Белорусский портал в Казахстане

Бесстрашный сокол



Какен Абенов
полковник в отставке
 
В конце пятидесятых годов в поезде Кисловодск-Москва в купе со мной ехал молодой майор, сын русского крестьянина. Узнав, что я казах, он сказал следующее:
- Мы сейчас в Военно-авиационной академии проходим теоретический курс - тактику авиационных действий дважды Героя Советского Союза вашего земляка, Талгата Бегельдинова.
Я обрадовался такому приятному сообщению и поблагодарил его.

О Бегелъдинове написано много статей, повестей, снят документальный фильм под названием - "Высокое небо Талгата», в народе о нём бытуют легенды. Да, слава никогда не опаздывает к достойному.

5 августа 1997 года исполнилось 75 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Бегельдинова Талгата Якубековича.

Для деревенского мальчика из аула Май Балык Акмолинской области Бегельдинова авиация становится смыслом его жизни. С юношеских лет он активист авиалюбительского кружка Осоавиахима и курсант аэроклубов. После окончания Саратовского и Оренбургского военных авиационных училищ в январе 1943 года он прибыл на Калининский фронт, затем воевал на Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

Свой боевой путь фронтовик начал в качестве пилота-штурмовика «Ил-2» в 800-м штурмовом авиационном полку 296-й авиадивизии.Не только отлично освоив материальную часть, но и технику пилотирования и бомбометания, пилот-штурман, заместитель и командир эскадрильи на «Ил-2» в воздушных сражениях неоднократно выходил победителем.

Он иногда приводил машину на аэродром с перебитыми тросами управления, без руля поворота, но только с надеждой на исправный мотор, хотя при таких повреждениях почти невозможно управлять самолётом. Так отмечают его однополчане.

Однажды Бегельдинов не вернулся с боевого задания, считали его погибшим, но он тогда не погиб, а вынужденно оказался в тылу врага. Совершив разведывательный полет на аэродром под Харьковом, они атаковали стоявшие на старте, готовые к взлёту «юнкерсы», «хейнкели». При обратном курсе встретились с группой бомбардировщиков противника с прикрытием истребителей, которые также возвращались с боевого задания к своему аэродрому, который советские лётчики штурмовали накануне.

«Мессершмиттов» было 19. Один из них атаковал Бегельдинова, но он удачно ускользнул, выскочив вперед, но вскоре почувствовал неладное со своим самолетом, что послужило причиной отставания от общего строя. Как назло, тут же появились ещё два «мессершмитта». Считая, что бороться с ними на неисправной машине невозможно, Бегельдинов стал ловко маневрировать, но истребители взяли его в тиски и начали расстреливать машину, и вскоре задымился мотор.

Самолёт был на небольшой высоте, поэтому Бегельдинов со своим стрелком Яковенко спрыгнули, при этом получили серьезные телесные повреждения. Так они оказались в тылу врага, и через 15 дней, после мучительных испытаний и невзгод, потеряв Яковенко, он вернулся к своим и продолжал сражаться с врагом.

Весной 1943 года велись воздушные бои под Старой Руссой. Девятку наших штурмовиков сопровождали 8 истребителей. У деревни Глухая Горкуша встретились с 60 фашистскими самолётами, которые патрулировали в районе цели несколькими ярусами. Верхние сразу вступили в бой, а нижние группы Бегельдинова начали отбиваться. Наконец они долетели до основной цели и начали штурмовку мощных оборонительных позиций противника. При выходе из атаки их снова встретили самолёты противника. «Мессершмитт» атаковал «Ил-2» Бегельдинова, но он в жестокой схватке сбил его. Однако получил повреждение и его самолёт. Проявив мастерство, Бегельдинов долетел до аэродрома назначения.

Высоко оценив подвиг и умелые действия Бегельдинова, его командир авиадивизии полковник Герой Советского Союза Н. Каманин сказал, что это первый в истории его дивизии бой штурмовика с истребителем с таким отрадным исходом. Каманин был в числе первых 7 военных лётчиков, получивших звание Героя Советского Союза в 1934 году за спасение челюскинцев.
 
В одном из воздушных боёв Бегельдинов сбил фашистского истребителя, лётчик которого пиратствовал в Бельгии и во Франции. Фашист думал, что «Ил» будет легкой добычей, но просчитался. Это был для фашиста последний бой. Его самолёт сел на нашей территории.
Пленный гитлеровец на допросах ни за что не хотел верить, что его сбил молодой паренёк.

