В те времена политика перестройки попыталась перезагрузить межнациональные отношения и немного дистанцироваться от марксистко-ленинской ортодоксии. Сегодня Наурыз – это государственный праздник независимого Казахстана. А в текущем году он добрался и до Нью-Йорка – решением Генассамблеи ООН Наурыз объявлен международным праздником. Впрочем, любовь к старинным обычаям казахстанцев – тяга к корням и древним камням – постепенно эволюционировала в политическую сферу. В последнее время большинство политических и гражданских активистов республики стали говорить об умеренном консерватизме. С чем связаны такие настроения?
Красота требует жертв?
У социально активных граждан, любителей народных гуляний и всевозможных праздников наверняка свежи еще в памяти недавние баталии между продвинутой молодежью и приверженцами старомодных идей вокруг того, быть или не быть в Казахстане Дню всех влюбленных. Люди в черных пальто и оранжевых шарфах даже выступили в прессе с заявлением о том, что «валентинки» в форме сердечек развращают молодежь и заставляют ее думать о любви, в то время как надо думать об учебе во имя повышения собственной конкурентоспособности. И вместо иностранного Дня влюбленных они предлагали отечественный.
Однако такое откровенно протестное неприятие всего западного, иностранного, импортированного наталкивает на другие мысли. Генераторы национал-патриотических настроений как будто пытаются высосать из пальца конфликтогенные факторы. За отсутствием таковых в повседневной жизни решили зацепиться за безобидный День святого Валентина.
И кое-что из этого получается. Надо признать, что противников глобализации не меньше, чем ее сторонников. Особенно сейчас, в разгар мирового кризиса. В случае с нашей страной стремление возвратиться к корням находит объяснение на страницах недавней истории.
– С распадом Советского Союза Казахстан, получив независимость, сразу же попал в водоворот процессов глобализации. Не успев сформировать свою духовную повестку, идеологию мы сразу же стали объектом влияния различных культур, религий, сект, в большинстве своем чуждых нашему мировоззрению. В обществе стало распространяться разделение по религиозному признаку, некоторые приверженцы фундаментального ислама призывают искоренить праздник Наурыз как чуждый казахскому народу, – говорит «Литеру» лидер партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин.
По его словам, национальная культура играет роль естественного фильтра, который оберегает духовную сферу общества, а она оказывает здоровое влияние на формирование личности человека.
– На самом деле наши предки мудро совмещали традиционный ислам с древними верованиями, которые принято называть тенгрианством. Обращение к духам предков, аруахам, обряды напутствия младших старшими, или бата, празднование языческого праздника Наурыз всегда были в казахской степи и, я надеюсь, не исчезнут со временем. Кстати, те же японцы успешно совмещают традиционный буддизм с синтоизмом, который во многом очень схож с тенгрианством, – говорит Мамбеталин.
В связи с чем сторонники партии «Руханият», название которой в переводе означает духовность, намерены также поддерживать национальную культуру. Казахское село и оралманы выступают одним из пунктов деятельности организации.
Политический консерватизм
Политический консерватизм больше известен по опыту других стран. В Германии, Франции и ряде других стран у власти стоят лидеры консервативных организаций. А как обстоят дела в Казахстане? Нашу республику тоже не обошла данная мода. По крайней мере, так считают некоторые политические партии, представляющие, следуя логике партстроительства, интересы определенных слоев населения.
Так, в начале года демократическая партия «Адилет» решила отойти от социально-либеральных взглядов и утвердила новую программу «Путь к справедливости», которая покоится на социально-консервативном фундаменте. Сторонники партии громко заявили, что выступают за последовательность и традиции.
– Изучив идеологию консерватизма, мы пришли к выводу, что, оказывается, даже наша партия, название которой «Адилет» – справедливость, это один из главных столпов именно консервативной идеологии, – отметил лидер партии Муксут Нарикбаев.
