Данное постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 года. Новый документ вносит изменения в постановление Совмина №1280 от 14 октября 2004 года, которым был утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, а также некоторые меры по реализации указа №444 "О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" от 14 сентября 2004 года.
В связи с сокращением перечня товаров, которые маркируются контрольными знаками, Министерству по налогам и сборам и Министерству финансов в двухмесячный срок необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым постановлением.
Таким образом, с 1 сентября 2011 года из перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, будут исключены три товарные позиции: питьевая вода в потребительской таре, минеральная вода в потребительской таре; уксус и его заменители, полученные из уксусной кислоты, разлитые в потребительскую тару; биологические активные добавки к пище в потребительской таре (упаковке).
Комментируя это постановление, в Министерстве по налогам и сборам отметили, что решение о сокращении перечня маркируемых товаров по обозначенным товарным группам принято с учетом Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республики Беларусь".
"В республике осуществляется государственная политика, направленная на позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса", - отметили в МНС. Поэтому для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности в стране и упразднения необоснованных административных барьеров, для развития деловой инициативы и либерализации экономики и принято данное решение.
Практика показала, что введение в Беларуси с 2005 года маркировки отдельных групп товаров контрольными (идентификационными) знаками стало действенным механизмом борьбы с вовлечением в теневой оборот товарно-материальных ценностей и увеличения легального оборота товаров. Механизм маркировки позволяет контролировать объемы произведенной отечественными предприятиями и импортируемой продукции.
"Однако следует учитывать, что данный механизм не является универсальным и может быть использован только в тех товарных сегментах, где его применение будет эффективным, - отметили в Министерстве по налогам и сборам. - То есть там, где в силу различных обстоятельств имеется заметный объем нелегального оборота". Это может быть сокрытие недобросовестными субъектами предпринимательской деятельности реальных объемов оборота товаров с целью занижения выручки и платежей в бюджет.
По истечении времени с момента введения маркировки по конкретной товарной группе можно говорить о реальном уровне эффективности использования механизма маркировки в отношении данной группы, отметили специалисты.
Введение механизма маркировки питьевой и минеральной воды, уксуса и его заменителей, биологических активных добавок было инициировано для обеспечения контроля за объемами производства, ввоза и реализации данных групп товаров. Соответственно это позволяло увеличить дополнительные поступления платежей в бюджет, что и было обеспечено в первоначальный период после введения маркировки такой продукции.
В то же время проведенный анализ объемов производства, ввоза и реализации данных товаров, а также поступлений в бюджет от их реализации в последнее время показал, что маркировка этой продукции обеспечивает в сравнении с другими товарными позициями меньший экономический эффект. Поэтому и было принято решение о сокращении перечня маркируемых товаров по обозначенным товарным группам.
В настоящее время в Беларуси маркируются 22 товарные группы, из них по инициативе МНС - две группы: пиво и моторное масло. Также маркируются некоторые пищевые продукты, обувь, часы, мобильные телефоны, принтеры, стиральные порошки и др.
16 июня 2011, Минск
БЕЛТА