В сентябре 1943 года в воздушных боях за Днепр Бегельдинов доказал, что штурмовик может быть хорошим воздушным бойцом. Когда под прикрытием группы истребителей своего земляка будущего дважды Героя Советского Союза С. Луганского были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника, штурмовик Бегельдинова обрушился на наземную боевую технику врага. На шоссе сплошной вереницей двигались танки, автомашины, бензоцистерны с горючим, бронетранспортер с пехотой. Аэросъемочные фотоаппараты отщёлкивали нужное число кадров. Тогда он был награжден почётным солдатским орденом Славы III степени.

В штурмовых ударах по танкам и другой технике и живой силе противника на поле боя и в ближнем тылу, и на дальних подступах к фронту, на военных объектах сокол Бегельдинов сотни раз испробовал «Ил-2» в разных вариантах маневрирования в зоне зенитного огня.

26 октября 1944 года Бегельдинову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, к этому времени им было совершено около 200 боевых вылетов, наводя панический страх на фашистских захватчиков. Не случайно звёздные «Илы» фашисты назвали чёрной смертью.

Пробившись к центру Берлина на малой высоте и мелкой группой на экваторе Тельтов-канала, группа Бегельдинова уничтожила 8 барж с танками, два буксира были пущены ко дну. По личному указанию Гитлера 100 танков были сняты с Западного фронта, чтобы поднять дух своей армии берлинского направления. Рейд в центр Берлина был совершён по заданию штаба 1-го Украинского фронта. В дальнейшем Бегельдинов неоднократно участвовал в боевых операциях в районе Берлина и Потсдама.

Мастерски пилотируя воздушный корабль, казахский сокол Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на разведку и штурм вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, речных переправ, скоплений войск и техники противника, участвуя при этом в 15 групповых воздушных боях, и лично сбил 7 самолетов противника в битвах на Курской дуге, на Украине, в Яссо-Кишиневской, Берлинской и Пражской операциях. Таков личный вклад Бегельдинова в общую победу над фашизмом.

Количество боевых вылетов Бегельдинова указано в его лётной книжке, имеются воспоминания   его однополчан А. Артеменко, А. Митрофанова и других.

27 июня 1945 года Бегельдинову вторично было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему тогда было 23 года. Он был в числе 65 военных лётчиков, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза дважды.

Его грудь также украшают орден Ленина, два ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, Александра Невского, Славы III степени и много медалей, а также иностранные награды.

Достойным завершением боевого пути Бегельдинова в Отечественной войне явилось его участие в Параде Победы 24 июня 1945 года. Он также участник Парадов Победы 1985 и 1995 годов.

В г. Бишкеке, где Бегельдинов провёл свое детство и юность, установлен бронзовый бюст Героя.
В 1950 году он окончил Военно-воздушную академию и по 1956 год служил в рядах Вооруженных сил СССР в должности заместителя командира и начальника штаба авиационного полка.
С 1956 года на пенсии, генерал-майор авиации в отставке.
С 1957 по 1970 - год старший инспектор и заместитель начальника Казахского территориального управления Гражданской авиации.

В 1968 году Бегельдинов заочно окончил Московский инженерно-строительный институт и продолжительное время работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Что побудило аса авиации стать строителем? Любовь к красоте и зодчеству, к гармонии природы с градостроительством, особенно г. Алматы.

В настоящее время Бегельдинов председатель Транспортного страхового общества и советник председателя Союза водителей Республики Казахстан.

За активную общественную работу он 5 раз был награждён Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-3 созывов. Был депутатом и Алма-Атинского городского Совета народных депутатов.

Бегельдинов - Почётный гражданин городов Акмолы и Аркалыка.

На протяжении многих лет он ведёт большую героико-патриотическую работу среди молодежи.
В день 75-летия желаем ему долгих лет жизни, счастья, благополучия, наземных дерзаний и активности в ветеранской работе, чтобы он надолго оставался путеводной звездой для сарбазов Вооруженных сил Республики Казахстан по защите своего Отечества и символом по беззаветному служению Родине.

Отсюда эстафеты боевой славы героев Великой Отечественной войны и своих великих предков нам - их наследникам - будут духовным стержнем по пропаганде казахстанского патриотизма и содействовать государству в воспитании нового поколения казахстанцев, гордящихся своей страной, верящих в её будущее.

В Республике Казахстан уже сделаны значительные шаги к гражданскому самосознанию населения воспринимать свою судьбу в неразрывной связи с судьбой страны, восприятию казахской земли как Родины.
 

(Газета "Казахстан сарбазы", 22.07.1997.)
из книги "Великая Отечественная война в моей жизни. 60 лет спустя"

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/pages/print/1/404
Текущая дата: 29.03.2024