Как отмечают эксперты ОО «Казпотребнадзор», весь процесс предоставления незаконных услуг происходит фактически на глазах сотрудников вокзалов, а также уполномоченных правоохранительных органов. Однако они на данный беспредел предпочитают закрывать глаза.
В рамках рейда предпринималась попытка совершить покупку на популярные направления в кассе менее чем за сутки до отбытия поезда. Естественно, в кассе не было таких билетов. Однако это не стало препятствием для волонтеров антикоррупционного комитета при Казпотребнадзоре – билеты все же удалось приобрести незаконным образом.
В первом случае, подошел посредник и предложил достать абсолютно любой билет на любые даты по направлению Алматы-Астана в этот же день. В результате была достигнута договоренность о продаже билета за стоимость в разы превышающую рыночную (более 9000 тенге вместо чуть более трех тысяч). Уже через несколько минут посредник предоставил представителю антикоррупционного комитета при Казпотребнадзоре желаемые билеты.
Во втором случае «отсутствующий» билет по завышенной стоимости продала сотрудница вокзала. По ее условиям «клиент» должен был оставить свое удостоверение личности и оплату у нее, а через оговоренное время забрать свои документы и билет. Сотрудница вокзала полностью выполнила свои обязательства и предоставила билет за ранее оговоренную плату. Естественно, сумма, переданная ей нашим представителем, была заметно выше официально установленной. Это подтверждает, что сотрудница продала билет нашему волонтеру для получения личной выгоды, а не ради безвозмездной помощи.
В обоих случаях билеты были действительными, то есть законно оформленными. Таким образом, они были официально пробиты через кассу, а посредники, участвовавшие в операции, получили свою маржу. Стоит отметить, что подобного рода афера даже технически не возможна без участия сотрудников железнодорожного вокзала. То есть они являются частью криминальной сети, которой в той или иной степени оккупированы все вокзалы страны.
Необходимо отметить, что от работы посредников страдают не только сотни тысяч пассажиров, но и компания-перевозчик. Посредник в данном случае ничем не рискует. Непроданные билеты он может на законных основаниях сдать в кассу и получить свои деньги. В свою очередь компания-перевозчик уже не сможет продать большую часть билетов, которые были сданы буквально за несколько минут до отправления. Это в свою очередь выгодно проводникам, которые получают в свое распоряжение свободные места, которые они могут продать без законных на то оснований.
В результате казахстанцы страдают дважды – в начале как потребители железнодорожных услуг, затем как конечные собственники национальной компании «Казахстан темiр жолы», которая лишается части своей прибыли.
today.kz, 27 июня 2013
today.kz, 27 июня 2013