По словам сторонников «Адилета», новая платформа, «сохраняя и воспроизводя опыт прошлого… не дает прерваться нити истории и распасться связи времен». Вместе с тем консерватизм, который проповедуют партийцы, не должен «держаться за вчерашнее», а живет тем, «что значимо всегда».
По мнению Антона Морозова, заведующего отделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте, «Адилет» сделал верный ход, заняв пустовавшую до этого нишу консерватизма на партийном поле. Выбранное направление теперь выделяет это объединение из всего ряда либерально-демократических партий.
Кроме того, в казахстанском обществе, как, впрочем, и в любом другом, всегда найдутся люди, поддерживающие ценности, проповедуемые консерваторами. Связано это с желанием сохранить старое, «вечное». Но отчасти влияют и опасения перед неизвестными последствиями глобализации, полагает эксперт.
– Страх перед глобализацией действительно есть. Причем он зачастую искусственно раздувается и подогревается. Достаточно вспомнить, например, какие дискуссии были у нас в связи со вступлением в Таможенный союз. Между тем глобализация – это естественный процесс, в котором есть как плюсы, так и минусы. Она дает как риски, так и возможности. И любая страна, которая пытается спрятаться от этого процесса, в итоге оказывается вовлеченной в него с огромной динамикой, – считает Антон Морозов.
Ветвь сакуры
Конечно, мировой кризис подорвал веру в глобализацию, на гребне волны которой когда-то появились новые успешные государства. Тот же Китай черпал дополнительные проценты роста своего ВВП из торговли с внешним миром и тем самым снижал уровень бедности у себя. Глобализация – это добро! Но это было еще два-три года назад. Сегодня ситуация в мировой экономике оставляет желать лучшего.
Вождь мировой революции оказался прав, заявив, что «политика – это концентрированное выражение экономики». В глобальной экономике – протекционизм, большинство стран закрывают свои рынки для импорта. А это усиливает в политике позиции тех, кто призывал к национальным истокам и корням и указывал на риски и угрозы глобализации.
Однако кризис мировой экономики – далеко не единственное, что усиливает в политической жизни консерватизм. У стран есть еще и собственная логика развития. Об этом говорит генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ (Россия) Алексей Власов.
– Дело в том, что Казахстан и Россия в 90-е годы развивались в русле «догоняющей модернизации». Сейчас речь идет о том, что мы выходим на совершенно новый уровень не «догоняющей модернизации», а «национальной модели модернизации», – говорит эксперт.
По его словам, такая модель требует включать все элементы, в том числе и политические: «Должна быть системная модернизация». А раз так, экономические и политические реформы должны носить синхронный характер и совпадать по времени. Но из такой концепции следует и другой вывод – меньше оглядываться на опыт остальных успешных стран и искать свою нишу в мировом развитии. Подобный подход заставит политиков обращать больше внимания на национальные традиции. Иными словами, в развивающихся странах, таких как Казахстан, в среднесрочной перспективе ожидается ренессанс консервативных ценностей.
У консерватизма есть свои преимущества – последовательность, а также мягкая адаптация к окружающему миру. Все это не только не сдерживает развитие общества, но и дает неожиданные положительные эффекты.
По крайней мере, Япония показала миру, что нация может пройти через горнило модернизации и при этом не растерять своих духовных корней. Это государство быстро преодолело послевоенную разруху и «пораженческий синдром», выбилось в мировые лидеры. Япония полвека назад выбрала для себя западную модель демократии в форме парламентаризма. Но если углубиться в нее, то она сохранила многие традиционные черты.
Например, политика как сфера деятельности передается по наследству от отца к сыну. Причем нередко вместе с избирателями.
Аналогичные процессы наблюдались в японской экономике: на предприятия приходили работать дети бывших работников. При этом Япония продолжала укреплять свою конкурентоспособность, наблюдался рост производительности труда. Может быть, это потому, что в натуре японцев заложена очень высокая ответственность индивида.
