"Основная проблема - это взимание экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты и легковые автомобили для физлиц", - сказал Шпилевский, добавив, что Россия по этим вопросам занимает жесткую позицию, отличающуюся от позиций Белоруссии и Казахстана.
На недавних переговорах в Петербурге премьеры России, Белоруссии и Казахстана так и не смогли согласовать позиции и урегулировать споры по вступлению в силу с 1 июля Таможенного кодекса. Как заявил после переговоров российский премьер Владимир Путин, стороны договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса в течение двух недель на экспертном уровне. Он признал, что с 1 июля Таможенный союз не сможет заработать в полную силу.
По словам Путина, разногласия касались таких областей, как автомобильная и авиационная промышленность, таможенные пошлины, ввоз товаров физическими лицами для собственных нужд. Последняя позиция чувствительна для Казахстана, авто- и авиапром - для России, в то время как для Белоруссии чувствительным вопросом являются ввозные таможенные пошлины. Премьер Белоруссии Сергей Сидорский уточнил, что речь идет о пошлинах на нефть и нефтепродукты.
Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года. Однако де-факто говорить о полноценном союзе и единой таможенной территории трех стран можно будет лишь после вступления в силу общего Таможенного кодекса.
Кодекс должен был заработать с 1 июля. Помимо него необходимо принять еще почти два десятка документов. Сторонам предстоит унифицировать техническое регулирование и к 1 января 2012 года запустить в действие единые технические регламенты, единые принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля.