Белорусский портал в Казахстане

Слуги Лютого Бога



Шли последние дни Второй мировой войны. В замке герцога Мекленбургского, что в городке Прильвиц, засел, яростно отстреливаясь и отказываясь сдать оружие, отряд гитлеровцев. Не рискнув взять замок приступом, командир советской части приказал направить на замок орудия. Несколько выстрелов прямой наводкой — и вот рушатся башни, замок горит... В двух залах замка гибнут и плавятся в огне около шести десятков медно-золотых скульптур, изображающих львов и львиноподобных существ. Это изображения Радогоста, бога войны лютичей — славянского народа, некогда населявшего Заэльбье. В древности они хранились в храме Ретры, главном храме полабских славян.

Так были уничтожены кумиры бога войны, который видел немало сражений между славянами и германцами. Погиб бог войны — и кончилась война. Теперь, будем надеяться, навсегда.

Но как попали в этот замок боги из храма Ретры? История эта давняя, попробуем, заглянув в прошлое, отыскать ее исток.

КАК ЛАБА СТАЛА ЭЛЬБОЙ

В землях, лежащих восточнее Лабы (Эльбы), славяне появились в эпоху Великого Переселения народов в V—VI вв., вытеснив отсюда племена германо-скандинавские. В полабских землях тогда поселились племена венедов, долившихся на лужицких сербов, ободритов и лютичей. В связи с историей прильвицких богов нас интересуют племена, именовавшие себя лютичами.

Известно, что вначале они на зывали себя волотами или вильцами и лишь, потом приняли имя лютичей. Лютичи разделялись на роды гаволян, доленчан, ратарей, хижан, череспенян.

Первое упоминание о лютичах относится к 789г. Тогда франкский король Карл Великий вторгся в Гаволянское княжество и осадил его столицу с целью предотвращения возможного союза бунтующих саксов со славянами. Вильцкий князь Драговит тогда был вынужден сдаться и вступить в переговоры с королем франков.

Гаволянское княжество объединяло всех вильцев-полабов, но потом северные вильцкие племена получили независимость, чем не преминули воспользоваться германские феодалы. В первой трети X в. усилился их натиск на земли полабских славян, и зимой 928/9 г. германский король Генрих I внезапно напал на геволян и доленчан и овладел Бранибором (ныне Бранденбург). Началась германизация и христианизация славян, было учреждено два епископства — бранденбургское и гавельбергское, которым король даровал большие привилегии.

Борьбу за освобождение от гнета епископств и за независимость полабских славян тогда возглавили ратари. Славянских воинов, идущих в бой с германцами, вдохновляли жрецы храма Ретры — главного храма лютичей. Сами служители храма являлись воинами, они хранили и священные знамена, которые выносились из храма во время войны.

Не один раз, собравшись вместе, славяне совершали походы в земли, захваченные германцами. Так, в 1005г. лютичи, бывшие подданными германского короля Генриха II, разрушили монастырь св. Мартина под Мецем и вырезали всех монахов монастыря. Затем в 1018 г. вновь все выстроенные в землях полабских славян церкви были разорены и уничтожены, священники поголовно истреблены.

Решив покончить с непокорством славян, германские феодалы в 1056 г. предприняли крупный поход в Заэльбье, который возглавил маркграф Северной марки Вильгельм и кальтенбургский граф Дитрих с несметным количеством саксонского войска. Славяне наголову разбили германские войска, ни Вильгельм, ни Дитрих из несчастливой для них битвы не вернулись.

Казалось, германский натиск остановлен и германцы не скоро оправятся от подобного поражения. Но тут распря пришла в земли самих славян. Мир и победа оказались более тяжким испытанием, чем война с иноземцами. Словно сам бог войн и междоусобиц Лютый, не удовлетворившись кровью недавних сражений, перессорил славян. И вот ратари и череспеняне стали спорить — кому считаться самым храбрым и могу щественным, кому быть «старшим братом», а кому «младшим» в славянском союзе. Вспомнились и старые обиды, и пограничные споры.

И вот недавние союзники, к радости германцев, пошли войной друг на друга. И трижды череспеняне разбили ратарей. И тогда жрецы храма Ретры пустили несметные богатства храма на плату германским наемникам, и потому христианские рыцари, став на службу языческим жрецам, прошли по земле череспенян, оставляя на месте городов пепелища.

После этого разоренные земли лютичей попали под власть ободритского князя Готшлака, а лютичский союз распался.

