Основными трендами документа является снижение энергопотребления, увеличение доли возобновляемых ресурсов, снижение использования ископаемых видов топлива, увеличение инвестиций в энергосферу.
Согласно этим сценариям, предлагается снизить энергопотребление на 32-41% по сравнению с пиком, который был достигнут в 2005-2006 гг., при условии удвоения ВВП в период 2005-2050 гг.
Газу отдается роль переходного источника топлива на пути к трансформации энергосистем. Замена угля и нефти на газ в кратко- и среднесрочном периоде поможет снизить выбросы при существующих технологиях по меньшей мере до 2030-2035 гг., считают в ЕК. В то же время, в таком секторе, как энергогенерация, применение газа останется высоким и в более длительном периоде. Например, в сценарии, предполагающем диверсификацию технологий поставок, предполагается рост энергогенерации, работающей на газе - примерно до 800 млрд кВт.ч к 2050 году.
ЕК и Дорожная карта до 2050 года оставляют без ответа вопрос о том, должны ли страны-члены ЕС использовать атомную энергетику, и не дает рекомендаций или прогнозов относительно будущего развития этого источника энергии в Европе.
Один из сценариев предполагает почти нулевое ее использование (этот прогноз основан на предположении, что к 2050г будут работать только те АЭС, которые уже строятся, а существующие перестанут функционировать по истечении срока эксплуатации) - 3% по сравнению с текущими 14% в первичном энергопотреблении.
Возобновляемые источники энергии будут играть центральную роль в Дорожной карте 2050г. Их доля значительно возрастает во всех сценариях, достигая минимум 55% и максимум 75% по сравнению с нынешними 10% в валовом конечном энергопотреблении. Доля применения возобновляемых источников в энергетике может достичь 65% по сценарию, предполагающему высокую долю энергосбережения, и даже до 97% по сценарию, предполагающему высокую долю возобновляемых источников.
ЕС отмечает, что инвестиции в энергетическую сферу будут расти, даже если не предпринимать усилий по декарбонизации энергопотребления, "и будут примерно на том же уровне".
"Если мы продолжим текущую политику, общие затраты в энергосистему, включая затраты на топливо, электроэнергию, инвестиции в оборудование, энергоэффективные продукты - могут составить 14,6% от европейского ВВП в 2050 году по сравнению с 10,5% в 2005 году", - считают в ЕК.
"Если мы продолжим текущую политику, возможно нам не придется так значительно инвестировать в инфраструктуру, как в сценарии, предполагающие декарбонизацию (энергоэффективность, высокая доля возобновляемых источников, приостановка развития технологий улавливания и хранения СО2, низкая доля атомной энергии и диверсификация технологий поставки), но столкнемся с более высокими затратами на ископаемые виды топлива, поскольку прогнозируется рост цен на нефть и газ из-за увеличения мирового спроса. А в случае применения сценариев декарбонизации понадобятся более высокие предупредительные инвестиции, но меньшие в ископаемые виды топлив", - отмечает ЕС.
В целом, Энергетическая Дорожная карта до 2050 года показывает, как можно достичь цели ЕС по снижению выбросов парниковых газов на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 года.
Каждый из семи сценариев предполагает разный "энергетический микс" и их влияние на цены и затраты. Документ должен помочь странам-членам ЕС сделать "необходимый политический выбор". "Каждая страна сама ответственна за свою энергетическую политику, но она должна быть интегрирована в общий контекст и должна учитывать потенциальное влияние на своих соседей", - пишет Еврокомиссия.
Интерфакс
15 декабря 2011