Одно из изменений предусматривает сокращение промежутка времени, в который можно рекламировать пиво. "Если по действующему законодательству, согласно статье 18 закона "О рекламе", трансляция рекламы пива на телевидении разрешается с 20 часов вечера до 7 часов утра, то в подготовленном ко второму чтению проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы" предлагается разрешить трансляцию с 22.00 до 7.00", - сказала Ирина Барышникова. Предложение поступило от МВД, Минздрава и Генеральной прокуратуры.
По словам Ирины Барышниковой, эти предложения продиктованы социальной значимостью проблемы алкоголизации населения, в том числе молодежи, и направлены на минимизацию негативных последствий влияния потребления алкоголя и пива. На фоне увеличения объемов реализации спиртных напитков населению, количества преступлений, совершенных в состоянии опьянения, а также психических заболеваний, связанных с употреблением спиртных напитков, массированная реклама пива недопустима.
Аналогичная норма есть и в России: реклама пива запрещена на телевидении с 7.00 до 22.00, на радио - с 9.00 до 24.00. В соответствии с соглашением о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере рекламной деятельности ведется планомерная работа по унификации законодательства.
При подготовке законопроекта было внесено предложение ввести требования об указании предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива в рекламе пива и слабоалкогольных напитков. В настоящее время такая надпись касается только чрезмерного употребления алкоголя.
Ирина Барышникова отметила, что законопроект разработан НЦПИ. Представители Минторга входили в рабочую группу. Министерство торговли защищает как права потребителей, так и интересы представителей бизнеса. Такие встречи, как была проведена сегодня, позволяют не только обсудить актуальные проблемы, но и найти компромиссное решение.
Присутствующие представители пивзаводов и члены Гильдии пивоваров высказали свою точку зрения, которая была не столь однозначна. В частности, исполнительный директор союза "Гильдия пивоваров" Владислав Скребцов отметил, что "принятие новых ограничений по рекламе пива может существенно отразиться не только на состоянии работающих в Беларуси пивоваренных компаний, их продажах, но и на социально-экономических аспектах их деятельности, на сокращении инвестпотоков в отрасль, а также может затормозить активное развитие экспортного потенциала отрасли". По его словам, существенно могут снизиться поступления от рекламы пива в бюджеты телеканалов. Речь идет о миллионах долларов.
Большинство участников встречи отметили, что в условиях действующих в Беларуси законодательных ограничений на рекламу телереклама фактически является одним из немногих эффективных способов конкурентной борьбы за предпочтение потребителя. Представители пивзаводов обратили внимание, что нужна более детальная проработка проекта закона вместе с экономистами, специалистами по инвестиционному бизнесу, с другими экспертами, чтобы сформировать комплексный и всесторонний подход к рассмотрению существенных для развития отрасли вопросов.
10 июня 2011, Минск
Татьяна Лобас - БЕЛТА