Германцы же тем временем вновь стали возводить церкви и посылать священников в славянские земли.

В 1066 г. ратари, возглавляемые жрецами храма Ретры, восстали, на сей раз против власти ободритского князя Готшлака. И вновь все служители христианской церкви в крае были уничтожены, а мекленбургский епископ Иоанн был избит палками. Потом его провели по всем славянским городам для «торжества язычников» и, как говорят, принесли в жертву главному богу храма Ретры, что, разумеется, привело в ужас христиан всей Германии.

И тогда зимой 1067 г. в разоренный междоусобицами, почти обезлюдевший край вторгся гальбердштатский епископ Бурхард. И вторгся он с целью уничтожения языческой Ретры. В сущности, это была первая война германцев, в которой действительно преобладали религиозные мотивы. Зимой следующего года по славянским землям прошел сам император Генрих IV, подвергший земли полабов страшному разрушению, славян вырезали целыми городами. Священный город Ретра и знаменитый на весь славянский мир храм перестали существовать.

Главным храмом полабских славян стала находившаяся на острове Руян (ныне Рюген) Аркона.

Как видим, то, что не смогли сделать германские завоеватели, «с успехом» сделали сами лютичи. В чем же была причина самоубийственного поведения жрецов Ретры? Почему они не остановились даже перед тем, чтобы заключить союз с иноверцами? Почему с ними воевали и германцы-христиане, и, казалось бы, единоверцы — череспеняне, ободриты? Очевидно, что причина гибели храма Ретры и исчезновения народа ратарей, а затем и всех полабских венедов — в вере, не позволившей им сплотиться против иноземных захватчиков.

КОМУ ПОКЛОНЯЛИСЬ ЛЮТИЧИ-ВЕНЕДЫ?

«Венедов, которые ушли на Запад Солнца и там перед врагами землю пашут и шаткую веру имеют, победил Бор-воин (конунг Бериг)» (Троян III, 3:4). Так говорят дощечки. Но в чем же заключалась шаткость веры лютичей-венедов?

Судя по свидетельствам германских хронистов, лютичи-ратари почитали главным богом Радогоста. Да и среди прильвицких находок больше всего изображений этого львиноголового бога, на которых есть подписи германо-славянской руникой — «Радогост».

Но почему же Радогост — лютый бог? По «Книге Коляды», Радогост — сын Коляды и Радуницы, а Коляда — сын Дажьбога и Майи Златогорки. Дажьбог — это нисхождение Вышня. То есть в храме Ретры почитали Радогоста, как третье воплощение Вышня. Львиные и солнечные символы, украшающие многие фигуры, — это символы самого Вышня-Дажьбога. Согласно легенде, переданной Титмаром, во время затянувшихся междоусобиц из озера, расположенного близ храма Ретры, выходил огромный сильный вепрь с пеной на белых клыках и бился в судорогах, пока междоусобицы не прекращались.

Знающий Веды понимает, что вепрь — это форма Вышня-Дажьбога либо его нисхождений — Коляды, Радогоста. Согласно Ригведе, во время Сотворения мира Земля была поднята из океана на клыках вепрем, в которого обратился бог Вишну (он же славянский Вышень). А по «Книге Коляды», Коляда проезжает из Нави в Явь верхом на вепре. То есть, если смотреть поверхностно, ошибки нет: в Ретре поклонялись Вышню-Всевышнему и его третьему нисхождению на землю богу Радогосту. И по-иному быть не могло, ибо и сами ратари почитали себя потомками Радогоста (потому есть корень «рад» — «рат» в их самоназвании).

Но не следует забывать, что корень «рат» есть и в слове «рать». Бог Радгогост также и «бог ратей», подобно тому как Перун — «бог прений-распрей». И эту особенность Радогост унаследовал от отца — Коляды, ибо Коляда часто выступает как карающая ипостась Всевышнего. Коляда явился в мир, дабы нести знание Вед и — покарать демонов. О сыне же его Радогосте известно, что он после ухода в Навь стал загробным судией, который карает грешников.

Именно Радогосту были посвящены дни поминовения усопших 7 — 8 ноября (Родительские дни), а также январские и февральские дни Кащея и Велеса (6 января, 24 и 29 февраля). Ныне Радогощи празднуются во вторник на Фоминой неделе (второй неделе после Пасхи) и именуются Радуницами.

