Белорусский портал в Казахстане

Согласно договору



Главное геополитическое событие недели – саммит Организации Договора о коллективной безопасности, который в четверг прошёл в Астане.

У этого события была своя интрига – в ОДКБ пока нет руководителя, но есть белорусский кандидат на этот пост.

Но пока – об итогах встречи, главной темой которой, исходя из названия организации, была безопасность. Главы Беларуси, России, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана обсудили меры по борьбе с информационными угрозами, а также терроризмом и наркотрафиком.

Только вдумайтесь: мировой криминальный рынок наркотиков специалисты оценивают в 800 миллиардов долларов, что вполне сравнимо с законным рынком оборота нефти. И чтобы противостоять такому «дурманящему потоку», необходима слаженная работа силовых ведомств разных стран. В ОДКБ научились это делать.

Работать сообща и оперативно обмениваться данными поможет создание Центра кризисного реагирования. Для его работы необходимо, например, обеспечить закрытую видеоконференцсвязь и передачу информации между национальными центрами управления обороной. Другие страны СНГ или, скажем, Шанхайская организация сотрудничества теперь при желании смогут стать наблюдателями или партнёрами ОДКБ. Эти статусы получили правовое оформление. 

Кстати, всё это, в том числе и расширение обоймы союзников, белорусские инициативы, которые наша страна выдвинула ещё в 2017 году. И, по оценке специалистов, последние два года, которые прошли под председательством Беларуси, а затем и Казахстана были сверхпродуктивными. Действия Минска по развитию ОДКБ лежат в контексте комплексных усилий по снижению напряжённости в евразийском регионе. Здесь не лишне напомнить, например, встречу экспертов основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. И не только её.

Владимир Макей
, министр иностранных дел Беларуси: «Те решения, которые приняты на встрече, лежат в русле военно-политической линии нашей страны, в русле той политики, которую определяет Глава государства. Некоторое время назад мы провели конференцию по борьбе с терроризмом в киберпространстве». 

И, разумеется, Минск категорически не заинтересован в конфликтах любых температур, ни в «горячих», ни в «тлеющих», ни в «замороженных». Такую позицию Александр Лукашенко попытался донести до политического и экспертного истеблишмента США. На прошлой неделе наш Президент встречался с помощником Госсекретаря.

Во вторник проводниками важных заявлений стали представители ведущих американских аналитических центров. Среди прочего, Александр Лукашенко чётко и аргументировано объяснил, почему Беларуси не нужны военные базы других государств, в том числе, России. Всё просто – белорусские военные готовы самостоятельно защитить свою страну, более того – выполнить обязательство и перед стратегическим союзником. 

Время вернуться к кадровому вопросу. Пост Генерального секретаря ОДКБ до недавних пор занимал Юрий Хачатуров, которого Армения отозвала из-за внутриполитической ситуации. 

Взамен Ереван предложил своего бывшего министра обороны Арутюняна. В списке также россиянин Валерий Семериков, он сейчас исполняет обязанности генсека ОДКБ. Третий кандидат – представитель Беларуси генерал-лейтенант Станислав Зась, который сейчас занимает должность Государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси.



Что же произошло, почему участники блока не определились с кандидатурой главы руководителя ОДКБ, спросим у Анатолия Занковича, который только вернулся из Астаны.

– Добрый вечер, Анатолий. Чем вам запомнился минувший саммит?

– Здравствуйте, Юрий. Встреча глав государств в Астане лично мне запомнится двумя аспектами. Во-первых, Казахстан очень серьёзно отнёсся к своему председательству в ОДКБ. Примерно так же, как и Беларусь в 2017 году. Тогда  по инициативе нашей страны был сформирован серьёзный пакет предложений по улучшению работы самой организации. Задел, который сделала Беларусь, Казахстан оценил и продолжил. Все документы подписаны и получат развитие. 

Другой аспект – это выбор нового руководителя организации. И по тому, как развивались события можно писать сценарий. Была здесь и экспозиция (предыстория события), и завязка, и кульминация, и развязка. Правда, с эпилогом придётся подождать,¸как минимум, месяц, когда в начале декабря в Санкт-Петербурге будет утверждён новый генеральный секретарь ОДКБ. Пока же предлагаю оценить, как всё происходило на Совете коллективной безопасности в Астане. 

Первой во Дворце Независимости Казахстана появится белорусская министерская делегация: главы МИДа, Совбеза и Минобороны Владимир Макей, Станислав Зась и Андрей Равков. Обязательный протокол, фото и в кулуарах проносится: «Вот он, Станислав Зась, будущий генсек ОДКБ, сегодня утвердят».

Настроение. Утренний чай, пару слов с заместителем генсека Валерием Семериковым, он пока исполняет обязанности. По всему видно: всё в порядке. Прессу в зал, где собираются делегации, не пускают, но нам удаётся поговорить.

Вскоре появляется российская делегация. Сергей Шойгу спокоен, Сергей Лавров напротив – кажется, чем-то раздражён. Требует выключить камеру, а когда все делегации идут к месту фотографирования, что-то на ходу уточняет у Владимира Макея. Главы МИДов Беларуси и России разговаривают. Лавров мрачнеет ещё больше.

Все документы согласованы, идёт их подписание. Теперь уже Сергей Шойгу чем-то недоволен, Владимир Макей напротив спокоен, шутит. Правда, иногда смотрит в телефон, что непривычно на таких саммитах. Станислав Зась своей улыбкой обескураживает остальных. Кажется, что этот саммит пройдёт, как говорится «в спокойной, конструктивной обстановке». Но это лишь кажется.

