По этому случаю произведение, которое прошло проверку временем, вновь на сцене столичного театра «Астана Опера».
17-го февраля зритель сможет увидеть и услышать постановку, в определенной степени, перевернувшей каноны национального искусства.
Марк Брюшко, корреспондент:
- Даже не верится, что постановке «Биржан – Сара» в этом году уже 75 лет. Специальный показ на сцене «Астана Опера» 17 февраля. А пока у нас есть великолепная возможность узнать, как проходят главные репетиции.
Признаемся, побывать на репетиции такой крупной и значимой постановки отдельное удовольствие. Если репетиционный зал – это корпус механизма под названием опера, то музыканты и артисты – его главные детали. Убери одну и звучание всей композиции изменится.
Абзал Мухитдин, дирижёр-постановщик, заслуженный деятель РК:
– Наверное, это первая опера в истории казахской музыки, которая целиком ушла от прямого цитирования. Допустим в «Кыз Жибек» Брусиловского он брал песни и аранжировал их в форме оперы. Здесь оригинальная авторская музыка, конечно же, не обошлось без цитат. Но они являются цитатами песен самого Биржана.
7 октября 1946 года. Тогда в алматинском театре имени Абая состоялась премьера оперы. Спустя три года ее авторам и исполнителям присудили Сталинскую премию. В 1958-м постановку показали во время декады искусства и литературы Казахстана в Москве. Со временем произведение снискало признание и за рубежом.
Марк Брюшко, корреспондент:
- Так за что же так ценят эту оперу? Во-первых, за сюжет. В постановке о любви знаменитого певца и композитора и талантливой поэтессы красной нитью проходят мотивы борьбы за свободу творческой личности. Во-вторых, за идеи, за право человека на счастье. Но главное – за великолепную музыку, прекрасные голоса солистов и слаженное звучание оркестра.
Беимбет Танарыков, исполнитель партии Биржана:
– Ежегодно этот персонаж раскрывается для меня с новой стороны. Если раньше я уделял внимание больше вокальной стороне, сейчас стараюсь раскрыть этот образ во всей его полноте, показать глубину, донести до слушателя каждое слово.
Постановщики обещают захватывающее зрелище уже с первых минут. Виды природы и фрагменты исторического быта буквально оживают с помощью 3D-технологий. В очередной раз грань между сценой и зрителем сломается в среду, доказывая, что для настоящего искусства преград не существует. Авторы: Марк Брюшко, Наурыз Базаров
17-го февраля зритель сможет увидеть и услышать постановку, в определенной степени, перевернувшей каноны национального искусства.
Марк Брюшко, корреспондент:
- Даже не верится, что постановке «Биржан – Сара» в этом году уже 75 лет. Специальный показ на сцене «Астана Опера» 17 февраля. А пока у нас есть великолепная возможность узнать, как проходят главные репетиции.
Признаемся, побывать на репетиции такой крупной и значимой постановки отдельное удовольствие. Если репетиционный зал – это корпус механизма под названием опера, то музыканты и артисты – его главные детали. Убери одну и звучание всей композиции изменится.
Абзал Мухитдин, дирижёр-постановщик, заслуженный деятель РК:
– Наверное, это первая опера в истории казахской музыки, которая целиком ушла от прямого цитирования. Допустим в «Кыз Жибек» Брусиловского он брал песни и аранжировал их в форме оперы. Здесь оригинальная авторская музыка, конечно же, не обошлось без цитат. Но они являются цитатами песен самого Биржана.
7 октября 1946 года. Тогда в алматинском театре имени Абая состоялась премьера оперы. Спустя три года ее авторам и исполнителям присудили Сталинскую премию. В 1958-м постановку показали во время декады искусства и литературы Казахстана в Москве. Со временем произведение снискало признание и за рубежом.
Марк Брюшко, корреспондент:
- Так за что же так ценят эту оперу? Во-первых, за сюжет. В постановке о любви знаменитого певца и композитора и талантливой поэтессы красной нитью проходят мотивы борьбы за свободу творческой личности. Во-вторых, за идеи, за право человека на счастье. Но главное – за великолепную музыку, прекрасные голоса солистов и слаженное звучание оркестра.
Беимбет Танарыков, исполнитель партии Биржана:
– Ежегодно этот персонаж раскрывается для меня с новой стороны. Если раньше я уделял внимание больше вокальной стороне, сейчас стараюсь раскрыть этот образ во всей его полноте, показать глубину, донести до слушателя каждое слово.
Постановщики обещают захватывающее зрелище уже с первых минут. Виды природы и фрагменты исторического быта буквально оживают с помощью 3D-технологий. В очередной раз грань между сценой и зрителем сломается в среду, доказывая, что для настоящего искусства преград не существует. Авторы: Марк Брюшко, Наурыз Базаров
24.kz, 16 февраля 2021