Взгляд на экран - и служба безопасности видит все, что пытается провезти под одеждой авиапассажир: оружие, наркотики, взрывчатку. А заодно - интимные части тела. С 7 декабря "раздевающие" сканеры разрешены в ЕС.
"Раздевающий" сканер, он же - сканер предполетного досмотра, официально называется "сканером безопасности". Но от изменения названия суть не меняется. В европейских аэропортах вместо рамки металлоискателя установят кабинки размером с телефонную будку. В них авиапассажиров будут просвечивать. Преимущество сканера в том, что он реагирует не только на металл, но и на все предметы на теле пассажира, например нож с керамическим лезвием или емкость с жидкостью. Однако проблема в том, что сканер высвечивает и контуры тела. А это уже вмешательство в интимную сферу человека. Поэтому использовать сканеры в Евросоюзе разрешено только с ограничениями.
Излучение в тысячи раз меньше, чем у микроволновой печи
"Микрорадар посылает сигналы и принимает их отражение. Из него и складывается виртуальная картинка на экране", - поясняет сотрудник Института высокочастотного и радарного оборудования Общества имени Фраунгофера Хельмут Эссен (Helmut Essen). Но когда речь заходит об излучении, у каждого срабатывает в голове сигнал тревоги: насколько это вредно?
Профессор физики Ганноверского университета, председатель комиссии по защите от ионизирующего излучения при МВД Германии Рольф Михель (Rolf Michel) сетует на то, что в распоряжении специалистов пока еще слишком мало данных о влиянии на организм человека сигналов в террагерцевом диапазоне. Одни исследования говорят, что вреда нет, другие отмечают изменения в клетках на генетическом уровне. Но эти последние исследования проводились с максимальной нагрузкой - по два часа облучения. А досмотр в аэропорту занимает всего несколько микросекунд.
Нагляднее, наверное, вот такое сравнение: как ни экранируй микроволновую печку, энергии от нее рассеивается в 200 тысяч раз больше, чем от сканера. А уж мобильник надо немедленно выбросить: один разговор - и вы получили больше излучения, чем за сто досмотров в сканере, указывает Хельмут Эссен.
Только с согласия пассажира
Идея установить в аэропортах сканеры возникла в декабре 2009 года. Террорист из Нигерии решил взорвать самолет, летевший из Амстердама в Детройт. При этом он использовал некое сыпучее вещество и жидкость. Взрывное устройство не сработало, фанатика скрутили другие пассажиры. С тех пор перед посадкой и отнимают все жидкости. А фирмы, отреагировав на спрос, стали совершенствовать "раздевающие" сканеры.
Изображение на экране, в зависимости от модели, разное: от символического человечка с пестрыми точками, которые указывают на наличие опасных предметов, до детального отображения всего тела. Именно поэтому комиссия ЕС ввела строгие правила: изображения нельзя хранить. Картинку анализирует сотрудник службы безопасности в отдельной кабинке. Непосредственного контакта с пассажиром у него нет. А главное, пассажир может отказаться от сканирования и потребовать, чтобы его досматривали обычными методами.
Испытание практикой
В Гамбурге 10 месяцев подряд испытывали сканеры. В эксперименте добровольно участвовали 800 тысяч пассажиров. Говорят, что стоили испытания более одного миллиона евро. Результат - нулевой. Примерно каждый второй пассажир вызывал сигнал тревоги. И его приходилось досматривать, как прежде. Дело в том, что сканеры реагировали на пятна пота, пуговицы или складки на одежде.
Сенсоры на приборах слишком чувствительные, считает Хельмут Эссен. А компьютер, который анализирует отражение сигнала, не в состоянии различить, пришло оно от складки на рубашки или от взрывного устройства. Поэтому Германия не собирается вводить сканеры во всех аэропортах. Сейчас их используют только в Великобритании и Нидерландах. Интерес проявляют Италия и Франция, в то время как Европарламент призывает все страны ввести сканеры до конца апреля 2013 года.
Автор: Арнд Рикман / Александр Варкентин
Редактор: Глеб Гаврик
Deutsche Welle
6 декабря 2011
Излучение в тысячи раз меньше, чем у микроволновой печи
"Микрорадар посылает сигналы и принимает их отражение. Из него и складывается виртуальная картинка на экране", - поясняет сотрудник Института высокочастотного и радарного оборудования Общества имени Фраунгофера Хельмут Эссен (Helmut Essen). Но когда речь заходит об излучении, у каждого срабатывает в голове сигнал тревоги: насколько это вредно?
Профессор физики Ганноверского университета, председатель комиссии по защите от ионизирующего излучения при МВД Германии Рольф Михель (Rolf Michel) сетует на то, что в распоряжении специалистов пока еще слишком мало данных о влиянии на организм человека сигналов в террагерцевом диапазоне. Одни исследования говорят, что вреда нет, другие отмечают изменения в клетках на генетическом уровне. Но эти последние исследования проводились с максимальной нагрузкой - по два часа облучения. А досмотр в аэропорту занимает всего несколько микросекунд.
Нагляднее, наверное, вот такое сравнение: как ни экранируй микроволновую печку, энергии от нее рассеивается в 200 тысяч раз больше, чем от сканера. А уж мобильник надо немедленно выбросить: один разговор - и вы получили больше излучения, чем за сто досмотров в сканере, указывает Хельмут Эссен.
Только с согласия пассажира
Идея установить в аэропортах сканеры возникла в декабре 2009 года. Террорист из Нигерии решил взорвать самолет, летевший из Амстердама в Детройт. При этом он использовал некое сыпучее вещество и жидкость. Взрывное устройство не сработало, фанатика скрутили другие пассажиры. С тех пор перед посадкой и отнимают все жидкости. А фирмы, отреагировав на спрос, стали совершенствовать "раздевающие" сканеры.
Изображение на экране, в зависимости от модели, разное: от символического человечка с пестрыми точками, которые указывают на наличие опасных предметов, до детального отображения всего тела. Именно поэтому комиссия ЕС ввела строгие правила: изображения нельзя хранить. Картинку анализирует сотрудник службы безопасности в отдельной кабинке. Непосредственного контакта с пассажиром у него нет. А главное, пассажир может отказаться от сканирования и потребовать, чтобы его досматривали обычными методами.
Испытание практикой
В Гамбурге 10 месяцев подряд испытывали сканеры. В эксперименте добровольно участвовали 800 тысяч пассажиров. Говорят, что стоили испытания более одного миллиона евро. Результат - нулевой. Примерно каждый второй пассажир вызывал сигнал тревоги. И его приходилось досматривать, как прежде. Дело в том, что сканеры реагировали на пятна пота, пуговицы или складки на одежде.
Сенсоры на приборах слишком чувствительные, считает Хельмут Эссен. А компьютер, который анализирует отражение сигнала, не в состоянии различить, пришло оно от складки на рубашки или от взрывного устройства. Поэтому Германия не собирается вводить сканеры во всех аэропортах. Сейчас их используют только в Великобритании и Нидерландах. Интерес проявляют Италия и Франция, в то время как Европарламент призывает все страны ввести сканеры до конца апреля 2013 года.
Автор: Арнд Рикман / Александр Варкентин
Редактор: Глеб Гаврик
Deutsche Welle
6 декабря 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/6-/225/11044
Текущая дата: 15.11.2024