Два прошедших десятилетия на стыке веков принесли мировому сообществу масштабные и кардинальные перемены.
Окончание «холодной войны», неопределенность и конфликтность международных отношений, глобализационные процессы, углубление пропасти между «золотым миллиардом» и остальными странами, резкое усиление угрозы прикрывающегося религиозными логунгами международного терроризма стали наследием смены исторических эпох.
При этом наиболее острые и трагичные формы стали приобретать конфликты на межэтнической и межконфессиональной почве, что дало повод для выдвижения со стороны ряда политиков и политологов ставшего широко популярным тезиса о наступлении глобального конфликта цивилизаций.
К счастью, мрачные прогнозы о начале третьей мировой войны и закате человеческой цивилизации не оправдались. Но и поводов для всеобщего триумфа человеческого разума нет, и это доказывает сам ход планетарного развития, полного событий различной степени безрассудства и узости мышления современного людского сообщества. От бытового национализма и сжигания священного Корана до массового взаимного истребления из-за этнической принадлежности или чуждого вероисповедания.
Мировая история не раз демонстрировала, что неумение мирно жить и сосуществовать, вести полноценный и своевременный диалог может привести к человеческим трагедиям с большими политическими и гуманитарными последствиями. Приходится констатировать, что в сознании людей все еще живучи барьеры, разделяющие человечество по цвету кожи, принадлежности к другой религии и культуре.
Все это в комплексе актуализировало и выдвинуло на авансцену глобальной политики проблему укрепления сотрудничества и выработки эффективных механизмов устранения конфликтных ситуаций в отношениях между различными цивилизациями. В целом в предельно жестких условиях глобализации диалог цивилизаций приобрел новый глобальный интеллектуальный и политический контекст.
Стабильное и безопасное будущее требует активных и адресных усилий, чтобы какая-либо религия не использовались в политике как флаг политических, общественных и военных конфликтов, проявлений терроризма и экстремизма, этнокультурной неприязни и вражды людей. Ведь как утверждал идейный вдохновитель евразийства Л. Н. Гумилев: «этническая пестрота – это оптимальная форма существования человечества».
Хочется добавить к словам классика, что главное в реалиях нашего дня – чтобы «в этнической пестроте не возникла непреодолимая пестрота проблем».
Не без гордости можно сказать, что Казахстану удалось избежать вируса национализма и прочих «измов». Удалось в самые непростые годы, когда волна национализма захлестнула практически все постсоветские страны. Некоторые не могут выбраться из этой трясины по сей день, балансируя между зыбкой «дружбой народов» и крахом государственности.
За годы независимости в Казахстане выработана и утвердилась своя национальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, которая полностью соответствует нашим внутренним запросам и отвечает внешним вызовам в этой весьма деликатной и сложной сфере. Уважение, терпимость и единство являются крепкой, триединой основой, обеспечивающей эффективность казахстанской экономики, и лежат в основе политической стабильности нашего государства. Так сложилось исторически, что для казахов толерантность – не академическое, а практическое понятие, путь к внутреннему развитию и в конечном итоге – выживанию.
Но в нашем сложно структурированном и быстро меняющемся мире недостаточно воздвигнуть свои собственные «суверенные стены» благополучного бытия.
Надо категорически опровергнуть устоявшийся вредный миф о неких «островках стабильности». Таких островков просто нет и не может быть по определению глобализирующегося мира. Чтобы иметь «уверенное завтра», надо проводить политику созидания в рамках больших категорий мировой политики. Следуя этому принципу, Казахстан, разделяя ответственность за судьбу глобального мира, принимает активное участие в развитии и дальнейшем укреплении конструктивного взаимодействия цивилизаций. Мы целенаправленно развиваем внешнеполитические проекты диалога и партнерства всех мировых традиционных религий, чтобы транслировать толерантные ценности на глобальное мировое пространство. Это кондиции безопасности сегодняшнего дня.
Наша внешняя политика с самых первых шагов независимости была четко ориентирована на политику «большого пространства». Такой амбициозный подход был предопределен нам самой судьбой, историей Великой степи. Находясь в самом центре Евразии, мы и географически, и политически, и цивилизационно являемся естественным мостом между Западом и Востоком. Наша устремленность, ориентированная на глобальные идеи и сотрудничество ради общих целей, как показала практика сложных двух десятилетий, – самый здоровый и ключевой показатель нашего суверенного развития.
