В советские годы в Таджикистане было три синагоги, сегодня осталась единственная в Душанбе
После отъезда из страны раввина прихожане лишились возможности читать священные писания на родном языке.
В немногочисленной общине таджикских евреев отсутствие духовного наставника считают самой главной проблемой. Душанбинская синагога не закрывала дверей даже во времена Советского Союза.
В советские годы еврейская община Таджикистана была одной из самых многочисленных этнических групп в республике. Но большинство уехало из страны во время гражданской войны 1992-1997 годов.
Если по переписи 1989 года в стране проживало около 15 тысяч евреев, то сейчас их осталось около 200 человек.
Синагога для оставшихся евреев сегодня – это не только религиозный центр, но и место встречи и общения с земляками и единоверцами.
В советские годы в Таджикистане было три синагоги: две из них закрылись, когда туда стало некому ходить.
Здесь собираются, чтобы обсудить рабочие новости и семейные проблемы, а также происходящие в мире события. У большинства местных евреев за границей есть родные и близкие.
"Недавно прошла информация о том, что синагога в Душанбе закрылась, потому что здесь не осталось евреев", – говорит один из прихожан, Ядидя Ильяев.
"Но синагога открыта, евреи остались. Нам необходимо собрать людей, для того, чтобы в радости и бедах быть вместе. Таджикская община евреев нуждается в помощи, но она жива и здорова", - считает он.
"Это история страны"
Как и большинство жителей Таджикистана, еврейская община тяжело переживает экономические трудности.
"Я получаю пенсию в размере 150 сомони (примерно 30 долларов) пенсии. Еще по 10 долларов нам выдают в синагоге. Это средства, которые в качестве помощи высылают нам из-за границы ", – рассказывает Барно Мавашева.
"Этих денег не хватает на жизнь, дорогие коммунальные услуги, медицина. Нам нужна забота государства и наших соотечественников", - добавляет она.
Евреи и таджики долго жили рядом, при этом, как говорят сейчас старожилы, никогда не было никаких конфликтов на межнациональной почве. Основной причиной эмиграции евреев здесь называют безработицу и бедность.
"Мои родители попали в Таджикистан по распределению. Я здесь прожила большая часть своей жизни. Мои дети выросли здесь, но были вынуждены уехать, потому нет работы", – поясняет душанбинка Лариса Максименко.
"Думаю, многие таджикские евреи вернулись бы, если бы здесь был решен вопрос с трудоустройством. Главными причинами массового отъезда стали политическая нестабильность и безработица", - считает она.
Евреи появились в Таджикистане в XVI-XVII веках. Многочисленная еврейская община компактно проживала в основном в Душанбе и Худжанде, что на севере страны.
85-летняя Сайера Якубова всю свою жизнь прожила в Душанбе. Она рассказывает, что еврейская община всегда была органичной частью жизни страны, всегда, даже в советские годы, придерживалась своих традиций.
"История евреев в Таджикистане – это и история страны", – говорит Сайера Якубова, чью маму Гулчехру Бакоеву считают первой таджикской актрисой.
"Не забывать традиций"
"Евреи, живший в Таджикистане, внесли огромный вклад в таджикскую культуру, искусство, кино, медицину", – подтверждает член союза писателей Таджикистана Мансур Суруш.
"Те, кто сейчас живут в США и других странах до сих пор с ностальгией вспоминают свою родину, имеют тесные связи со многими таджиками, говорят, поют и издают газеты на таджикском языке", - рассказывает он.
Несколько лет назад старая душанбинская синагога, построенная более ста лет назад, попала под снос. А на ее месте была отстроена новая резиденция президента страны.
Позже глава правления крупнейшего банка республики OrienBank и брат супруги президента Хасан Ассадуллозода передал в дар оставшимся в Таджикистане евреям особняк в центре столицы.
Он стал одновременно и синагогой и культурным центром душанбинских евреев.
"Планируем вместе проводить праздники, поминки, религиозные мероприятия, – рассказывает председатель культурного еврейского центра в Таджикистане Амнун Ильяев. – Молодежи решить свои проблемы легче, а вот старикам помощь необходима. Они одиноки".
"Я живу в Таджикистане уже 55 лет. У меня прекрасная семья, работа, друзья, страна. Единственное, чего мне не хватает так, это общения", – говорит профессор Евгения Зельнер.
"С возрастом хочется быть ближе к своим культурным и религиозным корням своим. Здесь в центре мы делимся тревогами и радостями, читаем книги. Мы не должны забывать своих традиций", - полагает Зельнер.
Анора Саркорова
Русская служба ВВС
Душанбе, 10 марта 2013