Сегодня Казахстан – экономически сильное и демократически развитое государство, занимающее прочные позиции в мировом сообществе. Казахстанский путь развития стал предметом серьезных исследований международных экспертов. Развитие казахстанского высшего образования осуществляется в контексте международных тенденций. Это характеризует его как мобильную и открытую для инноваций систему.
Для казахстанских вузов основным ориентиром стала реализация принципов Болонского процесса, к которому Казахстан официально присоединился в 2010 году. Знаменательно, что это событие состоялось в год председательства Республики Казахстан в ОБСЕ.
Подписание Казахстаном Болонской декларации – исторический шаг, направленный на повышение качества высшего образования и конкурентоспособности выпускников вузов республики на международном рынке труда.
Закономерность данного исторического события обусловлена стратегическими ориентирами государства в сфере образования, гарантом преемственности и устойчивости которых выступает целенаправленная политика Президента Нурсултана Назарбаева.
Для казахстанских вузов основным ориентиром стала реализация принципов Болонского процесса, к которому Казахстан официально присоединился в 2010 году. Знаменательно, что это событие состоялось в год председательства Республики Казахстан в ОБСЕ.
Подписание Казахстаном Болонской декларации – исторический шаг, направленный на повышение качества высшего образования и конкурентоспособности выпускников вузов республики на международном рынке труда.
Закономерность данного исторического события обусловлена стратегическими ориентирами государства в сфере образования, гарантом преемственности и устойчивости которых выступает целенаправленная политика Президента Нурсултана Назарбаева.
Эти идеи были заложены еще в 1993 году, когда Глава государства учредил международную стипендию «Болашак». Качественно новое звучание, вопросы интеграции в мировое образовательное пространство приобретают в государственной программе «Путь в Европу» на 2009–2011 годы, разработанной в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана в 2008 году.
Поставленные в этой программе задачи в области качества жизни продолжили инициативы Президента по формированию зоны стабильности, развития человеческого капитала.
Инициативы Нурсултана Абишевича в сфере высшего образования реализуются согласно Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы.
В данном контексте высшая школа Казахстана функционирует в соответствии с основными направлениями Болонского процесса, осуществляется качественная подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием для экономики.
Поставленные в этой программе задачи в области качества жизни продолжили инициативы Президента по формированию зоны стабильности, развития человеческого капитала.
Инициативы Нурсултана Абишевича в сфере высшего образования реализуются согласно Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы.
В данном контексте высшая школа Казахстана функционирует в соответствии с основными направлениями Болонского процесса, осуществляется качественная подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием для экономики.
Приоритеты государственной политики в области образования и науки, направленные на расширение доступа к мировым интеллектуальным ресурсам, лейтмотивом звучат в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана.
Глава государства ставит новые масштабные задачи по достижению конкретных результатов и показателей в сфере образования, неуклонно продвигая идеи повышения качества образовательных услуг в контексте интеграции в мировое сообщество.
Очевидно, что крупные достижения в сфере высшего и послевузовского образования закономерно связаны с именем Первого Президента Республики Казахстан.
Вхождение в европейское образовательное пространство в этом плане не является исключением. К этому событию Казахстан шел поступательными и уверенными шагами.
Глава государства ставит новые масштабные задачи по достижению конкретных результатов и показателей в сфере образования, неуклонно продвигая идеи повышения качества образовательных услуг в контексте интеграции в мировое сообщество.
Очевидно, что крупные достижения в сфере высшего и послевузовского образования закономерно связаны с именем Первого Президента Республики Казахстан.
Вхождение в европейское образовательное пространство в этом плане не является исключением. К этому событию Казахстан шел поступательными и уверенными шагами.
В сфере высшего и послевузовского образования внедряется новая классификация вузов. Вводится новый институциональный элемент – исследовательские университеты. Высшие учебные заведения ориентированы на переход к инновационно-исследовательской деятельности.
Внедряется механизм предоставления вузам автономии, нормативное закрепление и организационную поддержку, приобретает корпоративное управление в университетах. Реализуется программа по привлечению зарубежных ученых. Развивается академическая мобильность обучающихся.
Внедряется механизм предоставления вузам автономии, нормативное закрепление и организационную поддержку, приобретает корпоративное управление в университетах. Реализуется программа по привлечению зарубежных ученых. Развивается академическая мобильность обучающихся.
В связи с этим стратегически значимым является культурный проект «Триединство языков», инициированный Президентом Нурсултаном Назарбаевым и представляющий собой своеобразную платформу для разработки и реализации программ полиязычного образования, а также расширения академической мобильности обучающихся и преподавателей.
Начиная со школьного обучения, полиязычное образование находит свое логическое продолжение в вузах, где осуществляется языковая подготовка, в первую очередь педагогических кадров.
Начиная со школьного обучения, полиязычное образование находит свое логическое продолжение в вузах, где осуществляется языковая подготовка, в первую очередь педагогических кадров.
Еще одно направление реформирования системы образования – подготовка педагога новой формации, причем особое внимание обращается на повышение квалификации учителей и преподавателей, на их полилингвистическое образование.
Внедрена целевая подготовка магистров и докторов PhD для региональных вузов и научных организаций. Усиливаются требования к структуре и содержанию высшего и послевузовского образования. Расширяется академическая свобода вузов страны в формировании образовательных программ.
Одним из действенных механизмов и показателей качества образования стала система независимой аккредитации вузов. В Казахстане создан Национальный реестр аккредитационных агентств, включающий два казахстанских и четыре зарубежных аккредитационных агентства.
В наше время пути развития стран определяются по признаку взаимодействия и интернационализации образовательных систем. В этом контексте Президент Нурсултан Назарбаев – убежденный инициатор интеграции в международное образовательное пространство, которое сегодня интенсивно развивается и стремится к созданию глобальной стратегии образования.
За годы своей независимости – период короткий в историческом измерении, но насыщенный событиями, – Казахстан под руководством своего Первого Президента сформировал самобытную модель образования, основанную на идеях казахстанского патриотизма, евразийской идентичности и международной толерантности.
Римма Сейдахметова
bnews.kz, 17 ноября 2012
bnews.kz, 17 ноября 2012