"Беларусь выиграет от движения к единому финрынку ЕАЭС. Единый финансовый рынок даст заметный экономический эффект. Он позволит осуществлять инвестиции в рамках общего рынка, получая от них максимальную отдачу; более широко распределять свои риски; и уменьшить стоимость заимствования, особенно для «малых» экономик", - говорится в докладе ЕАБР.
Вместе с тем, отмечено в документе, объединение финансовых рынков несет для страны и ряд вызовов. По мнению экспертов, большинство рисков, связанных с приходом филиалов банков стран - членов ЕАЭС в Беларусь, являются низкими или умеренными.
"Они могут быть смягчены за счет гармонизации в государствах-участниках порядка и условий выдачи лицензий на осуществление банковских операций в отношении филиалов, пруденциальных требований к банкам, страхования депозитов, а также создания наднациональной банковской администрации и более существенной координации монетарной политики", - сказано в докладе.
"Они могут быть смягчены за счет гармонизации в государствах-участниках порядка и условий выдачи лицензий на осуществление банковских операций в отношении филиалов, пруденциальных требований к банкам, страхования депозитов, а также создания наднациональной банковской администрации и более существенной координации монетарной политики", - сказано в докладе.
В ЕАБР также отмечают, что создание единого финансового рынка предусматривает, что Беларусь будет проводить либерализацию капитальных потоков и валютного режима со странами ЕАЭС.
"Для того чтобы снятие барьеров на движение по капитальному счету не приводило к кризисным явлениям, росту внешней задолженности и не создавало угрозу финансовой стабильности, оно должно быть связано с рядом условий проведения макроэкономической политики. В Беларуси целесообразно при снятии барьеров на движение по капитальному счету разработать и применять при необходимости меры по управлению капитальными потоками", - считают эксперты.
"Для того чтобы снятие барьеров на движение по капитальному счету не приводило к кризисным явлениям, росту внешней задолженности и не создавало угрозу финансовой стабильности, оно должно быть связано с рядом условий проведения макроэкономической политики. В Беларуси целесообразно при снятии барьеров на движение по капитальному счету разработать и применять при необходимости меры по управлению капитальными потоками", - считают эксперты.
В то же время они подчеркивают, что либерализация капитального счета, как правило, сопровождается ослаблением валютных ограничений, одним из которых является действующая в Беларуси норма обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
"Для Беларуси риски, обусловленные отменой обязательной продажи валюты, представляются в настоящее время достаточно высокими. Как показывает международный опыт, в таком случае может быть использована стратегия постепенной отмены обязательной продажи валютной выручки", - сказано в документе.
"Для Беларуси риски, обусловленные отменой обязательной продажи валюты, представляются в настоящее время достаточно высокими. Как показывает международный опыт, в таком случае может быть использована стратегия постепенной отмены обязательной продажи валютной выручки", - сказано в документе.
В целом, по оценкам ЕАБР, более тесная координация в финансовой сфере ЕАЭС поспособствует дополнительному росту ВВП Беларуси на 0,9 проц..пункта.
Интерфакс-Запад, 24 февраля 2016