Депутаты ратифицировали протокол о внесении изменений в Соглашение о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008
года, протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном
союзе и протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении
работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Все эти международные
документы определяют порядок взыскания косвенных налогов в отсутствие
таможенного контроля и таможенного оформления.
Протоколы были подписаны 11 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге
правительствами государств - членов Таможенного союза в рамках работы
по формированию договорно-правовой базы в развитие Соглашения о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008
года.
Положения протоколов не вносят значительных изменений в порядок
налогообложения товаров, работ, услуг, имущественных прав во взаимной
торговле с Российской Федерацией, так как в их основу легли положения
Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством
Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15
сентября 2004 года и Протокола между правительством Беларуси и
правительством России о порядке взимания косвенных налогов при
выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 года.
В связи с отменой таможенного оформления между Беларусью, Казахстаном и
Россией взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в
отношениях между государствами будет осуществляться исходя из правил,
заложенных в соглашении с РФ.
В то же время имеется ряд особенностей. В частности, протоколом по
товарам в дополнение к действующему порядку предоставления нулевой
ставки НДС при экспорте товаров право на нулевую ставку
предусматривается по договорам товарного кредита (товарного займа), а
также при экспорте товаров, освобождаемых при ввозе, согласно
законодательству государства-импортера (ранее при предоставлении льготы
по ввозу согласно законодательству страны - импортера государство, где
зарегистрирован экспортер, нулевую ставку по НДС не предоставляло),
пояснил на заседании заместитель министра финансов Иван Шунько.
Также для экспортеров предусмотрена возможность осуществлять расчеты в
неденежной форме, если законодательством государства, где
зарегистрирован экспортер, разрешено прекращение обязательств по
договорам в неденежной форме. Разрешается не представлять в налоговый
орган с соответствующей налоговой декларацией по акцизам документы,
подтверждающие факт экспорта, если документы были ранее представлены с
налоговой декларацией по НДС.
Прописан порядок предоставления нулевой ставки НДС по реализации
товаров по договорам лизинга, предусматривающим переход права
собственности на объект лизинга к лизингополучателю.
До 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих
факт экспорта товаров, что позволит экспортерам до получения
подтверждения в течение указанного срока не отражать оборот по
реализации.
При импорте товаров налог будет взиматься со стоимости товаров (цены,
указанной в договоре). Ранее налоговая база определялась как сумма
стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и
доставку данных товаров, подлежащих уплате акцизов.
По товарам, импортированным по договорам лизинга, предусматривающим
переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю,
уплата НДС будет производиться ежемесячно в размере соответствующей
части стоимости предмета лизинга (ранее вопрос уплаты НДС по указанным
операциям не был урегулирован).
Одновременно в части администрирования протоколом регламентирован
порядок уплаты косвенных налогов и предоставления нулевой ставки в
случаях, когда в поставке участвуют три и более лиц, в том числе лиц из
государств, не являющихся членами Таможенного союза; предусмотрено
предоставление налогоплательщиком заявления на бумажном носителе в
четырех экземплярах (ранее предоставлялись три экземпляра заявления);
введено понятие "информационное сообщение", которое будет
предоставляться в случае, когда товар реализуется с участием трех и
более лиц (ранее не предоставлялось, так как участниками внешнеторговых
операций были налогоплательщики двух государств); разрешено в счет
уплаты косвенных налогов по импортированным товарам зачитывать излишне
уплаченные (взысканные) суммы налогов и сборов, подлежащие возврату
(зачету), в том числе в связи с предоставлением нулевой ставки НДС;
прописан порядок уплаты (возврата) косвенных налогов в случаях возврата
по подтвержденной участниками договора причине ненадлежащего качества и
(или) комплектации товаров, ввезенных на территорию государства - члена
Таможенного союза; закреплена норма, предусматривающая взимание акцизов
по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками
(учетно-контрольными марками, знаками), таможенными органами, если это
предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза.
Протокол по услугам содержит те же критерии при определении места
реализации для возникновения обязательств по уплате НДС, что и
Налоговый кодекс Беларуси и протокол по услугам с Россией.
Услуги, имеющие непосредственное отношение к движимому и недвижимому
имуществу, облагаются по месту нахождения такого имущества. Остальные
услуги в большинстве случаев подлежат налогообложению по месту
регистрации продавца (исполнителя). Исключение из этого правила, то
есть налогообложение по месту регистрации покупателя (заказчика),
определено в отношении следующих услуг: инжиниринговых, по обработке
информации, аудиторских, бухгалтерских, дизайнерских, консультационных,
маркетинговых, рекламных, юридических, а также
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
опытно-технологических (технологических) работ.
Протокол содержит указания по порядку налогообложения оборотов по
передаче движимого имущества в лизинг (аренду): местом реализации услуг
по передаче движимого имущества (за исключением транспортных средств)
признается государство нахождения арендатора (лизингополучателя), а в
отношении лизинга (аренды) транспортных средств - государство
нахождения арендодателя либо лизингодателя.
Однако имеются отличия с нормами протокола по услугам с Российской
Федерацией. В частности, это относится к оказанию услуг (выполнению
работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств
и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и
модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Согласно
протоколу с РФ, местом их реализации признается место нахождения
подрядчика (исполнителя), а согласно протоколу и Налоговому кодексу
Беларуси - место (деятельности) покупателя работы, услуги.
Из протокола исключены положения, согласно которым ремонт транспортных средств подлежит обложению по ставке НДС 0%.
Источник: Belta.by