На Шёлковом пути появился новый объект. Пункт таможенного оформления сегодня открыт в Китайско-белорусском парке «Великий камень». Событие локальное, но с глобальным подтекстом. К проекту «Один пояс, один путь» присоединились более 80 государств. Растущий индустриальный город под Смолевичами – важный его узел. Готовность развивать инфраструктуру «Великого камня» – это готовность Беларуси наполнять экономическую инициативу конкретными проектами. А для бизнеса нужен комфорт. Именно такие условия созданы в таможенном пункте. В основе работы – жёсткие международные стандарты.
Большая стройка призвана сделать Беларусь узловой платформой нового Шёлкового пути. Началась несколько лет назад. Всё это время создавалась инженерно-транспортная инфраструктура.
Параллельно идёт строительство первых зданий, где резиденты уже размещают свои производства и офисы. Постепенно появляются очертания будущего промышленного города с населением в десятки тысяч человек.
Уже к 2020 году объём привлечённых инвестиций в Китайско-белорусском индустриальном парке может достичь 2 млрд долларов, а значит, «Великий камень» наращивает мощности. Больше становится и резидентов. Только сейчас их около 30.
От медикаментов до беспилотников. Уже сегодня среди резидентов есть гиганты в сфере телекоммуникаций, аэрокосмической промышленности и светодиодной техники. Они приступают к реализации научно-исследовательских и производственных проектов.
Ху Чжэн, главный исполнительный директор «Чайна Мерчантс Групп»: «Реализация проектов не была бы возможной без огромной поддержки белорусского правительства. Это плодотворное сотрудничество, которое сегодня выгодно всем. Самое важное – надёжный партнёр».
Слово «первый», пожалуй, для парка скоро и вовсе станет синонимом. Сюда приходят зарубежные инвесторы. Новые компании приносят новые технологии, а те позволяют создавать уникальную продукцию, востребованную как на белорусском рынке, так и за рубежом. Сегодня в «Великом камне» открыт и первый пункт таможенного оформления, в новенький терминал въехала первая фура.
Первый рабочий день сегодня и у шнауцера по кличке Лока. Задача собаки – выявить запрещённые товары. Работы немало. В зоне таможенного контроля одновременно могут находиться 125 фур. А в перспективе здесь будут оформляться не менее 20 тысяч автомобилей в год. Уже началась работа над проектами по расширению складской инфраструктуры, логистической зоны парка, строительству роботизированного терминала.
10 тысяч квадратных метров. Товары можно и хранить, и выгрузить на время для оформления. В сердце терминала начинается таможенное декларирование. Всё в цифре. Это быстро, во многом исключает пресловутый человеческий фактор. Кстати, значимое преимущество пункта – цена.
Сергей Рудык, руководитель отдела логистики и таможенного декларирования компании «Глобалкастом»: «Как показывает практика, в Беларуси складская обработка дешевле, чем в Российской Федерации».
Проект станет связующим звеном между Западом и Востоком. Торговля, обмен технологиями – без логистики не обойтись. Месторасположение более чем удачное – трассы М1 и М6 обеспечат непрерывный поток фур. Менее 500 километров до порта в Клайпеде. Со временем можно будет оформлять и товары, прибывающие авиарейсами (Национальный аэропорт Минск – в трёх километрах от парка). В итоге «Великий камень» станет ещё и мультимодальным логистическим хабом.
Ду Баочжун, генеральный директор компании «Чайна Мерчантс CHNBLR Коммерческой и Логистической Компании»: «В следующем году мы уже наметили важное сотрудничество с немецкой управляющей организацией одного из крупнейших речных портов Европы, также с Белорусской железной дорогой. Появится новая железнодорожная ветка. Всё это повысит нашу эффективность».
69 лет назад была провозглашена Китайская Народная Республика. Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично поздравил председателя КНР с национальным праздником и пригласил принять участие в глобальном форуме «Один пояс, один путь», который пройдёт в следующем году в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень».
Об этом знаковом международном событии главы государств договорились в июне на встрече в Циндао. Переговоры придали новый импульс не только экономическим отношениям, стороны заявили о безоговорочной поддержке друг друга на международной арене, именно тогда было принято решение ввести безвизовый режим для граждан Беларуси и Китая, а это ещё один важный совместный шаг на Шёлковом пути, жемчужиной которого считается «Великий камень».
Телеканал ОНТ, 1 октября 2018