На польские киноэкраны вышел фильм "Волынь", который повествует о резне, учиненной украинскими националистами в Польше в 1943 году. На Украине лента вызвала неоднозначную реакцию.
1939 год. Молодая женщина по имени Зося живет со своим маленьким сыном на востоке Европы. Идиллический, слегка холмистый ландшафт. Кукурузные поля, в которых можно легко спрятаться. Деревянные церкви и крестьянские избы. В хлеву хрюкают свиньи, молодая пара занимается любовью под пуховым одеялом.
Так начинается новый художественный фильм режиссера Войцеха Смажовского, который вышел в польский прокат 7 октября. Его название совпадает с названием региона, где разворачиваются события - Волынь. Перед началом Второй мировой войны Волынь входила в состав Польши, затем регион заняли советские войска, некоторое время он находился под немецкой оккупацией. Сегодня это часть независимой Украины.
Летняя идиллия 1939 года продолжается недолго. Сначала в село входит Красная Армия, в 1941 году его занимает вермахт. На заднем плане мелькают кадры: большевики депортируют многих поляков в Сибирь, а позже нацисты расстреливают евреев. Зося - полячка. Поначалу она остается на своей родине, как и большинство жителей окрестных сел. Люди пытаются сплотиться, чтобы выжить.
Спираль насилия
Однако спираль ненависти и насилия закручивается все больше. В 1943 году украинские националисты, понимая, что отступление вермахта все ближе, берутся изгонять своих польских соседей - а кого-то сразу убивают, сжигают, зарубают топором. В фильме это показано очень жестко, но так было и на самом деле: по оценкам историков, число поляков, ставших жертвами Волынской трагедии, а позднее и резни в Галиции, составляет примерно 100 000 человек. В ответ польские партизаны совершали акты возмездия: от их рук погибло около 15 000 украинцев.
Польша долго ждала этого дня, первого фильма в истории местного кинематографа, посвященного Волынской трагедии. Режиссер Смажовский работал над лентой четыре года. Он - мастер мрачного кино: в 2011 году в своем фильме "Роза", который получил несколько наград, он обрисовал судьбы жителей польского края Мазуры послевоенного времени. А сейчас закончилась работа над "Волынью".
После закрытого предпремьерного показа "Волыни" в Варшаве известные политологи предупреждали, что картина может привести к международным осложнениям. В частности, фильм может вызвать на Украине массовое возмущение и протесты, а также быть использован Россией в пропагандистских целях, отмечали эксперты.
"Польская правда"
Президент Украины Петр Порошенко это, похоже, предчувствовал. В ходе своего последнего визита в Польшу в июле 2016 года он посетил новый памятник жертвам Волынской трагедии в Варшаве. Мемориал представляет собой составленный из гранитных блоков крест с засечками от топора, на кресте - Иисус без рук. Порошенко возложил к памятнику венок, зажег свечу, встал на колени и помолился. После символического коленопреклонения канцлера ФРГ Вилли Брандта в 1970 году это стало второй подобной акцией в Варшаве, на этот раз - от восточного соседа поляков. Жест Порошенко приобрел еще больший вес благодаря тому, что главу государства сопровождали сразу три украинских министра, а также депутат Верховной рады Надежда Савченко, освобожденная из российского заключения. Каждый из них принес с собой по свече.
Как на фильм отреагирует украинская общественность, пока можно только гадать. Авторы первых материалов в СМИ на эту тему - к примеру, на интернет-сайтах "Украинская правда" или "Укринформ" - оценивают картину неоднозначно. По их мнению, в "Волыни" рассказана "польская правда", а сама лента может усложнить отношения между Киевом и Варшавой. Кроме того, немецкие солдаты, защиты у которых ищет в отчаянии полячка Зося, представлены в фильме "не оккупантами, а такими себе миротворцами ООН", пишут журналисты.
Цель фильма - укрепление взаимопонимания между народами
По словам продюсера "Волыни", одна из украинских кинопрокатных компаний поначалу заинтересовалась фильмом, но впоследствии все же отказалась от планов показать его на Украине. В свою очередь, российские СМИ были готовы писать о ленте еще до окончания съемочных работ. Однако это время совпало с началом конфликта между Россией и Украиной и сопутствующей ему информационной войны: из этих соображений авторы картины решили держаться от российских журналистов на расстоянии. Впрочем, предоставить фильм для коммерческой демонстрации в России - равно как и в любой другой стране мира - они готовы.
Когда глава польского общественного телевидения отметил "Волынь" премией, режиссер Смажовский еще раз дал понять, что никому не позволит использовать себя в политических целях: денежное вознаграждение он пожертвовал на проекты, направленные на укрепление взаимопонимания между народами.
В целом фильм вряд ли подходит для того, чтобы быть использованным в политических целях любой из сторон. В "Волыни" предметом обсуждения становится старое презрение поляков по отношению к украинцам. С точки зрения Москвы, вступление советских войск на Волынь в 1939 году показано в слишком негативном свете. А для украинцев наиболее болезненными могут оказаться кадры убийств, совершенных преступниками "во имя Украины".
Является ли эта лента качественной с художественной точки зрения?
"Волынь" вызвала огромный резонанс в польских СМИ, критики почти единогласно дали фильму положительную оценку. Картина производит на зрителя сильное впечатление, особенно благодаря аккуратно дозированному коктейлю ужасов. Чувствуется также и желание режиссера избежать черно-белой трактовки событий в стиле националистов.
Войцех Смажовский надеется, что его работа поможет построить мосты взаимопонимания между народами - если не сегодня, то, по крайней мере, в будущем. Главное, что он хотел сказать своим фильмом: "Варварство исходит не с востока. Оно кроется в самом человеке".
"Волынь" вызвала огромный резонанс в польских СМИ, критики почти единогласно дали фильму положительную оценку. Картина производит на зрителя сильное впечатление, особенно благодаря аккуратно дозированному коктейлю ужасов. Чувствуется также и желание режиссера избежать черно-белой трактовки событий в стиле националистов.
Войцех Смажовский надеется, что его работа поможет построить мосты взаимопонимания между народами - если не сегодня, то, по крайней мере, в будущем. Главное, что он хотел сказать своим фильмом: "Варварство исходит не с востока. Оно кроется в самом человеке".
Автор Александра Елкина, Герхард Гнаук
Deutsche Welle, 9 октября 2016
Deutsche Welle, 9 октября 2016
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/6-/134/37202
Текущая дата: 19.11.2024