Из пандемии нельзя выплыть в одиночку, да еще отправляя других ко дну. Только вместе! Но получается не у всех. COVID-19 стал тестом на прочность для стран, союзов и альянсов. Европу штормят не только антиковидные протесты, но и внутренние противоречия: то деньги не могут поделить, то вакцины. Ну а как насчёт взаимности с НАШИМИ партнерами?
Вообще, большой союз как большая семья. Здесь у каждого свои интересы, порой свои особые отношения между отдельными членами, но главное – цель и ценности должны быть общими. Иначе это уже не семья.
Впрочем, цельность и взаимопонимание – не просто данность. Отношения нуждаются в поддержании – и это тоже искусство.
Уметь порой даже вопреки увидеть и сосредоточиться на том, что объединяет. Сегодня умение действовать сообща обретает особое значение.
Ещё в сентябре участники Евразийского экономического блока имели возможность переговорить лично на саммитах в Душанбе, но за прошедший месяц эпидемиологическая обстановка в мире резко, хоть и прогнозируемо ухудшилась.
Пандемия вместе с социальными выстроила экономические барьеры: обрушила мировую торговлю, экономики стран просели и, по оценкам экспертов, далеко не все государства в ближайшие годы вернутся к своему допандемийному уровню, не говоря уже о росте.
Но вместе преодолевать проблемы проще. Для примера: ВВП Еврозоны после кризисного 2020-го вырос почти на 4,5%. Для сравнения: ВВП ЕАЭС в тех же условиях уже прибавил 900 миллиардов долларов – те же 4,5%. Впрочем, давайте честно: условия для Евразийского союза стараниями, в том числе, Евросоюза были сложнее.
С другой стороны, своей политикой ЕС только подстёгивает интеграцию в ЕАЭС.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: "Дальнейшее развитие ЕАЭС мы связываем с полной и своевременной реализацией Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Важно уже сейчас сконцентрироваться на выполнении мер, предусмотренных данным документом. Только в этом случае к 1 января 2025 года мы получим полноформатный экономический союз с едиными рынками товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов."
Президент Беларуси обозначил общие на этот период приоритеты: полный переход в цифру, чтобы бизнес не терял времени на документах, единая система таможенного транзита, развитие АПК без односторонних запретов, промышленная кооперация, чтобы максимально исключить импорт, новые механизмы для финансирования (это о работе Евразийского банка развития) и последнее, но не по значимости, – расчет в национальных валютах.
А теперь представьте, когда все это в полной мере заработает (а 2025 год с каждым днём ближе), повлиять на экономику и уровень жизни людей внутри альянса не смогут никакие внешние санкции. Вот вам и главная ценность.
Владимир Путин, президент России: «Торговля – товарооборот увеличится на треть, а объём с третьими странами – на четверть. Этого удалось добиться несмотря на нелегитимные санкции. Не секрет, что они используются не только как инструмент недобросовестной конкуренции, но и как средство подрыва законных правительств. Внешние неблагоприятные условия должны стимулировать сотрудничество».
Садыр Жапаров, президент Кыргызстана: «Скорость глобальных процессов и динамика показывает, что мы столкнёмся с новыми реалиями. Это – не классическое понимание, а новые отношения человека к среде и обществу».
Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана: «В этих условиях на первый план выходит продовольственная безопасность. Каждый 10-й житель планеты страдает от нехватки продовольствия. Мы чувствуем давление цен. В качестве ответа разработан проект общих принципов и подходов к обеспечению продовольственной безопасности».
Никол Пашинян, премьер-министр Армении: «Формирование общих рынков газа и нефтепродуктов является не просто задачей, а необходимым условием для реализации потенциала экономической интеграции».
Без общих энергоресурсов объединение и правда забуксует. Так сложилось исторически, даже в основе европейской интеграции те же принципы – прародитель ЕС – Европейское объединение угля и стали.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: "Один из ключевых документов встречи – решение о переходе ко второму этапу создания общих рынков нефти и нефтепродуктов. При этом, стремясь к созданию общего рынка энергоресурсов, необходимо учитывать интересы всех государств – членов нашего союза. Только таким образом мы сможем обеспечить его устойчивость и долговечность."
Через какой-то год ЕАЭС введет собственные правила для торговли энергоресурсами внутри объединения, никакие спотовые котировки, разница спроса и предложения не смогут повлиять на цену. Ещё через год страны создадут общий рынок на бумаге, и только после всех согласований он заработает на деле.
Темирбек Асанбеков, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК: «Формирование рынка газа – новое окно возможностей, в том числе для того, чтобы максимально стабилизировать ситуацию с энергоносителями для стран ЕАЭС и обеспечить энергетическую безопасность каждой из стран. В настоящее время работа над проектом договора о газе продолжается, пока его содержание не определено окончательно».
Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Было доложено о двух принципиальных разногласиях, которые, к сожалению, пока на данном этапе существуют. Имеется в виду тарифообразование на транспортировку газа по территории стран ЕАЭС. Страны, которые не обладают этими ресурсами, заинтересованы в том, чтобы были равные тарифные условия при транспортировке газа. А не так, что для национальных субъектов одни условия, а для субъектов, которые находятся за территорией страны, обладающей этими ресурсами, – другие. Поэтому Александр Лукашенко предложил: надо этот застарелый вопрос обсудить в очном формате и определиться окончательно».
А ведь на следующий день лидеры встретились снова, но снова не лично. Впрочем, это уже совсем другая история.
Содружество Независимых Государств – этот альянс 30 лет назад возник на обломках Советского Союза. Но раз лидеры по сей день встречаются за столом переговоров, значит, это и сейчас им необходимо.
СНГ хоть и создавалась как платформа для экономической и торговой интеграции, но, откровенно, процесс слегка забуксовал. Всё просто: у стран должен быть интерес, читай – выгода, и только на этом фундаменте можно выстраивать надёжные отношения.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: "Надо понимать, что нигде ни на каких рынках нас никто не ждёт. Рынки давно уже поделены. Поэтому дай бог удержать свои. И здесь нам надо искать своё счастье. В целях укрепления роли и веса Содружества считаю необходимым предпринять дальнейшие шаги по объединению усилий для совместной защиты интересов на мировом рынке."
И Беларусь готова делиться, в данном случае опытом, все же Союзное государство – самый успешный на постсоветском пространстве интеграционный проект. Свои лучшие наработки Минск предлагает открыто. И ведь эти люди хорошо знают: слово Александр Лукашенко держит.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: "Я обращаю ваше внимание к той разноуровневой интеграции, которая складывается на постсоветском пространстве. Думаю, это было бы реальным вкладом в гармонизацию подобных процессов с соседними региональными объединениями в целях экономической консолидации Евразии и формирования большого евразийского партнерства."
Спойлер: в этом вопросе Президент стал не только первым, но единственным. С другой стороны, обсудить лидерам было что. Сейчас исполком СНГ работает над соглашением о свободной торговле услугами.
Барьеры при торговле товарами и для доступа к госзакупкам сократили до минимума. И это ценят даже партнеры с евроориентацией. Молдова сохраняет связь с Содружеством, при этом имеет режим свободной торговли с Европейским союзом. Там реагируют ревностно, а вот СНГ в свободных отношениях не видит ничего предосудительного.
Наталья Гаврилица, премьер-министр Молдовы: «СНГ для нас – важный форум, поскольку продвигает для молдавской стороны в первую очередь возможности для взаимовыгодного и эффективного торгово-экономического сотрудничества».
Молдавский премьер говорит о здоровом прагматизме. Поэтому с белорусским президентом они хорошо друг друга понимают.
По инициативе российского президента в СНГ работают над защитой избирательных прав граждан Содружества. Таджикистан, по понятным причинам, продвигает вопросы в сфере безопасности, солнечный Узбекистан призывает больше внимания уделять глобальному потеплению, Казахстан и Туркменистан едины в стремлении вместе противостоять пандемии и продвигать решения СНГ на других площадках, в том числе в ООН. Александр Лукашенко на правах председателя все эти предложения поручил проработать.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: "Чтобы каждое предложение главы делегации получило практическое развитие. Например, глава Кыргызстана предложил организовать гуманитарную помощь Афганистану от имени СНГ – хорошее предложение. После завершения заседания прошу на местах организовать процедуру подписания принятых документов и поручить оперативно направить их в Исполком СНГ."
Следующий саммит СНГ откроет уже Казахстан, а значит, встреча лидеров через год пройдет если не онлайн, то в Нур-Султане.
Вообще, этот механизм перехода председательства крайне важен – смысл ведь не в том, чтобы принять официальные делегации, хоть встречи лицом к лицу, несомненно, более продуктивные. Но главное – каждая страна на себе испытывает, например, как непросто находить компромисс в снятии тех же экономических барьеров.
Страны продвигают свою повестку, то, что им кажется, наиболее важным. И, конечно, получая поддержку от партнеров, это обязывает к разумной взаимности в будущем. Примерно так, как выстраивают отношения люди, делают это и страны. А саммиты дают возможность оценить прогресс, поставить новые цели или решить проблемы, из-за которых не удается достичь прежних.
Страны продвигают свою повестку, то, что им кажется, наиболее важным. И, конечно, получая поддержку от партнеров, это обязывает к разумной взаимности в будущем. Примерно так, как выстраивают отношения люди, делают это и страны. А саммиты дают возможность оценить прогресс, поставить новые цели или решить проблемы, из-за которых не удается достичь прежних.
Телеканал ОНТ, 17 октября 2021