На переговорах президента Казахстана с канцлером ФРГ обсуждалась возможность проведения в Астане саммита лидеров России, Украины, Германии и Франции. Почему Берлин медлит с решением?
Обычно о приезде в Берлин лидеров зарубежных стран информируют более или менее заблаговременно. Визит же президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был почти спонтанным. Официальный представитель канцлера сообщил о нем всего за два дня. Однако у переговоров Назарбаева с Ангелой Меркель (Angela Merkel) в эту пятницу, 9 января, есть своя предыстория.
Предыстория визита
Она началась в воскресенье, 28 декабря, когда застывшая в рождественских каникулах Германия наслаждалась пятым подряд выходным днем и лениво планировала встречу Нового года.
Дежурившие в редакциях немецких СМИ репортеры получили по электронной почте сообщение из ведомства федерального канцлера о том, что накануне Меркель обсуждала по телефону ситуацию на Украине с президентом Петром Порошенко (что не удивительно), а также (и это было сюрпризом) с Назарбаевым.
Дежурившие в редакциях немецких СМИ репортеры получили по электронной почте сообщение из ведомства федерального канцлера о том, что накануне Меркель обсуждала по телефону ситуацию на Украине с президентом Петром Порошенко (что не удивительно), а также (и это было сюрпризом) с Назарбаевым.
На следующий день, в понедельник, на правительственной пресс-конференции корреспонденту DW пояснили, что поводом для разговора с президентом Казахстана стало его пребывание в Киеве в конце декабря, и канцлеру было, мол, интересно узнать его впечатления и оценки положения на Украине. В те же дни там был и белорусский президент Александр Лукашенко, с которым, однако, Меркель по телефону не говорила. Почему? Оказалось, ответил представитель канцлера, что Назарбаев сам проявил инициативу.
Все стало на свои места в тот же понедельник всего пару часов спустя, когда на пресс-конференции в Киеве Порошенко объявил о предстоящей 15 января в Астане очередной встрече на высшем уровне в "нормандском формате" - то есть, лидеров России, Украины, Германии и Франции.
Условия Берлина
Тем самым украинский президент поставил представителей немецкого правительства в несколько неудобное положение, поскольку Берлин намеревался объявить о таком саммите в Астане только тогда, когда подготовка к нему будет завершена. А процесс согласования позиций идет со скрипом и еще не закончился.
Проводить встречу на высшем уровне, не имея уверенности в том, что ее участники наконец-то смогут о чем-то договориться, в Берлине считают нецелесообразным.
Проводить встречу на высшем уровне, не имея уверенности в том, что ее участники наконец-то смогут о чем-то договориться, в Берлине считают нецелесообразным.
Сама Ангела Меркель на пресс-конференции в четверг, 8 января, после переговоров с премьер-министром Украины Арсением Яценюком заявила, что на встрече в Астане должен быть достигнут "зримый прогресс" в том, что касается реализации положений минского протокола подписанного в сентябре прошлого года. Она понимает, что такой саммит "не сможет привести к выполнению с сегодня на завтра всех положений минского протокола, но что возможно, так это добиться зримого прогресса по одним пунктам и выработать надежную "дорожную карту" для других".
Рабочий график канцлера
Визит Назарбаева в Берлин был "неформальным", а потому, объяснили в ведомстве федерального канцлера, пресс-конференции по итогам его встречи с Ангелой Меркель и не планировалось.
Репортеры имели возможность разве что сфотографировать обоих перед началом беседы. Поэтому о ее содержании можно только догадываться.
Репортеры имели возможность разве что сфотографировать обоих перед началом беседы. Поэтому о ее содержании можно только догадываться.
Вместе с тем ясно, что и о возможной встрече на высшем уровне в Астане в "нормандском" формате тоже шла речь. Это подтверждают источники DW и в делегации президента Казахстана, и в немецких дипломатических кругах. Правда, результат разговора на эту тему остается неизвестным. По крайней мере, названная Петром Порошенко дата проведения такой встречи - 15 января - представляется сомнительной.
Вся будущая неделя у Ангелы Меркель уже расписана по часам. Во второй половине дня в среду, 14 января, когда ей надо было бы вылететь в Астану, чтобы успеть на "нормандский" формат, она принимает генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, а вечером выступает с речью на новогоднем приеме немецких банкиров.
В четверг, 15 января, канцлер планирует присутствовать на пленарном заседании бундестага, а потом будет вести переговоры с президентом Латвии. Полет в столицу Казахстана в рабочий график Меркель ну никак не вписывается. Можно ли предположить, что она его изменит и откажется от встреч с генсеком НАТО и латвийским президентом ради участия в саммите в Астане?
Отвечая на вопрос DW, представитель канцлера Георг Штрайтер (Georg Streiter) назвал такую дискуссию "гипотетической", напомнил, что поездки в Астану в планах у канцлера нет, а потом, чуть помедлив, лукаво добавил: "Я думаю, что во имя мира на Украине многие люди готовы, в крайнем случае, отказаться от встречи с канцлером или ее перенести".
Усилия министров
Значит, получается, что шанс - хоть и небольшой - все-таки есть. И теперь все зависит от благоразумия и готовности пойти на компромиссы четырех министров иностранных дел стран "нормандского" формата. В эту пятницу днем они вновь устроили четырехстороннюю телефонную конференцию, стараясь сблизить позиции по проекту документа, который мог бы быть представлен на утверждение лидеров России, Украины, Германии и Франции. По некоторым сведениям, в понедельник, 12 января, в Берлин министры продолжат переговоры в ходе личного общения.
"Нормандский формат" в Астане: Берлин пока темнит
Ангела Меркель считает, что минский протокол является ключом к восстановлению территориальной целостности Украины, к которому в немецкой интерпретации относится и возращение Крыма. А ключом к имплементации самого минского протокола представитель МИД ФРГ Мартин Шефер (Martin Schäfer) называет достижение договоренности по демаркационной линии или линии прекращения огня, разделяющей территории, находящиеся под контролем сепаратистов - с одной стороны - и украинского правительства - с другой.
Спорные вопросы и роль Назарбаева
Та линия, которая была зафиксирована в сентябре в минском протоколе, более не существует. Какие-то участки за минувшее время захватили сепаратисты, на других продвинулись вперед силовики. Значит, нужно либо возвращаться на прежние позиции, либо проводить обмен территориями.
Есть и другие спорные вопросы, о которых идет речь на переговорах министров: проблема доступа гуманитарной помощи, снабжение восточных регионов Украины теплом, газом, электроэнергией и продуктами питания, контроль на границе между Россией и Украиной.
"Все это - сложные вопросы, и цель немецкой дипломатии заключается в том, чтобы достичь компромиссов, позволяющих найти путь к полной реализации минского протокола", - заявил в пятницу, отвечая на вопрос DW, Мартин Шефер. "Встреча на высшем политическом уровне имеет смысл только в том случае, - добавил он, - если на ней - а еще лучше в преддверии - будут предприняты конкретные шаги в этом направлении ".
Что же касается роли Казахстана, как принимающей стороны возможной встречи в "нормандском" формате, то Берлин, по словам Шефера, ожидает от президента этой "большой и важной страны, соседа России, вклада и импульсов для начала решения и преодоления украинского кризиса".
Автор Никита Жолквер, Берлин
Deutsche Welle, 9 января 2015
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-0/517/28914
Текущая дата: 27.12.2024