Об этом достигнута договоренность на самом высоком уровне. Но для достижения этой цели требуется устранить существующие препоны. Об этом детально говорили на днях в Астане в рамках шестого заседания подкомитета по торгово-экономическому сотрудничеству.
Сотрудничество между Казахстаном и Китаем в последние годы идет динамично и по нарастающей, сообщил вице-министр экономического развития и торговли Казахстана Тимур Жаксылыков, открывая шестое заседание подкомитета по торгово-экономическому сотрудничеству, которое прошло на днях в Астане. «Товарооборот Казахстана с Китаем только за пять месяцев текущего года составил 8 миллиардов 730 миллионов долларов США. Это почти на 30 процентов выше, чем за аналогичный период прошлого года», – сказал Жаксылыков.
Он напомнил, что очередной раунд переговоров специалистов соответствующих министерств и компаний с двух сторон проходит в год 20-летия установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем.
«За эти годы объем прямых китайских инвестиций в экономику Казахстана составил более 6 миллиардов долларов США», – отметил вице-министр. Как известно, товарооборот между нашими странами базируется на принципе «мы им – наше сырье и полезные ископаемые, они нам – оборудование и инвестиции». Так, основной экспортной продукцией Казахстана в Китай являются нефть и нефтепродукты, руды, медь, ферросплавы, цинк.
Основная продукция, завозимая в Казахстан из Китая: вычислительные машины и их блоки, вагоны железнодорожные, трамвайные, телефонные аппараты, трубы, бульдозеры, грейдеры и т.д. Кроме этого, на территории Казахстана реализуется целый ряд проектов с участием специалистов Китая и в виде солидной финансовой помощи. Напомним, что речь идет о нефте- и газопроводе Казахстан – Китай, Мойнакской ГЭС, модернизации Атырауского НПЗ…
По словам заместителя министра коммерции Китайской Народной Республики Цзян Яопина, для скорейшей и успешной реализации всех этих крупных совместных казахстанско-китайских проектов есть несколько барьеров, один из которых – слишком сложная и длительная процедура получения въездных виз для китайских специалистов. Об этом «Литер» уже писал в своем предыдущем номере. В связи с этим Яопин обратился к казахстанской стороне с просьбой рассмотреть вопрос облегчения процедуры получения и выдачи виз гражданам Китая.
Ранее сообщалось, что в ближайшие два года в Казахстан прибудет свыше шести тысяч китайских специалистов для реализации трех проектов в нефтегазовой отрасли. «Для реализации трех таких крупных проектов, как строительство трубопроводов Бейнеу – Шымкент, Казахстан – Китай и жанажольский завод, до 2014 года в Казахстан будет завезено 6200 рабочих и специалистов из Китая», – сказала ранее представитель национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Жанар Мамбеева, выступая в мае текущего года на очередном заседании координационного совета ассоциации «KazEnergy».
По ее информации, согласно письму Министерства индустрии и новых технологий, предполагается ввоз большого количества иностранной рабочей силы сверх квоты, установленной ранее правительством, для реализации еще 11 крупных проектов на территории Казахстана. «Из-за дефицита собственной квалифицированной рабочей силы мы будем сталкиваться с такого рода ситуациями», – отметила она.
В свою очередь, в ходе прошедшего в Астане заседания казахстанская сторона рассказала о своей проблеме, которая, по ее мнению, мешает расширению двустороннего сотрудничества. Речь идет о поставках казахстанского зерна в Поднебесную.
Напомним, что в начале декабря 2009 года Китай впервые дал согласие на транзит через свою территорию в страны Юго-Восточной Азии около трех миллионов тонн казахстанского зерна. Тогда Казахстан с марта 2010 года начал экспортировать свою пшеницу в Китай, который сам в год потребляет более 100 миллионов тонн зерна. Первая пробная партия нашего товара в начале 2010 года составляла всего лишь 7 тысяч тонн.
Несмотря на достигнутые договоренности, казахстанские зерновики сегодня испытывают серьезные проблемы с осуществлением поставок в Китай. «На сегодня Казахстан экспортировал только 166 тысяч тонн зерновых», – сказал коммерческий директор АО «Национальная компания «Продкорпорация» Марат Сейсенов.
В то время как ежегодная квота для поставок казахстанского зерна в Китай с учетом наших прошлогодних запасов рекордного урожая могла бы быть не менее 1 миллиона тонн в год. Кроме этого, такой же объем мы могли бы поставлять через эту страну транзитом. На это замечание казахстанской стороны замдиректора департамента внешней торговли министерства коммерции КНР Чжан Цзен Мин заявил о готовности его страны покупать больше нашего зерна, но при условии хорошего качества и по конкурентоспособной цене.
Как выяснилось, одна из проблем низких поставок казахстанского зерна – это разные требования у карантинных служб двух стран. Так, в соответствии с требованиями китайской стороны перевозка зерна по многим документам была разрешена только в мешках, в то время как наши компании могут транспортировать свой товар только в контейнерах.
Еще одно требование китайской стороны – казахстанская пшеница должна быть очень высокого качества. Дело в том, что в Китае для улучшения муки, выработанной из китайского сырья, требуется смешивать его с зерном с клейковиной более 28 процентов. Казахстанское зерно обладает именно этими качествами.
Вместе с тем в Поднебесной давно придерживаются политики сдерживания и ограничения импорта товаров из-за рубежа, в том числе пшеницы. Ежегодно объемы ее производства в Китае только растут. Так, в 2007 году урожай пшеницы в Поднебесной составил 109,3 миллиона тонн, в 2008 году этот показатель вырос до 112,4 миллиона тонн, а в 2009-м – порядка 114,5 миллиона тонн.
Кульпаш Конырова
Астана, 28 июля 2012
zakon.kz
Кульпаш Конырова
Астана, 28 июля 2012
zakon.kz