Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев считает необходимым объединить Новый год и Рождество Христово в один праздник.
"Я надеюсь, что со временем у нашей церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно - объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества", - заявил А.Кураев в среду в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Любая другая дата празднования Рождества, по его мнению, "порождает вопрос, на который у нас не находится ответов". "Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, т.е. наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично", - пояснил православный миссионер.
"Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря - она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, - лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница - неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно", - считает он.
А.Кураев признал, что Новый год в СССР, а потом в России "полюбился всерьез", потому что "это был наименее идеологизированный из советских праздников". "Т.е. на фоне 1 Мая, 8 Марта и 7 ноября это был праздник не идеологический, а семейный и где-то еще со старыми рождественскими отголосками. И сейчас энергия празднования у людей до сих пор уходит на это, а на Рождество остается совсем немножко", - пояснил он.
Он не очень об этом жалеет, поскольку "для религиозных людей Рождество всё равно останется праздником, а навязываться всем не имеет смысла".
Если же объединить Рождество и Новый год, то, как полагает А.Кураев, этот праздник "для каждого будет своим, здесь каждый добавляет по вкусу".
Он отметил, между прочим, что "сейчас рождается своя традиции, в Москве по крайней мере, церковной встречи Нового года". "Она исходит из чего? Не всем нам 17 лет. Эта новогодняя ночь со временем становится тяжелой. Социологи говорят, что наибольшее число суицидов у пожилых людей именно в эту ночь, когда человек один, никто не приходит, не поздравляет, не звонит. Тяжелые мысли. Уснуть нельзя, потому что грохот. "Ирония судьбы", при всей нашей любви, или салат "Оливье" уже немножко надоели. Уже возраст не тот, чтобы бегать то на Красную площадь, то на Воробьевы горы или в метро встретить Новый год ради экзотики, уже вроде как студенческие годы поиска позади", - объяснил А.Кураев.
Вот тут, по его словам, и "родилось предложение - а давайте молиться в эту ночь, т.е. как на Пасху ночная служба". "А после службы настоятель выносит ящик шампанского, заранее подготовленного (Он оговорился, что шампанское в пост "в небольших дозах можно"), какие-нибудь постные пирожки и так далее. Тут же в храме разговелись и пошли спать. Совершенно другое переживание. Идешь по вымершей, заблеванной Москве, в следах пороха рано утром. А мы молились об этой Москве. И это приятно, вы ощущаете некую трезвость", - отметил отец Андрей.
"У бога чудес хватит и на Новый год, и на Рождество", - выразил уверенность православный миссионер.
Интерфакс-Запад, 2 января 2013
Любая другая дата празднования Рождества, по его мнению, "порождает вопрос, на который у нас не находится ответов". "Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если большой календарь, т.е. наша эра, года считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично", - пояснил православный миссионер.
"Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря - она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, - лучше переносить не на 25 декабря, до Нового года… Какая разница - неделя до нового года, неделя после нового года, как-то это немножко странно", - считает он.
А.Кураев признал, что Новый год в СССР, а потом в России "полюбился всерьез", потому что "это был наименее идеологизированный из советских праздников". "Т.е. на фоне 1 Мая, 8 Марта и 7 ноября это был праздник не идеологический, а семейный и где-то еще со старыми рождественскими отголосками. И сейчас энергия празднования у людей до сих пор уходит на это, а на Рождество остается совсем немножко", - пояснил он.
Он не очень об этом жалеет, поскольку "для религиозных людей Рождество всё равно останется праздником, а навязываться всем не имеет смысла".
Если же объединить Рождество и Новый год, то, как полагает А.Кураев, этот праздник "для каждого будет своим, здесь каждый добавляет по вкусу".
Он отметил, между прочим, что "сейчас рождается своя традиции, в Москве по крайней мере, церковной встречи Нового года". "Она исходит из чего? Не всем нам 17 лет. Эта новогодняя ночь со временем становится тяжелой. Социологи говорят, что наибольшее число суицидов у пожилых людей именно в эту ночь, когда человек один, никто не приходит, не поздравляет, не звонит. Тяжелые мысли. Уснуть нельзя, потому что грохот. "Ирония судьбы", при всей нашей любви, или салат "Оливье" уже немножко надоели. Уже возраст не тот, чтобы бегать то на Красную площадь, то на Воробьевы горы или в метро встретить Новый год ради экзотики, уже вроде как студенческие годы поиска позади", - объяснил А.Кураев.
Вот тут, по его словам, и "родилось предложение - а давайте молиться в эту ночь, т.е. как на Пасху ночная служба". "А после службы настоятель выносит ящик шампанского, заранее подготовленного (Он оговорился, что шампанское в пост "в небольших дозах можно"), какие-нибудь постные пирожки и так далее. Тут же в храме разговелись и пошли спать. Совершенно другое переживание. Идешь по вымершей, заблеванной Москве, в следах пороха рано утром. А мы молились об этой Москве. И это приятно, вы ощущаете некую трезвость", - отметил отец Андрей.
"У бога чудес хватит и на Новый год, и на Рождество", - выразил уверенность православный миссионер.
Интерфакс-Запад, 2 января 2013
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/3-3/135/18731
Текущая дата: 16.11.2024