https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Двигатель торговли


В пятницу в своем послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев огромный блок посвятил вопросам внешней политики.

Внешняя политика - один из важнейших факторов конкурентоспособности страны.

При этом он отметил ее высокую значимость в плане укрепления экономических достижений страны. Международное признание Казахстана в последние десятилетия дало для страны многое.

В первую очередь это инвестиции, которые по объемам намного выше аналогичного показателя в России. Хорошо это или плохо – трудно судить. Однако если вспомнить, с чего все начиналось – с разрушенной до основания экономики, полной изоляции от внешних процессов и так далее, – то на этом фоне современные свершения Казахстана на международной арене выглядят чуть ли не героическими.

После распада СССР Казахстан при наличии огромного экономического, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, доставшегося по наследству, фактически оказался полностью отрезан от глобальной экономики. Достаточно сказать, что у страны не было ни одного дипломатического представительства за рубежом. Первому лицу государства приходилось думать о многих  проблемах, но одна из них превалировала: стране нужно было определить свое место в системе геополитических координат, сформулировать свои национально-государственные интересы, выстроить адекватную этим интересам систему внешнеполитических приоритетов, заложить основы своей внешнеполитической стратегии. Лишь так можно было сдвинуть экономику с мертвой точки.

На заре независимости крайне важным для Казахстана было установить дипломатические отношения с другими государствами мира, наладить диалог с универсальными и региональными международными организациями. Это позволило бы включить Казахстан в мирохозяйственные связи, обеспечить реальную безопасность молодого государства, находящегося в сложном геополитическом окружении, добиться соблюдения его законных экономических интересов, создать благоприятные международные условия для внутренних преобразований.

Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что у молодого государства не было традиций внешнеполитической деятельности.

Министерство иностранных дел Казахской ССР выполняло далеко не дипломатические функции. У страны не было ни одного дипломатического представительства за рубежом. Казахстан испытывал острую потребность в элементарных наработках по внешнеполитическим вопросам. Наконец, наблюдался острый дефицит квалифицированных дипломатических кадров.

В то же время Казахстан оказался в эпицентре мировой политики, и ему стали уделять особое внимание, обусловленное не только его огромными природными богатствами, но и тем обстоятельством, что именно в Казахстане оказалась значительная часть ядерного потенциала бывшего СССР.

В этих сложнейших условиях все бремя ответственности за международную политику независимого Казахстана взял на себя Нурсултан Назарбаев. По признанию многих зарубежных и отечественных экспертов,  именно это обстоятельство позволило избежать многих издержек в процессе утверждения Казахстана в мировом политическом пространстве. Личные контакты, установленные Главой государства на самом высоком уровне, помогли решить важнейшие задачи становления казахстанской внешней политики.

Центральным, системообразующим элементом в этой работе стал принцип многовекторности. Это предполагало развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых процессах и представляющими для страны практический интерес.

«Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угроз безопасности Казахстана», – пишет Нурсултан Назарбаев в работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 год).

Сегодня видно, что принцип многовекторности полностью оправдал себя, позволив Казахстану не только эффективно отстаивать свои национальные интересы, но и стать самостоятельным и влиятельным игроком на международной арене.

Казахстан намерен и далее укреплять экономическое и политическое сотрудничество с Россией, Китаем, США и Европой.

– Россия – важнейший приоритет внешней политики Казахстана, – отметил Нурсултан Назарбаев. – Между нашими странами не существует проблем, которые не могли бы быть решены путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов. Это касается как политических, так и экономических вопросов. Практически по всем международным проблемам Казахстан и Россия занимают сходные или близкие позиции.

С первых дней независимости Н.А.Назарбаев рассматривал внешнюю политику как один из важнейших инструментов укрепления экономики страны и ее конкурентоспособности.

– Процесс интеграции Казахстана в мировую экономическую систему будет происходить с учетом национальных и исторических особенностей нашей страны, ресурсной обеспеченности и потенциальных возможностей. Поэтому нам необходимо твердо соблюдать принципы товарообмена, национальной неуязвимости и оборонной достаточности, – увещевал Глава государства тогдашнее правительство 15 лет назад.

Особое значение Казахстан придает сотрудничеству с международными финансовыми организациями, в том числе с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

Еще на заре независимости Назарбаев подчеркивал, что вступление РК в международные финансовые институты означает не только возможность получения кредитов, но и повышение авторитета Казахстана в глазах мирового сообщества.

В целом, благодаря своей последовательной политике, успешному взаимодействию с иностранными инвесторами и международными финансовыми институтами Казахстан сумел привлечь за годы независимости более 70 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Разумеется, прошедший мировой финансовый кризис наложил определенный отпечаток на активность инвесторов, однако есть все предпосылки для того, чтобы рассчитывать на дальнейшие устойчивые вложения в казахстанскую экономику, поскольку Казахстан был, есть и будет надежнейшим деловым партнером, способным своевременно отвечать по взятым на себя обязательствам.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что Казахстан в настоящее время сам становится активным инвестором, вложив более 4,5 млрд долларов инвестиций за рубежом, преимущественно в страны СНГ (Кыргызстан, Грузия, Украина и другие).

Казахстанский лидер констатирует, что глобализация во всем мире сопровождается усилением международной и региональной экономической интеграции, ростом взаимозависимости различных государств и регионов, изменением масштабов мировой торговли, стиранием границ между внутренними и внешними рынками и появлением новых глобальных рынков.

Об этом он говорил в своей статье «Ключи от кризиса», а также в прошлогоднем послании народу Казахстана. Итогом сегодня становится создание Таможенного союза между нашей страной, Россией и Беларусью.

Как отмечают российские эксперты, Казахстан в настоящее время становится не просто равноправным стратегическим партнером России, но и ее естественным конкурентом на постсоветском пространстве. При этом специалисты акцентируют внимание на том обстоятельстве, что Казахстан успешно развивает отношения не только с партнерами по ЕврАзЭС, но и со странами ГУАМ – Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой.

– Любая интеграция должна подпитываться снизу, из реального сектора экономики, а дело политиков – оказывать этому процессу всяческое содействие. Это высказывание Нурсултана Назарбаева стало фундаментальным.

В то же время он обращает внимание на тот факт, что с обретением независимости впервые за последние 500 лет наш регион опять становится экономически важным для мировой экономики. Сейчас, по его словам, перед Центральной Азией стоит исторический выбор: оставаться вечным сырьевым придатком мировой экономики, ждать прихода следующей империи или пойти на серьезную интеграцию Центрально-Азиатского региона.

Назарбаев уверен, что Центральная Азия, обладающая богатыми природными ресурсами, транзитно-транспортным потенциалом и быстро развивающимся внутренним рынком, вполне в состоянии создать общий рынок, обеспечить свои основные потребности в продовольствии и энергетических ресурсах, а также учредить общую валюту.

ЛИТЕР, 17 декабря 2012

 
Дата публикации:17.12.2012
Тематика:Бизнес, Экономика
Просмотров:1292
 
Ключевые слова:
Таможенный союз Внешняя политика Торговля
 
 


Комментарии



 



Другие новости по этой теме