко, что, например, даже предыдущие тюремные сроки не могут рассматриваться как основание для высылки. Это же касается нетяжких преступлений, совершенных в новом государстве проживания.
Использовать основания защиты правопорядка в дискриминационной форме однозначно запрещено.
Эту норму суд разъяснил в теперь уже классическом деле "Адуи и Корнуай", которое касалось попыток бельгийской полиции высылать из страны французских дам легкого поведения; при том что проституция как таковая в стране не запрещена. Суд не только защитил право француженок продолжить работу в Бельгии, но и установил важный прецедент.
Цыгане вернутся
В свете всего этого, позиция французского президента в отношении румынских и болгарских цыган юридически, мягко говоря, сомнительна.
Французские власти правомочны относиться к ним иначе, нежели к французам, лишь в тех редких случаях, когда подобные разграничения позволены Европейским Союзом. Это, например, относятся к праву избирать и быть избранным на пост президента Франции.
Политики называют высылку добровольным возвращение домой. "Возвращающимся" даже дают небольшие деньги на карманные расходы, снимая отпечатки пальцев, дабы не платить дважды.
В этой ситуации можно предположить, что деньги французских налогоплательщиков выбрасываются на ветер. Поскольку все высылаемые обладают полным правом в любой момент вернуться во Францию.
Если границы между странами ЕС и существуют в отношении граждан третьих стран, для европейцев их нет.
Недавно суд даже уточнил, что на любой европейской границе гражданина Союза не имеют право спрашивать о цели поездки или о том, сколько времени он планирует пробыть в стране.
BBC Russian 27 августа 2010 г
Димитрий Коченов
Доктор европейского права
(Автор работает на кафедре европейского и экономического права юридического факультета Университета Гронингена (Нидерланды).
Среди его публикаций - книги The Failure of Conditionality (Kluwer, 2008); Schurende rechtsordes (Europa Law, 2008, в соавторстве); EU Law of the Overseas (Kluwer, 2011, в соавторстве)
Если бы Франция, где разворачиваются события, и Румыния с Болгарией, чьих граждан французское правительство пытается изгонять из страны не были членами ЕС, новости о происходящем не вызывали бы особенного удивления.
Со времен Эммериха де Ваттеля, чьи работы середины XVIII века заложили основы международного права, суверенное государство функционирует по очень простому принципу: порядок внутри – анархия снаружи. Теоретики права в данном контексте употребляют термин "контейнерные общества".
Как бы к этому не относились, международное право сейчас дает государствам полное право решать, кого привечать и кого выгонять, а также какие критерии при этом использовать.
Жителям беднейших стран бесконечно сложно, если не невозможно, переехать жить в страны "золотого миллиарда" – и это абсолютно законно с точки зрения международного права. Лишь один процент населения Земли меняет гражданство в течение жизни. В большинстве рождаемся, живем и умираем каждый в своем контейнере, которого не выбираем.
Но право Европейского Союза работает иначе. ЕС построен на единых принципах, которые применяются не только внутри каждого государства-контейнера, но и в отношениях между ними.
Граница между "внутренним" и "международным" присутствует лишь в виде противопоставления Союз – третьи страны (то есть те страны, которые не входят в ЕС).
Королева с двойным гражданством
Каждый гражданин любой из 27 стран ЕС одновременно является и гражданином самого союза. И дискриминация между гражданами абсолютно запрещена.
На практике это значит, что в любых обстоятельствах, за редким исключением, объем прав и обязанностей граждан Союза не может меняться в зависимости от их национальности.
Если британцы могут жить и работать в Англии, значит и греки с датчанами тоже могут, и Британия нарушит закон, если попытается это как-то ограничить. Если французское высшее образование бесплатно для французов, значит оно так же бесплатно для поляков и для словенцев. Если итальянцы могут посещать флорентийские музеи со скидкой, значит, эстонцы и голландцы тоже могут.
Исключения из данного правила минимальны и фактически касаются лишь национальных выборов и ограничений в праве занимать определенные должности. Чтобы стать главой государства или судьей, следует иметь конкретное местное гражданство.
Естественно, что местное гражданство в таких случаях не обязательно должно быть единственным. Известно, что нидерландская королева Беатрикс, кроме голландского, обладает еще и британским гражданством.
Перефразируя профессора Дэйвиса из школы права Амстердамского Свободного университета, подобная организация гражданства внутри ЕС фактически "отменяет" национальные гражданства в Союзе.
Трудно быть нелегалом
Европейские договоры и директивы устанавливают, что гражданам ЕС достаточно обладать "достаточными средствами" и медицинской страховкой, чтобы обосноваться в другом государстве, входящем в Союз.
