По статистике объём контрафактной и фальсифицированной продукции в мире ежегодно превышает 500 миллиардов долларов. Чаще всего подделывают мясные и молочные продукты, икру и алкоголь. Так, в ноябре нынешнего года сотрудники милиции поймали жителя Молодечненского района, который решил заработать на фальсификате коньяка и этилового спирта. Бутылки без каких-либо акцизных марок преступник привез из России, чтобы продать на территории Беларуси. Не ушли от правоохранителей и трое преступников из Орши.
Марина Гомза, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Миноблисполкома: «В январе 2021 года сотрудниками ОБЭП Миноблисполкома был выявлен факт реализации контрафактного сливочного масла, который реализовывался через Интернет, так и путем оклейки объявлений на столбах и информационных табло. В производственных и складских помещениях сотрудники изъяли около 6 тонн фальсифицируемой продукции».
Золотой сезон контрафакта и фальсификата – предновогодняя пора. Спрос на продукты и алкоголь увеличивается, а вместе с ним растет и количество так называемых пищевых аферистов. Нарваться на подделку и даже пострадать от некачественной еды и выпивки несложно, когда ищешь более дешевые варианты. А ведь покупать еду и выпивку по объявлениям, в Интернете, на стихийных рынках, в подозрительной упаковке, нерасфасованном виде и без маркировки может быть опасно. Впрочем, как и для самого продавца.
Евгения Потапова, адвокат Минской городской коллегии адвокатов: «Такие действия могут повлечь административную ответственность для недобросовестного продавца. Распространение ложной информации о товарах, которые направлены на введение потребителей в заблуждение, может повлечь уголовную ответственность. В виде штрафа или исправительных работ до двух лет или ограничение свободы. А в том случае, если речь идёт о товарах, которые могут причинить вред здоровью потребителей, то даже до лишения свободы».
В общем, ничего хорошего в подделках нет с какой стороны ни посмотри. Кстати, важно понимать, что «контрафакт» и «фальсификат» – совсем не одно и то же.
Наталья Синишова, начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности: «В законодательстве Республики Беларусь, в частности в законе о товарных знаках, о географических указаниях, а также в законе об авторском праве содержится определение контрафакта. Это товары, упаковки товаров, этикетки, на которых незаконно применён товарный знак либо географическое указание. Это могут быть и экземпляры продукции, выпущенные без согласия авторов либо правообладателей».
Типичный пример контрафакта, когда производитель использует логотип чужого бренда или настолько похожий, что их легко перепутать. В то время, как фальсификат – это продукция низкого качества, которую аферист выдает за настоящую. В любом случае борьба с нелегальными товарами в Беларуси ведется изо дня в день. Будьте бдительны и вы! Помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.