Не случайно с 2003 года Астана – всемирно признанный центр проведения съезда лидеров мировых и традиционных религий, который уже трижды собирал представителей десятков конфессий из более чем 70 стран планеты. А признание важного вклада Казахстана в развитие диалога между культурами подтверждает казахстанская инициатива по провозглашению 2010 года Международным годом сближения культур, единогласно принятым в декабре 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН.
В 2008 году в Астане прошел форум министров иностранных дел мусульманских и западных стран «Общий мир: прогресс через разнообразие» («Мусульманский мир и Запад»). Со стороны представителей мусульманского мира идею проведения форума поддержали лидеры Египта, Катара, Саудовской Аравии и Иордании, а также Организация Исламская конференция, объединяющая 57 стран-участниц.
Форум стал местом обсуждения практических подходов к решению таких актуальных вопросов современных международных отношений, как модернизация, экономическое сотрудничество, взаимная адаптация культур, развитие межрелигиозного диалога.
Наша страна широко использует потенциал многосторонней дипломатии. Являясь членом ряда международных организаций и интеграционных объединений, Казахстан последовательно принимает практические меры по их вовлечению в диалог между культурами и религиями.
Как председатель ОБСЕ в 2010 году и СМИД ОИК в 2011 году Казахстан включил в повестки дня этих авторитетных организаций проблемы развития диалога между культурами и религиями, укрепления терпимости и борьбы со всеми формами дискриминации.
Несомненно, дополнительное международное звучание начатым Казахстаном инициативам в сфере межкультурной коммуникации придаст работа республики в качестве председателя в Совете министров иностранных дел Организации Исламская конференция в текущем году. Известно, что наряду с Исламским саммитом и Генеральным секретариатом СМИД ОИК является одним из трех главных органов организации. СМИД ОИК созывается раз в год и рассматривает способы реализации основных направлений политики ОИК посредством принятия решений и резолюций по вопросам, представляющим взаимный интерес. СМИД ОИК также изучает вопросы продвижения решений и резолюций, принятых на предыдущих саммитах и Советах министров иностранных дел.
Слоганом казахстанского председательства в ОИК будет «Мир, сотрудничество и развитие».
Наше председательство в СМИД ОИК – это уникальная возможность для казахстанской дипломатии качественно усилить политику налаживания межцивилизационного диалога с учетом нашего богатого опыта в этом вопросе. Предстоит очень большая, нелегкая и ответственная работа. Но это того стоит.
Диалог цивилизаций имеет прежде всего четкий экономический контекст. Странам Запада и Востока необходима тесная кооперация в решении социально-экономических и гуманитарных проблем развития исламского мира. Трудности, переживаемые исламским миром и мусульманскими сообществами по всему миру, становятся серьезной проблемой для стабильности всего западного пространства, тем самым подтверждая теорию глобализации вызовов и угроз современности.
И мы это отчетливо видим на примерах нынешней ситуации на Ближнем Востоке – политическая дестабилизация, имеющая во многом социальные и экономические корни, толкает сотни тысяч людей мигрировать в более благополучную Европу. Результат очевиден – даже богатые европейские страны не способны эффективно решить усугубляющуюся проблему беженцев в одиночку. Более того, эта проблема проецируется на межъевропейские отношения, становясь «камнем преткновения» для стабильного развития интеграционного сообщества.
Подытоживая все вышесказанное, важно понимать, что все реальное, ценное в этой жизни не возникает из ничего, не складывается путем заявлений и деклараций. Тем более если это касается такого ключевого для будущего всего человечества как диалог цивилизаций. Одними скандированиями и мантрическими повторениями «Миру – мир» и «Нет войне» многого не достичь. Пора менять укоренившуюся в ряде влиятельных стран мирового сообщества веру в свою исключительность и универсальность своих ценностей, идею мессианства. Но подходы нужно менять и восточному миру, где также сохраняется во многом инертность и стереотипность мышления. Важно понимать, что монополии на все правильные ответы нет ни у Запада, ни у Востока. И чем дольше будет идти избавление от этих подходов, тем болезненнее будет адаптация к новой реальности, тем труднее будет находить точки соприкосновения в налаживании механизмов сотрудничества. Тем больше будут развиваться вширь и ввысь идеологии неофашизма и религиозного радикализма.
Альтернативы диалогу по линии Восток – Запад нет. Впрочем, как нет альтернативы и внутриисламскому диалогу. Только сообща все государства мира смогут решить проблему емкого понятия несправедливости во всех ее проявлениях, постепенно снимая с мировой повестки дня действующие и потенциальные очаги напряженности.
Еркин Тукумов, заведующий аналитическим отделом Совета безопасности РК
ЛИТЕР, 30 апреля 2011