Стефани Кволек, американский химик польского происхождения изобретатель сверхпрочного материала кевлар, скончалась в возрасте 90 лет в штате Делавэр.
Госпоже Кволек должны быть благодарны автомобилисты, бойцы спецподразделений и спортсмены. В 1964 году она, работая в компании DuPont, изобрела сверхпрочное волокно полипарафенилен-терефталамид, более известное как кевлар. Данный материал оказался в пять раз прочнее стали. Через год после изобретения была разработана технология производства кевлара.
Изначально волокно использовали при производстве автомобильных шин, однако с 1970-х годов из него стали делать бронешлемы и бронежилеты. Кевлар используется также в качестве защитных вставок в спортивную одежду для мотоспорта, сноубординга и других видов спорта. Благодаря своим прочным качествам кевлар используется для армирования медных и волоконно-оптических кабелей, широко используется в авиационной промышленности и судостроении.
Кевлар сохраняет прочность и эластичность при низких температурах, вплоть до криогенных — минус 196°C. Более того, при низких температурах он даже становится чуть прочнее. При нагреве кевлар не плавится, а разлагается при сравнительно высоких температурах (+430…+480°C). Температура разложения зависит от скорости нагрева и продолжительности воздействия температуры.
В детстве Стефани Кволек хотела стать модельером: она самостоятельно придумывала выкройки и шила куклам платья. В 1946 году, окончив Технологический институт Карнеги по специальности «химия», она поступила на работу в один из ведущих химических концернов, DuPont, широко известный благодаря изобретению нейлона. В 1975 году изобретенный ею материал кевлар поступил на рынок. Сейчас из него делают тросы, кузова автомобилей и катеров, паруса, фюзеляжи самолетов и детали космических кораблей, лыжи и теннисные ракетки. Но тем, что из кевлара делают пуленепробиваемые жилеты для полиции и костюмы пожарных, Стефани Кволек гордилась особенно: это применение материала помогло спасти миллионы жизней.
Александр Нестеров
Интерфакс-Запад, 21 июня 2014
Изначально волокно использовали при производстве автомобильных шин, однако с 1970-х годов из него стали делать бронешлемы и бронежилеты. Кевлар используется также в качестве защитных вставок в спортивную одежду для мотоспорта, сноубординга и других видов спорта. Благодаря своим прочным качествам кевлар используется для армирования медных и волоконно-оптических кабелей, широко используется в авиационной промышленности и судостроении.
Кевлар сохраняет прочность и эластичность при низких температурах, вплоть до криогенных — минус 196°C. Более того, при низких температурах он даже становится чуть прочнее. При нагреве кевлар не плавится, а разлагается при сравнительно высоких температурах (+430…+480°C). Температура разложения зависит от скорости нагрева и продолжительности воздействия температуры.
В детстве Стефани Кволек хотела стать модельером: она самостоятельно придумывала выкройки и шила куклам платья. В 1946 году, окончив Технологический институт Карнеги по специальности «химия», она поступила на работу в один из ведущих химических концернов, DuPont, широко известный благодаря изобретению нейлона. В 1975 году изобретенный ею материал кевлар поступил на рынок. Сейчас из него делают тросы, кузова автомобилей и катеров, паруса, фюзеляжи самолетов и детали космических кораблей, лыжи и теннисные ракетки. Но тем, что из кевлара делают пуленепробиваемые жилеты для полиции и костюмы пожарных, Стефани Кволек гордилась особенно: это применение материала помогло спасти миллионы жизней.
Александр Нестеров
Интерфакс-Запад, 21 июня 2014
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/6-1/85/26380
Текущая дата: 28.12.2024