Если эти два условия выполнены, право проживать в новом государстве как угодно долго наступает автоматически. Вид на жительство, юридически говоря, не предоставляет права проживания, а лишь демонстрирует, что гражданин ЕС решил воспользоваться своими правами.
При этом "нелегальное" проживание граждан ЕС на территории Союза невозможно. Легальность проживания не имеет никакого отношения к тому, есть у гражданина вид на жительство или нет. Европейского удостоверения личности, выданного любым государством ЕС, достаточно.
Важно и то, что "достаточные средства", согласно постановлению суда, определяются самим гражданином, а не государством проживания.
Дело, в котором суд вынес такое решение, касалось бельгийской практики высылки из королевства граждан ЕС, которые не могли предоставить органам местной власти сведений о доходах.
Суд постановил, что подобные запросы являются нарушением фундаментального права на проживание в любом из государств ЕС. Если у кого-то недостаточно денег, чтобы жить в Бельгии, то он просто уедет.
При недавнем расширении ЕС в договоры были включены временные ограничения прав граждан новых стран на работу в странах "старых". Например, такой закон действует в Великобритании в отношении той же Румынии и Болгарии. Но эти позиции касаются исключительно прав работников и не ограничивают других прав граждан.
То есть при наличии достаточных средств и медицинской страховки они могут спокойно находиться в стране наравне с местными жителями сколько угодно. В любом случае, даже эти существующие ограничения действуют максимум в течение семи лет со дня вступления страны в ЕС.
Высылка допустима, но невозможна?
Директива разрешает высылку граждан ЕС лишь в двух случаях: если они представляют угрозу национальной системе социального обеспечения, или из соображений безопасности – охраны публичного здоровья и правопорядка.
Обосновывая свои решения о высылке цыган в Румынию и Болгарию, французские власти говорили именно о том, что нелегальные цыганские поселения являются рассадником антисанитарии и преступности.
Однако, если руководствоваться решениями судов, оба вышеуказанных основания довольно трудно применять на практике. Поскольку любые исключения из основного правила по закону следует интерпретировать в наиболее узкой форме.
Высылка на основании "угрозы национальной системе социального обеспечения" невозможна, так как один человек или одна семья банально не могут представлять подобной угрозы. А коллективные высылки невозможны в связи с тем, что принцип верховенства закона и правового государства требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
То же самое распространяется и на вторую группу оснований. Суд трактует соображения общественной безопасности настолько узко, что, например, даже предыдущие тюремные сроки не могут рассматриваться как основание для высылки. Это же касается нетяжких преступлений, совершенных в новом государстве проживания.
Использовать основания защиты правопорядка в дискриминационной форме однозначно запрещено.
Эту норму суд разъяснил в теперь уже классическом деле "Адуи и Корнуай", которое касалось попыток бельгийской полиции высылать из страны французских дам легкого поведения; при том что проституция как таковая в стране не запрещена. Суд не только защитил право француженок продолжить работу в Бельгии, но и установил важный прецедент.
Цыгане вернутся
В свете всего этого, позиция французского президента в отношении румынских и болгарских цыган юридически, мягко говоря, сомнительна.
Французские власти правомочны относиться к ним иначе, нежели к французам, лишь в тех редких случаях, когда подобные разграничения позволены Европейским Союзом. Это, например, относятся к праву избирать и быть избранным на пост президента Франции.
Политики называют высылку добровольным возвращение домой. "Возвращающимся" даже дают небольшие деньги на карманные расходы, снимая отпечатки пальцев, дабы не платить дважды.
В этой ситуации можно предположить, что деньги французских налогоплательщиков выбрасываются на ветер. Поскольку все высылаемые обладают полным правом в любой момент вернуться во Францию.
Если границы между странами ЕС и существуют в отношении граждан третьих стран, для европейцев их нет.
Недавно суд даже уточнил, что на любой европейской границе гражданина Союза не имеют право спрашивать о цели поездки или о том, сколько времени он планирует пробыть в стране.
BBC Russian 27 августа 2010 г
Димитрий Коченов
Доктор европейского права
(Автор работает на кафедре европейского и экономического права юридического факультета Университета Гронингена (Нидерланды).
Среди его публикаций - книги The Failure of Conditionality (Kluwer, 2008); Schurende rechtsordes (Europa Law, 2008, в соавторстве); EU Law of the Overseas (Kluwer, 2011, в соавторстве)
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-/759/1715
Текущая дата: 24.11.2024