«Белрыба» решила показать, как производится белорусская икра, продемонстрировав журналистам весь технологический процесс: от мойки датского сырья до упаковки готовой икры в тару.
«Фальсифицировать продукцию нам просто не с руки»
«Продукт — 100 процентов натуральный», — уверен гендиректор предприятия Максим Цыганков. — Если бы этот факт (фальсификации) был подтвержден, то нас и наши поставки уже бы закрыли".
Директор отметил, что официальных претензий к «Белрыбе» пока не предъявляли, и он не может объяснить, почему проведенный в России тест ДНК показал именно такой результат. Белорусские специалисты уже взяли пробу из проблемной партии и проведут свой тест ДНК, результаты которого будут известны через две недели.
«Я уверен на 100 процентов, что результаты исследования опровергнут эту информацию. ОАО „Белрыба“ — серьезное предприятие с большой историей. Заниматься такими вещами (фальсифицировать продукцию) нам просто не с руки».
На предприятии отмечают, что производством синтетической икры они не занимаются, а возможность случайного попадания искусственной икры в натуральную исключена.
«Белрыба» производит лососевую икру с ноября 2014 года, за это время предприятие осуществило 34 поставки, все — на территорию Российской Федерации. Цыганков заверяет, что «никаких нареканий на качество продукции от партнеров и потребителей с российской стороны не поступало».
Сырье — датское, сбыт — в России
Несоленые мороженые икринки форели в естественной оболочке (ястык) поступают на белорусское предприятие из Дании, а переработанная белорусским предприятием продукция в полном объеме реализуется в России.
«В Россельхознадзоре есть официальный реестр предприятий, у которых мы, белорусская компания, можем закупать сырье. К тому же разрешение на закупку конкретного сырья из конкретной страны должен дать и белорусский департамент фитосанитарного контроля», — поясняет помощник директора по производству Ольга Мурашко.
На предприятии рассказывают, что технологический цикл в переработке икры у них полный: поступает сырье, а уходит готовый продукт.
«Когда к нам приходит сырье — форель, — на ней стоит один код (ТН ВЭД). Когда это сырье проходит полный технологический цикл переработки, этот код отменяется и присваивается другой: икра лососевая зернистая, например, получает код 1604. Если код „не санкционный“ — продукцию смело можно ввозить на территорию РФ», — рассказывает она.
Белорусскому предприятию от партнеров из Дании сырье приходит в замороженном виде, поэтому технологический процесс на «Белрыбе» начинается с размораживания. Сырье — ястык — размораживают при определенных показателях температуры и влажности, процесс занимает от шести до восьми часов. После размораживания икру моют и проваривают в растворе соли и воды.
«Провариваем в горячем солевом растворе до тех пор, пока оболочка и пленка не раскроются. Нужна такая температура, чтобы белковая оболочка не свернулась и сама икра не испортилась», — объясняет нюансы производства икры Ольга Мурашко.
После проваривания икра отправляется на стекание, а затем подвергается процессу грохотания: на устройстве, напоминающем сито, икринки отделяются от белковой оболочки.
«Ячейки в этом „сите“ должны быть определенного диаметра: икринки должны падать в лоток, а пленка оставаться на сетке», — рассказывает Мурашко.
«Мы загружены и работаем каждый день»
За время работы одной смены на предприятии перерабатывают до трех тонн сырья. Как и в любом другом производстве, здесь есть отходы: в производстве белорусской икры их примерно 10 процентов.
«Мы загружены и работаем каждый день, при этом от промывания сырья до фасовки готового продукта должно пройти не более 30 минут», — поясняет помощник директора по производству.
Чтобы убрать лопнувшие икринки и остатки оболочки, рабочие перебирают икру руками: один ящик икры проходит через руки нескольких специалистов. Продукт не подвергается стерилизации, поэтому для сохранности икры в нее добавляют консервант.
Готовую икру фасуют в пластиковую и жестяную тару по три килограмма. Тара, отмечают на предприятии, — белорусского производства.
«Мы можем фасовать и другими объемами, но на данный момент контракт с российскими коллегами заключен такой», — поясняет Мурашко.
После фасовки икра отправляется на склад, где хранится при температуре от минус четырех до минус шести градусов. Срок хранения в пластиковой таре — восемь месяцев, в жестяной банке — год.
«Экспорт икры приостановлен: продукт деликатный, возить туда-обратно не стоит»
Максим Цыганков рассказал, что на сегодня поставки икры в Россию приостановлены до выяснения всех обстоятельств.
Директор отмечает, что никто «Белрыбе» не запрещал поставок икры, но «возить туда-обратно не стоит, продукт деликатный».
Директор отмечает, что никто «Белрыбе» не запрещал поставок икры, но «возить туда-обратно не стоит, продукт деликатный».
«После согласования с Россельхознадзором будем дальше запускать продукт в продажу на территории РФ. Другие продукты мы ведь поставляем, приостановили только икру. Но если бы факт фальсификации был подтвержден, то поставки в Россию уже бы закрыли, там с этим строго», — продолжает Цыганков.
Что касается 15 тонн лососевой икры, которую Россельхознадзор не пропустил через границу в середине прошлого месяца, то руководство поясняет: претензии от российской стороны были и к двойной маркировке товара, однако белорусская сторона возврат продукции считает необоснованным.
«Дата выработки икры была выбита на банке и наклеена в виде стикера. В техническом регламенте Таможенного союза есть пункт, который говорит о том, что белорусский производитель может наносить информацию не только на саму упаковку, но и с помощью трудноудаляемой этикетки — то есть при помощи стикера. Многие изготовители так и делают, ни о какой „перефасовке“ здесь речи не идет», — уверяет директор.
«Белрыба» — крупный импортер мороженой рыбы и морепродуктов в Беларусь, производитель копченой рыбопродукции, пресервов.
6 августа 2015
Кристина Горбач, tut.by