В рамках работы Комиссии
Таможенного союза эксперты таможенных служб Беларуси, Казахстана и
России проделали значительную работу по формированию единой нормативной
базы, регламентирующей вопросы обеспечения защиты прав на объекты
интеллектуальной собственности в Таможенном союзе, отметили в ГТК.
В Таможенный кодекс Таможенного союза включена глава 46 "Особенности
совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности". Она содержит положения о мерах по
защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности,
принимаемых таможенными органами государств - членов ТС, определяет
срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными
органами, порядок приостановления выпуска товаров и основания для
отмены решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности. В этой главе также определен порядок
предоставления информации, взятия проб и образцов товаров.
Положения этой главы касаются мер по защите прав правообладателей на
объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными
органами государств Таможенного союза. Так, наряду с ведением
таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности таможенными
органами трех стран в порядке и на условиях, установленных
национальными законодательствами, предусмотрено ведение единого
таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Таможенного
союза.
Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый
таможенный реестр этих объектов и порядок его ведения будут
определяться Соглашением о едином реестре объектов интеллектуальной
собственности государств - членов Таможенного союза.
Государственный таможенный комитет Беларуси ведет таможенный реестр
объектов интеллектуальной собственности в соответствии с положениями
приказа ГТК от 10 августа 2007 года №382-ОД "О некоторых вопросах
осуществления таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной
собственности".
Таможенный кодекс Таможенного союза, как и Таможенный кодекс Республики
Беларусь, предусматривает двухгодичный срок защиты прав правообладателя
на объекты интеллектуальной собственности. Этот срок устанавливается
при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные
реестры.
Но в отличие от Таможенного кодекса Беларуси Таможенный кодекс
Таможенного союза предусматривает возможность продления указанного
срока неограниченное количество раз на основании заявления
правообладателя. В Таможенном кодексе Беларуси такая возможность
отсутствует. По истечении срока защиты прав интеллектуальной
собственности таможенными органами Беларуси правообладатель может вновь
обратиться в ГТК с заявлением об осуществлении таможенными органами мер
по защите прав интеллектуальной собственности.
В ГТК также отметили, что пункт 2 статьи 328 Таможенного кодекса
Таможенного союза содержит исчерпывающий перечень товаров, в отношении
которых не применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной
собственности. К примеру, в отличие от Таможенного кодекса Беларуси,
Таможенный кодекс ТС предусматривает неприменение мер по защите прав
интеллектуальной собственности в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими
учреждениями, иными официальными представительствами иностранных
государств, международными организациями, персоналом этих
представительств, учреждений и организаций, для официального и личного
пользования.
Пункт 4 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза
предусматривает возможность осуществления таможенными органами
Беларуси, Казахстана, России процедуры "ех-оfficio". Так, таможенные
органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности, не включенные в национальный таможенный
реестр и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной
собственности Таможенного союза, без заявления правообладателя. Это
будет осуществляться в порядке, определенном законодательством
государств - членов Таможенного союза. Таможенное законодательство
Беларуси не предусматривает возможность осуществления процедуры
"ех-оfficio". Иных принципиальных отличий в регулировании порядка
приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности, нет.
Постановлением ГТК Беларуси от 20 июня 2007 года №55 "О таможенных
операциях, связанных с приостановлением таможенного оформления товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности" определен порядок
осуществления этих процессов. Документом определены порядок оформления
решений о приостановлении таможенного оформления товаров, в отношении
которых обнаружены признаки, указывающие на то, что товары могут
являться контрафактными, отмены таких решений. Также установлен порядок
продления срока приостановления таможенного оформления и уведомления
заявителя и декларанта о принятых решениях о приостановлении
таможенного оформления товаров и продлении срока приостановления их
таможенного оформления.
Статья 332 Таможенного кодекса Таможенного союза определяет основания
для отмены решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности, и содержит отсылочные нормы на
регулирование рассматриваемых правоотношений законодательствами
государств ТС.
Что касается регулирования порядка предоставления информации, взятия
проб и образцов товаров для таможенных органов Беларуси, то оно не
претерпело изменений, отметили в ГТК.
Источник: Belta.by