Если ещё несколько лет назад, к примеру, о языке программирования Scratch в Беларуси знали единицы, то сегодня его изучают около 10 тысяч школьников.
Несколько кликов мышкой – и картинка ожила. Это не фокус, а вполне реальные умения 9-летнего ребенка. Не проблема, к примеру, создать мультфильм. Ведь Анатолий увлёкся технологиями еще в первом классе. Один час в неделю на факультативе в родной Докшицкой школе – и ученик стал настоящим изобретателем
Анатолий Головач, ученик 4 класса СШ №2 г. Докшицы: «Это очень увлекательно, я покоряю новые вершины, строю дома, дороги, мосты… Рисую, создаю новые проекты».
А теперь возможностей ещё больше. Сегодня в школе открыт IT-центр. Это проект Парка высоких технологий. Именно на таких уроках создают будущее.
Кроме азов программирования, в классе – 3D-принтер. Захотел создать брелок, кораблик или головоломку – смоделировал проект и отправляй на печать.
Людмила Лукашевич, учитель информатики СШ №2 г. Докшицы: «Это очень мощный образовательный инструмент, с помощью 3D-печати мы можем ребёнку привить привычку творить самому».
Чтобы новое учебное пространство было загружено работой максимально, за парту сядут и учителя (один преподаватель информатики в этой школе теперь не справится). Подобные проекты уже есть в Лельчицах и Плисе. Также запущены Scratch-центры в Лиде, Лиозно и Бортниках. До конца года ПВТ откроет новые классы еще в десяти школах в разных уголках страны.
Александр Мартинкевич, заместитель директора Парка высоких технологий: «Мы можем хоть завтра купить в каждую школу 3D-принтер, но проблема гораздо сложнее. Первое – обучить преподавателей работать с этими технологиями, вторая проблема – разработать учебный контент, и именно на это будет направлена наша работа в ближайший год».
Совместно с Министерством образования Парк высоких технологий запустил проект «Программирование – вторая грамотность». А началось всё три года назад. Начали с 50 человек. А сегодня в школах по всей стране программирование изучают 10 тысяч учеников.
В этом году, к тому же, ПВТ поддержал всемирную акцию «Час кода». Традиционно в ней участвуют более 100 миллионов школьников по всей планете.
Эти школьники – практически со всей страны. Сегодня в роли их учителей – сотрудники крупнейшей британской IT-компании. Обычно они создают программное обеспечение, задача этого дня – рассказать и показать. Кто такой «айтишник», как создать продукт и, конечно, развеять мифы об этой сфере. Такая креативная атмосфера, признались сами ребята, как минимум вдохновляет.
Беларусь сделала ставку на цифровую трансформацию экономики, поэтому качество подготовки специалистов – задача первостепенной важности. В Беларуси ежегодно диплом IT-специалиста получают около 7 тысяч человек. Их готовит 21 вуз, и в образовательном процессе всегда присутствует Парк высоких технологий – от подготовки преподавателей до денежных грантов для одарённых. При этом эксперты уверены: компьютерную грамотность нужно прививать с детства. Тогда и в университеты на специальности, связанные с технологиями, будут поступать мотивированные абитуриенты.
Всеволод Янчевский, глава администрации Парка высоких технологий: «Работа в сфере образования, помощь в сфере образования (а школьное образование – это, естественно, фундамент) – самая ключевая задача ПВТ. Потому что это будущее, но это и настоящее . Буквально эти школьники, которые сегодня учатся, через год-два приходят в компании. Они хорошо работают, они придумывают новые стартапы».
Маленький Анатолий из Докшиц пока ловко управляется только с пикселями. Но не исключено, что руками детей этого поколения будет создано будущее, которое пока мы видим только в фантастике.
Телеканал ОНТ, 6 декабря 2018