Доходы Казахстана от экспорта товаров несырьевого сектора по итогам прошлого года составили 22 млрд долларов США.
И это не предел, год от года в общем объеме экспортных потоков растет доля именно этой категории товаров, об этом вчера в Астане сообщил министр индустрии и новых технологий Казахстана Асет Исекешев, открывая пятое заседание Совета экспортеров. Но, несмотря на наши успехи в этом направлении, все же у казахстанских экспортеров остается ряд серьезных проблем, для разрешения которых они просят содействия правительства страны.
– Обыватели считают Казахстан нефтяной страной, которая может экспортировать только сырье, максимум, что еще он отправляет за рубеж, – это зерно. Но сейчас у нас 22 миллиарда долларов – это экспорт несырьевых товаров, – сказал министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.
По его информации, до начала госпрограммы индустриализации Казахстан экспортировал свои товары в 105 стран.
– Сейчас мы экспортируем несырьвые товары уже в 122 страны мира. Причем в структуре экспорта выросла доля товаров высокого передела, с 12 до 14 процентов, – отметил он.
По его словам, с начала года сумма заключенных экспортных товаров составила 1 млрд долларов США. Так, по его информации, уже заключены контракты на поставку казахстанских аккумуляторов в Германию и Китай, локомотивов в Таджикистан, грузовых автомобилей марки Hundai в Белоруссию и Азербайджан, готовой одежды в Европу и т.д.
В то же время проблем, с которыми сталкиваются сегодня казахстанские компании, поставляющие свой товар на зарубежные рынки, предостаточно.
– В ходе таможенного оформления при отправке одного полувагона за рубеж в товаросопроводительных документах таможенные печати и штампы ставятся в 22 местах, что увеличивает время, затраченное на отправку груза, – сообщил исполнительный директор Ассоциации горнорудной и металлургической промышлености (АГМП), президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец.
В этой связи с трибуны пятого заседания Совета экспортеров он обратился с просьбой рассмотреть вопрос о переходе с разрешительной системы к уведомительной системе при таможенном оформлении грузов.
– Мы просим разработать механизм отправки грузов без проставления штампов и печатей на бумажных носителях, а уведомлять таможенные органы об отправленных грузах посредством электронного сообщения, – предложил он.
Однако, по информации зампредседателя комитета таможенного контроля Игоря Тена, таможня сегодня не готова к столь быстрому переходу на компьютерную систему сообщения.
– И пока мы будем штампы проставлять, поскольку этого от нас требует законодательство Таможенного союза и Налоговый кодекс, – подчеркнул он.
На что глава ассоциации горно-металлургических предприятий заявил, что казахстанские экспортеры не в силах ждать конца года и готовы на безвозмездной основе выделить деньги для казахстанской таможни с тем, чтобы закупить им компьютеры и программное обеспечение.
– Мы очень удаленная от мировых рынков сбыта страна, мы не можем позволить себе такую роскошь – не иметь в настоящее время нормального электронного оформления документов. Мы не можем ждать, чтобы эта электронная система была запущена в следующем году, нам это нужно сейчас, – сказал Радостовец.
Еще одна проблема, о которой заявили в ходе заседания экспортеры, – это большая нехватка железнодорожных вагонов.
Как сообщила в ходе заседания представитель ТОО «Корпорации Казахмыс» Мадина Капарова, компания теряет большую прибыль от регулярных запретов со стороны КТЖ на отгрузку своей продукции по направлению в Китай.
Со слов представителя «Казахстан темир жолы» Мухтара Махамбета, на границе Казахстана с Китаем сегодня скопилось свыше 6000 вагонов с казахстанскими товарами по причине того, что их не принимает китайская сторона из-за большой перегружености.
– В рамках предстоящей в конце марта встречи премьер-министров Казахстана и Китая будет обсуждаться вопрос по ситуации с заторами на приграничье по железной дороге, – заверил Исекешев.
Кульпаш Конырова, Астана
ЛИТЕР, 17 марта 2012