Кстати, и античные греки в эти дни почитали усопших и приносили дары загробному судье, которого они именовали Радомантом. Радомант - брат критского царя Миноса (возможно, этот факт говорит о крито-пеласгийских корнях племени ратарей, а также, возможно, радимичей).

Однако, отождествив загробного судию, ипостась Всевышнего, с самим Всевышним, ратари сделали первую ошибку. Ибо сын Коляды являет миру только один из ликов Всевышнего, а именно темный, загробный лик.

Другое заблуждение жрецов Ретры было еще более тяжким. Оно исходило из неверного толкования Священного писания и превратно понятого духовного опыта. Согласно славянской астрологии, изложенной в книге «Звездозаконие», в IV в. н.э. закончилась эпоха Овна-Белояра (последний ее великий вождь — Бус Белояр) и настала эпоха Лютого-Рыб, которая также понимается и как эпоха бога войны Люта. Потому ратари и отождествили предка Радогоста с Лютом, и назвали себя лютичами. И это было крупней шей богословской ошибкой. Ведь победа Люта временна, а распятый, страдающий в эпоху Люта Вышень-Дажьбог все же воскреснет и победит Распинателя. И именно Он — Всевышний, и только Он не даст верным погибнуть в лютую эпоху. Распятый Бог — в ведическом видении это Вышень-Дажьбог, а также его нисхождение в последние дни эпохи Белояра — князь антов Бус Белояр. В христианском видении это Иисус Христос (потому германцы-христиане и победили ратарей).

Приняв временную победу Лютого Бога за вечную, полабские славяне объединились под его водительством. Главный праздник лютичи в честь Радогоста стали праздновать в феврале (который носит также славянское имя лютень). И, думаю, это был день Лютого Черного бога — последний день месяца лютеня.

Под водительством Люта, неверно отождествляемого с Радогостом, лютичи завоевали полабские земли в IV—Vв. н.э., вытеснив с этих земель готов-германцев. Почитая Люта, они и отстаивали эти земли от натиска германцев почти шесть столетий.

Но Лютый потому и лют, что победу в конце оборачивает поражением. Потому не стало единства среди лютичей, и в междоусобной борьбе они почти истребили друг друга и отдали землю германцам.

Ныне в Заэльбье, в Восточной Германии, живет около десяти тысяч потомков полабов. Они имеют свой язык, наполовину онемеченный, кое-что сохранили и из древних славянских обычаев. Ныне они христиане, и мало кто из них вспоминает о былом величии лютичей. И неизвестно, дошло ли до них известие о том, что их древние боги были найдены на той земле, где когда-то стоял храм Ретры.

А КАК БЫЛИ НАЙДЕНЫ БОГИ ЛЮТИЧЕЙ?

Случилось это 300 лет назад. Однажды весною, где-то между 1687 и 1692 годами, Самуэль Шпонхольц, священник деревни Прильвиц, расположенной недалеко от городка Нейбранденбург, решил посадить в своем саду дерево. И тут из-под его лопаты блеснул желтый металл... Так был открыт клад, по богатству предметов — изображений древнеславянских богов — не сравнимый ни с одним из известных по сию пору.

Можно предположить, что за шесть столетий до этого события на месте дома и сада священника Шпонхольца стоял дом жреца храма Ретры, который и спрятал в своем саду вынесенные из храма культовые предметы, дабы они не были уничтожены германцами.

В последующие годы найденные предметы много раз переходили из рук в руки, пока их не приобрел глава церковного округа Нейстерлице Андреас Маш Готтлиб, который выпустил в 1771 г. книгу «Боги, которым служили в древности ободриты». В этой книге было несколько гравюр художника Вогена, изображавших прильвицких богов.

Потом эти скульптуры были помещены в зале дворца князя Мекленбургского в Прильвице, где и погибли в 1945г. Случайно сохранилась только одна статуя. Она, говорят, выставлена в краеведческом музее в городе Шверин. Есть в музее Нейбрандербурга, что расположен рядом с Прильвицем, еще несколько подобных изображений, в том числе статуя «двуголового славянского бога», раскопанная в последующие годы на месте культовых сооружений Ретры. К сожалению, все эти находки совершенно неизвестны в России.

Ныне только по гравюрам XVIII в. художника Вогена и по рассказам древних германских хронистов мы и можем судить о том, каково было убранство знаменитого храма лютичей.

(А. Асов  "Атланты, Арии, Славяне" /История и вера/ Издательство "Алетейа" Москва 1999г. )

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/pages/print/1/947
Текущая дата: 30.11.2021