Ведущий оговорился. Пашинян пока исполняющий обязанности премьера. И по его встрече с хозяином саммита видно: волнуется, ещё не привык к таким форматам. А тут ещё и история с Хачатуровым.

Белорусский Президент напротив – очень уверенно чувствует себя и под вспышками камер, и за столом переговоров. И когда Нурсултан Назарбаев предлагает коллегам по блоку не затягивать с обсуждением (ведь все документы согласованы), Александр Лукашенко поддерживает – да, действительно, все позиции сверены. И кандидатуры тоже.

Проходит час, потом второй.  Президенты продолжают общаться за закрытыми дверями. На вопрос репортёров  «что-то не так?» службы протоколов отмалчиваются, но по их напряжённым лицам можно понять: вряд ли всё это из-за документов. Кто-то из дипломатов на ходу бросит: не всё так просто с позицией генерального секретаря. Армения против!  

Против чего? Или против кого? В Армении сложная внутренняя политическая ситуация. И сейчас не то время, чтобы обострять отношения ещё и с партнёрами по блоку. Но Никол Пашинян неуступчив – армянина на посту генерального секретаря ОДКБ должен сменить армянин.

Теперь уже и белорусская, и российская делегации в задумчивости. Руководство ОДКБ тоже молчит, а если и что-то обсуждает, то только среди своих и вдали от прессы.

Когда в Астане пойдёт девятый час вечера, президент Казахстана на брифинге для журналистов отчитается о работе. К прессе он войдёт вместе с Валерием Семериковым. И все подумают: да, понятно, если вместе, значит Семериков и есть будущий глава ОДКБ. Но никто не придаст значения тому, что Назарбаев вовсе не случайно назовёт его заместителем генсекретаря. И когда президент Казахстана уже соберётся уходить, вопрос по генсеку разрешится, и всё станет на свои места.

Назарбаев не оговорился – в его ответе прозвучало очень важное определение –«нормальный действующий генеральный секретарь с белорусской стороны». Так что вопрос о том, кто возглавит ОДКБ, можно считать отчасти решённым. Пока, до встречи в Санкт-Петербурге меньше месяца. 

Итак, вот такими были перипетии во Дворце Независимости в Астане. Этот саммит несомненно войдёт в историю, как один из самых интересных. Отдельно отмечу ещё две темы, о которых говорили в Астане – продвижение НАТО на Восток и выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Этот документ ровно 30 лет подписали Михаил Горбачёв и Рональд Рейган. Цель – остановить гонку вооружений, что и было сделано. Мало того: за три года Советский Союз уничтожил 1846 своих ракетных комплексов, а американская сторона – 846. И теперь Белый дом хочет выйти из договора. И Дональда Трампа уже поддержал в этом решении министр обороны Великобритании. Нет, разумеется, буквально завтра ракеты не полетят, но стоит задуматься, для чего всё это нужно? 

Итак, давайте посмотрим на соседние с Беларусью страны: Польша, Литва, Латвия и Эстония состоят в НАТО уже почти 15 лет, и в этом нет ничего предосудительного. Каждая страна имеет право определять свой путь развития. Однако, посчитаем: в 2014 году иностранный воинский контингент на территории соседей насчитывал 1700 человек личного состава, 15 танков, 40 боевых бронированных машин, 4 самоходные установки, 4 вертолёта и 8 самолётов. Это, напомню, 2014 год. 

А теперь давайте посмотрим, как изменились цифры спустя всего три года. 2017 год. Как видите, это уже совсем другой масштаб. Конечно, вся техника и личный состав не перебрасывали на восток просто так, а задействовали в учениях. Например, воздушные манёвры «Чистое небо-2018» проходили всего в 15 километрах от белорусской границы. 

И то ли ещё будет! На последнем саммите НАТО утверждена инициатива США «Четыре по 30». Мужчины, конечно, могут расценить это как призыв к тосту. Но по команде поднимут не бокалы. Если командование альянса сочтёт, что есть угроза, то 30 механизированных батальонов, 30 авиаэскадрилий и 30 боевых кораблей будут приведены в полную боеготовность в течение 30 дней. Но скорее всего раньше, добавляют в НАТО.

И вот ещё на что нужно обратить внимание. В 1949 году НАТО создали цитата «для защиты Европы от советского вторжения». 1949 год! Война только закончилась. Самое интересное наступило спустя 5 лет, когда в 1954 году Советский Союз подал официальную заявку на вступление в НАТО. Да, такое было! Но предложение было отвергнуто.

А теперь давайте посмотрим, как и главное куда двигался североатлантический альянс. Вот, именно с того, 1949 года. За это время НАТО расширялось семь раз. И будет ещё больше. Двери могут открыть для Македонии, Боснии и Герцеговины, а там,  на горизонте уже и Грузия с Украиной.

Конечно и у НАТО, и у ОДКБ есть общие площадки для переговоров. Есть даже закреплённое сотрудничество «Партнёрство ради мира». И вот если именно эту цель две организации и сохранят приоритетом – «ради мира», то всё получится. Бороться надо не друг с другом, а против терроризма, наркотраффика, киберпреступников. 

Телеканал ОНТ, 11 ноября 2018

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-1/212/45551
Текущая дата: 17.11.2024