Когда речь заходит о
белорусах, проживающих за пределами этнической родины, на повестку дня
выдвигаются вопросы финансирования, материальной поддержки, утверждения
на законодательном уровне статуса соотечественников зарубежья. В тени,
как правило, остается еще один очень важный аспект жизни диаспоры — ее
религиозные корни. А ведь без поддержки этой духовно-нравственной
основы народа сохранение национальной идентичности — трудная задача. О
том, может ли укрепление православного самосознания противостоять
ассимиляции, наш разговор с гостями из Белостока (Польша) —
журналистом, редактором журнала «Православный обзор» Михаилом Болтриком
и директором польского радио «Ортодоксия» Яном Койло.
— Сталкиваются ли белорусы Белостока с какими-либо сложностями в конфессиональной жизни?
Михаил Болтрик:
— Особых проблем нет. Наша деятельность регулируется законом. Мы строим
церкви, в школах прививаем детям христианские ценности, в Варшаве
действует Высшая духовная семинария, Христианская богословская
академия. Имеем возможность издавать журнал, правда, за свой счет. Наше
издание частное, поэтому и средства в его создание мы вкладываем свои.
— Известно, что Польская православная церковь
— автокефальная. В Беларуси также находятся сторонники автокефалии.
Некоторые создают свои приходы…
— В Беларуси и на Украине пытаются создавать
церкви, якобы независимые от Московского патриархата. В
конфессиональном плане одно стремление к самостоятельности, к тому,
чтобы проводить службу на белорусском языке, еще не свидетельствует об
обретении автокефалии, поскольку данное явление не имеет канонической
основы.
Ян Койло: —
Автокефальная поместная православная церковь в Польше утверждена в 1948
году с согласия глав всех автокефальных церквей, она признана
Патриархом Константинопольским и Папой Римским. На сегодняшний день ее
предстоятелем является Митрополит Варшавский и всей Польши Блаженнейший
Савва. Наша церковь имеет нормальные евхаристические сношения со
Всемирной православной церковью. В прошлом году на празднике пресвятого
мученика младенца Гавриила вместе с нашими польскими епископами
сослужил литургию Митрополит Минский и Слуцкий и всея Беларуси Филарет.
То, что в Беларуси и на Украине называется «автокефалией», не имеет под
собой основы, поскольку ее никто не признает, кроме самих учредителей.
В польской православной среде есть свои проблемы, но они иного плана —
духовного.
— Например?
— Существует проблема смешанных браков.
Православные верующие создают семьи совместно с католиками, а в
последующем под влиянием различных жизненных обстоятельств некоторые
либо сами переходят в католичество, либо крестят детей в костеле. Число
православных христиан постоянно уменьшается. Люди забывают свои
традиции, родной язык, становятся поляками, а ведь они не поляки. В
Польше почти нет православных поляков. Православные — это белорусы,
украинцы, русские. Поляков, принимающих православие, очень мало.
— Но есть?
— Есть.
— Церковь помогает сохранять национальную идентичность?
— В незначительной степени. Церковь не
занимается этим целенаправленно. У нас достаточно церковных дел:
строительство новых храмов, развитие конфессиональной жизни. В Польше
ведь тоже, правда, в значительно меньшей степени по сравнению с бывшими
республиками Советского Союза, имело место давление на православие.
Конечно, у нас сохранилось больше храмов. В истории польского
православия не было насильственного закрытия церквей, но трудные
времена пережили и мы.
— Много ли храмов в Белостоке?
— В Белостоке, где я служу, до 80-х годов
прошлого века действовало только две церкви. Сейчас их уже тринадцать.
Согласитесь, это большая разница. Все храмы возведены на пожертвования.
— Кто жертвователи?
— В Польше нет такого, чтобы пришел спонсор и
предложил полное обеспечение финансовыми средствами. Прихожане
собираются, создают комитет по строительству и мало-помалу, от человека
к человеку собирают деньги на строительство. Конечно, возведение храма
ведется несколько лет, но все-таки дело движется вперед.
— Вам наверняка известно, что в Беларуси уже
несколько лет идет работа над законопроектом о соотечественниках. В нем
отражены какие-то проблемные аспекты конфессиональной жизни белорусской
диаспоры?
— Церковь не вмешивается в дела государства,
государство не занимается делами церковными. Существует четкое
разделение. Наша главная обеспокоенность заключается в том, что в
Польше абсолютное большинство населения — католики. Мы сталкиваемся не
с проблемой вмешательства государства в жизнь православной общины, а с
издержками межконфессиональных отношений. Оказывается внутреннее
давление. Находятся деятели, которые заявляют, что, мол, Польша — для
поляков, а остальные должны уехать в другие страны. Иногда от отдельных
представителей польского населения исходит такая тональность.
Существуют некоторые националистические тенденции, призывающие забыть
историю и традиции других народов.
— Вы говорите об отдельных частных случаях?
— Если попытаться проследить историю Польши по
учебникам, можно заметить, что в них отсутствуют важные исторические
факты, которые мы, белорусы, считаем важными. Например, ничего не
говорится о православной конфессиональной жизни в межвоенный период,
когда имело место давление на православие. В послевоенный период
православных белорусов и украинцев вынуждали переезжать на западные
рубежи страны, ранее принадлежавшие Германии. Людей просто собрали и в
принудительном порядке переселили с Востока на Запад. Польское
государство того времени планировало разрушить православие на своей
территории. Но вы не найдете упоминаний об этих исторических событиях в
официальных источниках. Они замалчиваются, поскольку в современной
Польше говорить о государственном вмешательстве в конфессиональную
жизнь не принято, неудобно, неполиткорректно. Ведь это был
административный прессинг, а не воля прихожан. Сейчас это уже пережитки
прошлого. Можно свободно проповедовать, преподавать в школах уроки
Закона Божия как для католиков, так и для православных. Еженедельно для
занятий отводится два часа. Для проведения таких уроков необходимо
иметь не только педагогическое, но и богословское образование, но, тем
не менее, христианские ценности прививаются.
— В целом диаспора ощущает свою этническую принадлежность к белорусскому государству?
Михаил Болтрик:
— Белорусы Белостока — не диаспора, а коренное население. На этой земле
жили мой дед, прадед. Я родился в Белостоке и до семи лет говорил
только по-белорусски, польского языка не знал. Польскую филологию
освоил значительно позже. Это наша этническая земля.
Источник: http://gate.belta.by/