Пределы роста
Говоря о торжестве консервативных взглядов в политике, не стоит забывать и о сдерживающих факторах. Прежде всего, говорить о «закате либерализма» пока рано. Мир столкнулся с кризисом глобализации, которая поставила на грань выживания «открытое общество». Но рано или поздно мировая экономика преодолеет неурядицы, начнется планомерный рост товарооборота, страны снова станут открывать свои двери инвесторам.
Кризис – это только результат противоречий. Например, несоответствие статуса доллара резервной международной валюте или дисбаланс в торговле между странами. Но это перманентные явления. В любом случае по мере оздоровления мировой экономики начнется процесс перезагрузки идей либерализма. Новая идеология и составит конкуренцию консерватизму.
Вместе с тем наряду с благим желанием сберечь традиции имеет место и спекуляция такими чувствами граждан, как патриотизм и уважение к обычаям предков. Националистически настроенные группы не брезгуют тем, чтобы прикрывать свои призывы маской консерватизма. Однако уровень политической грамотности и активности казахстанцев, как показывают социсследования, растет. И сегодня обмануть даже обывателя уже не так просто.
– Я бы не стал считать казахстанцев настолько неискушенными в политике. Отличить националистические лозунги от консерватизма несложно, если вдумчиво посмотреть, к чему призывают люди. Когда, например, говорят, что фильм позорит казахскую женщину, потому что она по сценарию вышла замуж за русского парня, здесь, конечно, очень тонкая грань между консерватизмом и национализмом. Происходит диффузия двух понятий. И это большая проблема, – говорит «Литеру» Антон Морозов.
Кроме того, говоря о политическом консерватизме, не стоит забывать о том, что Казахстан – многонациональное общество. Каждая этническая группа – это свои вековые традиции, своя культура. В таком случае трудно культивировать стратегию «к истокам». Поскольку их оказывается на порядок больше, чем представляют себе сторонники консерватизма. Получается, что нет смысла Казахстан путать с Японией. Все-таки в Стране восходящего солнца преимущественно моноэтничный состав населения.
Однако здесь многое зависит от идеологов. В конце концов, консерватизм неплохо уживается в Германии или Франции. Причем за лидеров подобных организаций нередко голосуют выходцы из других государств, получивших не только заветный паспорт, но и избирательное право.
У Казахстана есть свое преимущество, о чем давно уже говорят в окружающем мире, – гостеприимство и атмосфера толерантности в межнациональной сфере. По сути каждая нация – это вклад в общую казахстанскую культуру. А это не только фундамент новой политической общности, но и приобретенные и усвоенные традиции и обычаи, на почве которых и может развиваться политический консерватизм. Возможно, что День святого Валентина вызывает раздражение у определенной части населения, но аналогичные праздники можно встретить в культуре любого народа.
Под руководством продуманного курса властей возникла социальная система, которую изучают в других полиэтничных государствах. Согласно решению Генеральной ассамблеи ООН, с 2011 года праздник Наурыз будет отмечаться на международном уровне, отметил Серикжан Мамбеталин. Кроме того, Международная Ассоциация тюркоязычных стран (ТЮРКСОЙ), во главе которой находится наш соотечественник Дюсен Касеинов, впервые проведет праздничные мероприятия в здании ООН в Нью-Йорке 24 марта, добавил он.
А казахстанцы между тем просто живут бок о бок и просто дружно отмечают Наурыз, без политики.
– Уникальность нашего общества в том, что в Казахстане живет дружный и сплоченный народ, который знает цену стабильности и согласию. Казахи во времена Сталина спасли от вымирания целые народы, которые были сосланы в наши степи. Возможно, от природного гостеприимства и радушия кочевников другие народы, оказавшиеся не по своей воле в наших бескрайних степях, переняли эти качества у казахов, – делится своими рассуждениями Серикжан Мамбеталин.
Екатерина Больгерт, Марат Мамаев
ЛИТЕР, Алматы
19 марта 2011