Об этом сообщил руководитель пресс-службы ИКИ РАН Юрий Зайцев.
Ученые Института космических исследований (ИКИ) РАН изучают возможность построения группировки орбитальных тросовых систем, позволяющих обеспечить циклическую доставку грузов с Земли на Луну более дешевым, чем сегодня, способом,
"Каждая такая система представляет собой связку из двух космических аппаратов, соединенных тросом. Ее центр масс движется по заданной орбите, а сама связка вращается подобно гигантской праще. Если в какой-то момент от одного космического аппарата связки отделить "груз", то за счет высвобождения энергии вращения "пращи" ему сообщается поступательное движение", - сказал Ю.Зайцев.
По его словам, "наиболее приемлемым вариантом транспортной системы "Земля-Луна" будет комплекс из трех тросовых систем".
"Две расположены на околоземных орбитах - круговой и эллиптической, и еще одна - на орбите около Луны. Управляемые перемещения груза от одной тросовой системы к другой превращает их в единую транспортную артерию", - сказал эксперт.
Он отметил, что данная научная идея имеет некоторые общие элементы с проектом так называемого "космического лифта", который предполагает доставку грузов на околоземную орбиту при помощи сверхпрочных и сверхдлинных тросовых систем.
"Конечно, это будет не "космический лифт" в традиционном его понимании. Но такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она способна доставить с Земли на Луну", - сказал эксперт.
При этом, по его словам, "сегодня традиционные ракетные методы транспортировки только топлива требуют в 16 раз больше, чем доставляемый груз".
"И самое главное, для такой системы не требуются сверхпрочные тросы, на создание которых придется потратить десятки миллиардов долларов и без особой надежды на успех", - добавил эксперт.
Он напомнил, в частности, что японские ученые намерены к 2050 году реализовать проект "космического лифта" - тросовую систему, позволяющую доставлять в космос без применения ракет самые различные грузы. "Ожидается, что это позволит намного снизить затраты на их транспортировку. Создание космического лифта уже называют одним из самых грандиозных проектов 21-го века", - сказал Ю.Зайцев.
По его словам, "сама идея такого лифта далеко не нова". "Впервые ее высказал Константин Циолковский. Однако самый прочный из материалов того времени - сталь, не выдержал бы и малой доли предполагаемой нагрузки. Да и сегодня одной из главных проблем построения космического лифта остается создание троса, по которому лифт (подъемник) будет передвигаться. Он должен быть очень прочным и одновременно легким", - сказал Ю.Зайцев.
Он напомнил, что США в 1999 году включили "космический лифт" в список "возможных задач начала третьего тысячелетия". Однако вскоре признали эту проблему неразрешимой именно из-за троса, сказал эксперт.
"Японцы планируют изготавливать трос из углеродных нанотрубок. Согласно теории они должны иметь растяжимость (предел прочности на разрыв) гораздо более высокую, чем требуется для "космического лифта". Однако технология их получения в промышленных масштабах и затем сплетения в кабель только начинает разрабатываться. Более того, пока стабильная прочная нить существует только в формулах и цифрах: никак не удается "вырастить" трубки более-менее длинными, в лучшем случае они дотягивают до нескольких миллиметров", - сказал эксперт.
Также не исключено, отметил он, что с увеличением их длины появятся дефекты кристаллической решетки, которые серьезно повлияют на прочность нанотрубок.
"Но даже если удастся получить бездефектный материал, то неизвестно сохранит ли он свои свойства в условиях космического пространства, "простреливаемого" микрометеоритами и частицами космического мусора. Словом на сегодня "космический лифт" - это не более чем красивая сказка. Тем не менее работы по его созданию ведутся и даже неплохо финансируются и не только в Японии. А цель здесь одна - попытаться максимально удешевить доставку грузов на орбиту. Возможно, со временем что-то и получится", - сказал эксперт.
Интерфакс-Запад, 8 апреля 2012
"Каждая такая система представляет собой связку из двух космических аппаратов, соединенных тросом. Ее центр масс движется по заданной орбите, а сама связка вращается подобно гигантской праще. Если в какой-то момент от одного космического аппарата связки отделить "груз", то за счет высвобождения энергии вращения "пращи" ему сообщается поступательное движение", - сказал Ю.Зайцев.
По его словам, "наиболее приемлемым вариантом транспортной системы "Земля-Луна" будет комплекс из трех тросовых систем".
"Две расположены на околоземных орбитах - круговой и эллиптической, и еще одна - на орбите около Луны. Управляемые перемещения груза от одной тросовой системы к другой превращает их в единую транспортную артерию", - сказал эксперт.
Он отметил, что данная научная идея имеет некоторые общие элементы с проектом так называемого "космического лифта", который предполагает доставку грузов на околоземную орбиту при помощи сверхпрочных и сверхдлинных тросовых систем.
"Конечно, это будет не "космический лифт" в традиционном его понимании. Но такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она способна доставить с Земли на Луну", - сказал эксперт.
При этом, по его словам, "сегодня традиционные ракетные методы транспортировки только топлива требуют в 16 раз больше, чем доставляемый груз".
"И самое главное, для такой системы не требуются сверхпрочные тросы, на создание которых придется потратить десятки миллиардов долларов и без особой надежды на успех", - добавил эксперт.
Он напомнил, в частности, что японские ученые намерены к 2050 году реализовать проект "космического лифта" - тросовую систему, позволяющую доставлять в космос без применения ракет самые различные грузы. "Ожидается, что это позволит намного снизить затраты на их транспортировку. Создание космического лифта уже называют одним из самых грандиозных проектов 21-го века", - сказал Ю.Зайцев.
По его словам, "сама идея такого лифта далеко не нова". "Впервые ее высказал Константин Циолковский. Однако самый прочный из материалов того времени - сталь, не выдержал бы и малой доли предполагаемой нагрузки. Да и сегодня одной из главных проблем построения космического лифта остается создание троса, по которому лифт (подъемник) будет передвигаться. Он должен быть очень прочным и одновременно легким", - сказал Ю.Зайцев.
Он напомнил, что США в 1999 году включили "космический лифт" в список "возможных задач начала третьего тысячелетия". Однако вскоре признали эту проблему неразрешимой именно из-за троса, сказал эксперт.
"Японцы планируют изготавливать трос из углеродных нанотрубок. Согласно теории они должны иметь растяжимость (предел прочности на разрыв) гораздо более высокую, чем требуется для "космического лифта". Однако технология их получения в промышленных масштабах и затем сплетения в кабель только начинает разрабатываться. Более того, пока стабильная прочная нить существует только в формулах и цифрах: никак не удается "вырастить" трубки более-менее длинными, в лучшем случае они дотягивают до нескольких миллиметров", - сказал эксперт.
Также не исключено, отметил он, что с увеличением их длины появятся дефекты кристаллической решетки, которые серьезно повлияют на прочность нанотрубок.
"Но даже если удастся получить бездефектный материал, то неизвестно сохранит ли он свои свойства в условиях космического пространства, "простреливаемого" микрометеоритами и частицами космического мусора. Словом на сегодня "космический лифт" - это не более чем красивая сказка. Тем не менее работы по его созданию ведутся и даже неплохо финансируются и не только в Японии. А цель здесь одна - попытаться максимально удешевить доставку грузов на орбиту. Возможно, со временем что-то и получится", - сказал эксперт.
Интерфакс-Запад, 8 апреля 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/8-1/62/13382
Текущая дата: 25.12.2024