По словам самого Фиделя Кастро, он не был рожден политиком, но политика стала его жизнью
"Я не был рожден политиком, - написал когда-то Фидель Кастро, - но с юных лет я видел такое, что навсегда запечатлелось в моей памяти и помогло мне понять реалии этого мира".
"Я не был рожден политиком, - написал когда-то Фидель Кастро, - но с юных лет я видел такое, что навсегда запечатлелось в моей памяти и помогло мне понять реалии этого мира".
Наблюдать за жизнью Кастро начал в бедном захолустном городке Биран, где он родился.
Сегодня главной достопримечательностью этого городка в восточной провинции Орьенте является бывший дом самого Кастро.
Дом был тщательно сохранен и превращен в музей, который посещают туристы и последователи левых идей, совершающие паломничество по местам, связанным с Фиделем.
Отец Фиделя Анхель эмигрировал на Кубу с севера Испании, из провинции Галисия. Со временем он разбогател и стал плантатором.
Официальные и неофициальные биографы Кастро в одни голос утверждают, что взгляды юного Фиделя во многом сформировались в то время, когда он лично наблюдал за тяжелым трудом гаитянских рабочих на плантациях сахарного тростника.
Годы становления
Сводный брат Фиделя, Мартин Кастро, который до сих пор живет в Биране, поделился некоторыми историями из их совместной юности. Мартин и Фидель Кастро росли вместе, и сводному брату есть что вспомнить.
"У него была лошадка по имени Карето и маленькая винтовка, с которой он охотился, это было его любимым занятием", - вспоминает 87-летний Мартин Кастро. Фотография юного Фиделя с винтовкой на коленях, которая висит на стене семейного дома в Биране, подтверждает этот рассказ.
"Он ходил по домам гаитянцев и раздавал им кредитные ваучеры из магазина нашего отца", - вспоминает с улыбкой Мартин.
За это бунтарское поведение Фиделя сначала отправили на учебу в иезуитскую школу в Сантьяго, а потом и в иезуитский колледж Белен в Гаване. Иезуитское учение также оказало сильное влияние на молодого Фиделя.
"Братья-иезуиты не брали денег за уроки, они старались быть примером скромности и честности", - поясняет исследователь государственного Института истории Кубы Долорес Гуэрра.
Под влиянием священника отца Лоренте Фидель Кастро добился больших успехов в некоторых областях, включая спорт и походы.
"Ему также нравились гуманитарные дисциплины, языки, испанский и английский, и история, - добавляет Гуэрра. - Но по его собственным словам, он не был примерным студентом и все оставлял на потом. Но при этом он понимал важность дисциплины, пунктуальности и высоких оценок".
Взросление
После окончания иезуитского колледжа Фидель Кастро продолжил обучение на юридическом факультете Гаванского университета. Именно там он попал в бурный мир студенческой политики, которая окончательно сформировала его мировоззрение.
В конце 1947 года он выступил с речью, в которой заявил, что "богатства страны находятся в иностранных руках" и призвал товарищей по учебе к вооруженной борьбе, выдвинув лозунг "молодая нация никогда не сдается".
Именно тогда Фидель Кастро приобрел и первый политический опыт, но произошло это не на Кубе, а в Колумбии, куда в 1948 году он отправился, чтобы принять участие в работе Антиимпериалистического конгресса латиноамериканских студентов.
За те несколько дней, что Кастро провел в столице Колумбии, там произошли бурные события: прямо на улице, рядом со своим кабинетом был застрелен лидер Либеральной партии Колумбии Хорхе Гайтан.
Когда весть об убийстве этого популярного в народе политика разнеслась по городу, на улицах Боготы вспыхнули стихийные бунты.
И Фидель Кастро был в центре событий.
"Во время "Боготасо", как потом назвали волнения в Боготе, Фидель получил настоящее революционное крещение, и это оказало огромное влияние на него самого, его мышление и планы на будущее", - пишет Тед Шульц, автор изданной в 1986 году биографической книги "Фидель - критический портрет".
"Это событие на тот момент стало самым важным в его жизни, бесспорно, это была уникальная возможность наблюдать разворачивавшуюся революцию и сделать нужные выводы, - утверждает Шульц.
И молодой студент свои выводы сделал.
В свои 90 Фидель Кастро остается одним из последних лидеров времен холодной войны
Недавно этот старейшина кубинской политики, как казалось, попрощался с участниками съезда Компартии Кубы.
"Скоро мне будет 90, - сказал он делегатам съезда, и хотя голос его звучал глухо, в нем по-прежнему чувствовалась твердость. - Я никогда не думал, что такое случится, это не было плодом труда, скорее - прихотью судьбы. Скоро я последую за всеми, ведь каждому из нас когда-то пора уходить. Но идеи кубинских коммунистов будут жить вечно".
Каждый год в июле на Кубе празднуют самый отчаянный момент в жизни Фиделя Кастро - штурм казарм Монкада в 1953 году, положивший начало кубинской революции.
И хотя Фидель Кастро удалился от общественной жизни, сторонники жесткой линии в партийном руководстве, особенно те, кто противится последним переменам, происходящим на острове, по-прежнему прикрываются его именем.
Когда их начинают терзать сомнения, они обращаются к человеку, который создал сегодняшнюю Кубу, и цитируют фразу из его знаменитой речи: "История простит меня".
Уилл Грант
Служба ВВС, 13 августа 2016