Белорусский портал в Казахстане

Брат погибшего президента Польши снова обвиняет Россию



Лидер польской оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский заявил, что основная ответственность за авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб его брат-близнец и тогдашний президент Польши, лежит на российской стороне.

Самолет президента Польши разбился, зацепившись за верхушки деревьев

В среду вечером Качиньский представил доклад с результатами собственного расследования обстоятельств трагедии под названием "Белая книга". В документе сказано, что российские авиационные власти должны были закрыть аэропорт под Смоленском из-за плотного тумана, однако этого не произошло.

"Учитывая погодные условия, россияне должны были закрыть аэропорт. Польских пилотов сознательно отправили на смерть", - заявил автор доклада Антоний Мацеревич.

10 апреля 2010 года польский Ту-154 разбился при заходе не посадку на военный аэродром под Смоленском. Погибли все 96 человек, находившихся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария и члены официальной делегации.

Польское руководство направлялось в Россию, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте захоронения польских офицеров, расстрелянных в 1940 году сотрудниками НКВД.

Самолет разбился, поскольку при посадке в густом тумане он зацепился за верхушки деревьев.

Расположенный в России Межгосударственный авиационный комитет (МАК) провел расследование инцидента и возложил ответственность за трагедию на польских пилотов, которые решили не уходить на запасной аэродром.

Однако в Варшаве продолжают считать выводы МАК необъективными, поскольку в докладе этого ведомства содержатся лишь сведения об ошибках пилотов.

Решение о посадке

Перед годовщиной трагедии под Смоленском премьер-министр Польши Дональд Туск заявил в интервью Би-би-си, что Москва не рассказывает всей правды об авиакатастрофе. Впрочем, по мнению главы польского правительства, это происходит "не потому, что там есть страшные тайны, а потому, что, как правило, они не любят признавать свои ошибки и слабости".

Оппозиционная партия "Право и справедливость" заходит в своих обвинениях дальше. По словам автора "Белой книги", вину российских властей доказывают записи разговоров авиадиспетчеров.

"Это показывает драматический разговор между диспетчерами и их руководством. В нем они просят дать им запасной аэродром, но руководство отказывает и приказывает сажать самолет", - сказал Мацеревич.

Россия, впрочем, настаивает, что решение о посадке могли принять только пилоты польского правительственного самолета.

Польский депутат утверждает, что "россияне не передали польской стороне необходимых метеорологических данных, а карты для захода на посадку были ошибочны". Помимо этого, по словам Мацеревича, с момента снижения самолета до высоты 100 метров российские диспетчеры намеренно предоставляли пилотам неверные сведения.

В докладе также говорится, что россияне якобы уничтожали обломки самолета и вводили в заблуждение общественное мнение.

Ранее брат погибшего президента Польши не раз заявлял, что Россия должна была закрыть аэродром под Смоленском. Однако он признает, что часть вины лежит и на польских летчиках.

"Главный вывод состоит в том, что основная вина за произошедшее лежит на россиянах, хотя некоторая часть вины, связанная с обстоятельствами катастрофы, также лежит на польской стороне", - сказал Ярослав Качиньский в среду.

Политический вопрос

В четверг Антоний Мацеревич представит вторую часть "Белой книги".

Как сообщает влиятельное польское издание Rzeczpospolita, во второй части доклада обвинения выдвигаются уже в адрес руководства ряда польских ведомств.

В докладе говорится, что "Бюро охраны правительства (БОП) и главным образом глава МВД Ежи Миллер совершенно возмутительным образом не выполнили своих обязанностей по охране президента Польши и важнейших особ в государстве".

Утверждается, что представители БОП не знали, есть ли запасные аэродромы. По словам авторов "Белой книги", россияне не передали польской стороне информации о резервных местах посадки: об аэропортах в Домодедове, Витебске и Минске.

В докладе идет речь и о министре обороны Польши Богдане Клихе. По мнению авторов "Белой книги", министерство не поддерживало в должном виде самолеты, на которых летают высшие чиновники государства. Помимо этого, ведомство допустило, чтобы на борту лайнера было так много представителей управленченской элиты армии страны.

БОП и министерство обороны Польши не комментируют доклад Мацеревича, заявляя, что будут дожидаться публикации итогов расследования правительственной комиссии, возглавляемой главой МВД.

Ожидается, что доклад комисии будт опубликован уже через несколько дней, после того, как текст переведут на русской и английский языки, а с документом ознакомится Дональд Туск.

В среду Качиньский также подверг критике российское расследование трагедии, заявив, что в его ходе было допущено множество нарушений.

В октябре в Польше состоятся очередные выборы, в ходе которых оппозиционная "Право и справедливость", как ожидается, может занять второе место. Эксперты считают, что победу вновь одержит правящая "Гражданская платформа" во главе с Туском.

Результаты российского расследования обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском вызвали недовольство у многих поляков, а Качиньский назвал позицию Туска по этому вопросу равносильной предательству.

Обозреватели считают, что вопрос о расследовании трагедии может стать одним из основных во время предвыборной кампании.

Служба ВВС
30 июня 2011

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/8-1/72/7594
Текущая дата: 17.11.2024